четверг, 3 ноября 2011 г.

Интервью с руководителем департамента культуры Москвы Сергеем Капковым

Интервью с руководителем департамента культуры Москвы Сергеем КапковымНовый глава департамента культуры Москвы Сергей Капков рассказал «Парку культуры» о силе неформальных городских сообществ, культуре как социальном факторе и о том, на что в Москве могут рассчитывать творческие энтузиасты.

В четверг в Москве пройдут общественные слушания по программе «Культура Москвы в 2011—2016 годах», по результатам которых эксперты представят свое заключение мэру Москвы о том, на что и почему будут тратиться муниципальные деньги. Накануне слушаний новый руководитель департамента культуры Москвы Сергей Капков, занимающий эту должность с 1 октября, рассказал «Парку культуры», как «перепрошивать» объекты культуры, нужно ли искать для этих целей новые кадры и как должен выглядеть нормальный День города.

— Вступая в должность, вы говорили, что первое, чем займетесь, — это инвентаризация культуры в Москве. Стало ли вам по ее результатам яснее, что делать с московской культурой и что она из себя представляет на данный момент?

— Определенно стало. И главный вывод — культура должна больше коммуницировать с обществом, от детских мероприятий до театральных фестивалей, потому что они того стоят. Стало в том числе ясно, как не надо относиться к культуре в городе: не надо относиться к ней как к досугу, это важнейшая часть жизни города, от которой зависит качество жизни. Среда, без которой из города начинают уезжать.

— Скажите, а у вас при виде вверенного вам хозяйства не возникло ощущения, что вы пришли в авгиевы конюшни?

— Нет, не возникло. С городской культурой в ее нынешнем виде можно работать, и я могу объяснить почему: из всех областей нашей жизни культура единственная, в которой по-настоящему много энтузиастов, людей, которые занимаются ею просто из желания что-то делать и двигаться вперед. И это не просто помогает — это та основа, на которой вообще строится ее жизнь.

На самом деле у меня один принцип: я не должен быть специалистом во всем, я должен быть грамотным бюрократом.

Я должен слушать общество, а не спорить с ним. Если есть проблема, значит, я должен собрать экспертов, представителей сообществ, консультантов и слушать их. И не делать вид, что я самый умный и все лучше всех понимаю: если я поведу себя так, я немедленно завалю всю бюрократическую работу.

— Каким вы видите развитие культуры в Москве — по образцу Петербурга, где весь город выдержан в единой концепции, или Берлина, где каждый район отстаивает свою самость?

— Москву нельзя строить как проект — она столица многонационального государства и просто обязана быть разной, из разных лоскутов, иначе это чревато отнюдь не только культурными проблемами. Разноликость — это и есть ее лицо. В этом смысле она мало чем отличается, кстати, от Берлина. Культура Москвы и на другом уровне для каждого разная: для кого-то — посещение «Гаража», для кого-то — концерт в Театре эстрады. Наша задача — искать решения, чтобы ни один не чувствовал себя в пустоте.

В чем принципиальная новизна позиции нового мэра — у нас нет разделения: вот это, мол, наша культура, на которую мы выделяем деньги, а эта не наша — и мы ее не касаемся, есть городской театр, и мы дадим ему денег, а есть частный «Винзавод», и мы от него отдельно, пусть спонсоры деньги тратят. Москва в плане культуры — целостный организм, ее нельзя поделить на муниципальную и частную. Мы всех пытаемся вовлекать в культурную карту. Вот, к примеру, есть театры городские, есть частные, есть... подвижнические, что ли. И мы всем должны помогать, чтобы они могли приглашать режиссеров, работать в своих коммьюнити, делать что-то новое. Эта помощь — не обязательно деньги: это и оргресурсы — площадки, мощности, менеджеры.

— Кстати, о «Винзаводе»: когда он и ему подобные арт-кластеры стали наконец появляться в Москве несколько лет назад, они производили впечатление пробившихся сквозь асфальт растений, инициативы снизу, проросшей, несмотря ни на что. Как вам кажется, в городском культурном хозяйстве вообще можно опираться на инициативу снизу?

— Это должен быть обоюдный процесс, взаимный, причем инициатива должна идти с обеих сторон. Вот смотрите, мы с префектом объезжаем Северо-Восточный округ, это миллион двести москвичей. На его территории есть, например, брошенные объекты — общежития. Почему бы не перепрофилировать, не «перепрошить» такое место, не сделать там культурный центр или дом детского творчество? Это уже реальное дело. Точно так же, если частный бизнес (как было в случае с «Винзаводом») хочет идти в культуру, это надо подхватывать. Мотивации могут быть самые разные: если есть бизнесмен и у него есть желание вкладываться в какую-то культурную инициативу, то здесь мы можем поддержать, взяв на себя бюрократическую часть — согласовать и таким образом облегчить ему реализацию его инициативы. Почему? Потому что таким образом и он, и мы выполняем социальную работу для города.

Я здесь хотел бы вернуться к тому, о чем говорил — о социальной функции культуры. Не о специальных «социально значимых программах», а об общей практике.

Культура не может существовать обособленно, вот здесь у нас, например, школа, а вот здесь культурный досуг.

Мы со спектаклями, музеями, фестивалями должны идти к детям, к их родителям. Устраивать жизнь — от фестивалей детского рисунка до централизованного посещения спектаклей и от фестивалей анимации до непосредственного участия школьников, скажем, в постановках на базе своих школ. Ну то есть это не догма, я говорю о должном уровне нашей активности.

— Основная претензия москвичей к прежнему устройству культурной жизни как раз была в том, что ее было вроде бы как много, только ощущения жизни от нее не было и ее никто не замечал, кроме Дня города, когда ее было слишком много. Как изменить такую ситуацию?

— Постараюсь объяснить как раз на примере Дня города. Что мы с вами делаем в день города? Уезжаем из города, потому что все, что происходит, никому не нужно, везде толпы, все перекрыто и так далее. А нужно, чтобы хотелось взять ребенка и идти гулять на бульвары, потому что там круто. Теперь поконкретнее: вот есть площадка, и есть городской праздник. Что с ней делать? Надо, чтобы город предоставил полицию, туалеты, и пустить на эту площадку, условно, журнал «Афиша». То есть

формальное место — городскую площадку — отдать неформальному коммьюнити.

То же самое, не знаю, берем площадку детского парка и студию «Союзмультфильм» или Disney. Берем на себя оповещение, всю бюрократию волокиту, помогаем даже деньгами — только покажите содержательную инициативу в ответ. Внешнюю, замечу, инициативу, не нами сверху навязанную.

— Прекрасная картина рисуется.

— Ой, давайте не будем обольщаться — это каждый раз штучная работа по подбору и взаимной настройке.

— А опыт пермской культурной экспансии, когда на культуру сделали ставку как на один из главных социальных инструментов, — он может быть применим в Москве?

— Есть два существенных отличия, из-за которых Москва и Пермь находятся в разных ситуациях и едва ли могут быть сравнимы. В Москве, поскольку она столица, культуры по-настоящему много — ее нужно организовывать и заниматься, но в ней нет количественного недостатка. Равно как и потребителей культуры столько, сколько в Москве, нет ни в одном городе России. Москва — город балованный. И в этом он с европейскими столицами конкурировать должен, а не с российскими городами, у которых другой культурный ландшафт.

— А насколько может конкурировать с европейскими собратьями город, культурная инфраструктура которого, по сути, настолько советская?

— Тут важно, что именно имеется ввиду. Я уже говорил про силу коммьюнити, постараюсь остановиться на этом поподробнее. Вот есть, к примеру, театр «Современник»: возникшее вокруг него сообщество по своей сплоченности, внутренней силе и содержательности — оно не уступает... ну, не знаю, сообществу сайта Look At Me. Это сообщество выковывалось годами. Да, есть места без сообществ вокруг них, без внутреннего духа — значит, надо искать, как заинтересовать существующие коммьюнити, как перекодировать такие места. Про что был Парк Горького? Про аттракционы и дешевый алкоголь. Мы сносили все до основания? Нет. Просто убрали аттракционы и позвали нормальных людей для сотрудничества. А за ними подтянулась и нормальные люди в качестве потребителей такого досуга. Подтянулись хипстеры, подтянулись экстремалы.

Проявится бум рождаемости — надо делать больше, еще больше детских площадок. Начнется (а он начнется, я уверен) велосипедный бум — будем везде ставить велопарковки. Войдут в моду собаки — будем строить собачьи площадки.

— Сергей Александрович, но где вы возьмете кадры для таких же новых бюрократов? Откуда появятся эти самые новые директоры районных ДК для такой «штучной работы»?

— Знаете, я вот тут недавно был в Библиотеке имени Тургенева на Чистых прудах. Обычная библиотека, но как же там все замечательно придумано! В подвале театральная студия, где играют на двух языках, кафе. Всем этим руководит директор, которой 65 лет. Кадры надо искать не новые, а мотивированные, если уж на то пошло. Но и новые тоже. Вот, например, на базе Центра имени Мейерхольда сейчас будем готовить новых менеджеров для московских театров.

— Кстати, о театрах: почему в последние годы больше всего скандалов в московской культуре проходило именно в театрах? Увольнения и назначения прошли в Школе драматического искусства, Драматическом имени Станиславского, теперь вот Театр Маяковского штормит.

— Для меня часто секрет, как художественные руководители с директорами, приходя на работу в одно место, через полгода умудряются начать ссориться. Но на самом деле проблема в следующем: театры в нынешних условиях меняются быстрее, и часто за ними не поспевают либо худруки, либо директоры. И даже сложно занять чью-то сторону — каждый раз приходится аккуратно расширять, распутывать, чтобы театр работал. Единственное, чего нельзя допускать, — чтобы городские театры (музеи, библиотеки, да и вообще учреждения культуры) кем-то приватизировались, становились чьей-то вотчиной.

— Может быть, выходом является система интендантов, когда руководитель назначается сроком на несколько лет, а потом уходит?

— Это, может быть, и хорошая система, только у нас она невозможна по трудовому законодательству. И мы сразу должны искать другие пути.

— А если у вас выдастся свободный вечер, куда вы сами пойдете?

— Ну, я обычно не раздумываю — я пойду в театр или в музей. И могу объяснить почему: у нас в городе их действительно много, есть детские театры и музеи с детскими программами, есть и серьезные театры, есть и передовые музеи.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Театр":

Юрий Любимов посетит международный Волковский фестиваль в Ярославле
XII Международный Волковский фестиваль, который пройдет в Ярославле с 3 по 9 ноября, откроется скандальным спектаклем директора Волковского театра Евгения Марчелли "Дачники" в четверг, сообщили РИА Новости в пресс-службе театра. Родившийся в Ярославле режиссер Юрий Любимов сразу из Рима, где он получал премию имени Н.В. Гоголя, приедет на фестиваль. "Из Рима я поеду в Ярославль, где пройдет Меж...
  (читать дальше)

Криками "браво" и "позор" встретили зрители первую премьеру в Большом
Криками "Браво!" и "Позор!" закончилась в среду первая премьера на торжественно открывшейся после шестилетней реконструкции главной сцене Большого театра - опера "Руслан и Людмила", поставленная режиссером-экспериментатором Дмитрием Черняковым, передает корреспондент РИА Новости. Выбор постановки для премьеры обновленного Большого был обусловлен торжественностью момента: у "Руслана и Людмилы", в...
  (читать дальше)

Режиссер Учитель пока не работает над экранизацией "Анны" Клавдиева
Режиссер Алексей Учитель пока не собирается браться за русский вестерн по пьесе Юрия Клавдиева "Анна", поскольку занят другим проектом. "Никакой работы по "Анне" не ведется. Мы заказали Клавдиеву сценарий, но его даже близко никакого нет, эта история еще очень надолго", - сказал РИА Новости Учитель. Он добавил, что в настоящий момент занят экранизацией неопубликованной повести Захара Прилепина ...
  (читать дальше)

БДТ им. Товстоногова откроет сезон на чужих сценах из-за ремонта
Большой Драматический Театр открывает седьмого ноября в Санкт-Петербурге свой 94-й сезон вне родных стен в связи с ремонтом исторического здания театра, сообщил на пресс-конференции художественный руководитель БДТ Темур Чхеидзе. Театр был закрыт на ремонт и реконструкцию с середины 2010 года. Решение о ремонте здания было принято в 2009 году на совещании с участием руководства БДТ и замминистра к...
  (читать дальше)

Cirque du Soleil привез в Москву праздничное семейное шоу Saltimbanco
Московская премьера шоу Saltimbanco всемирно известного канадского Cirque du Soleil состоится в четверг на Малой спортивной арене СК "Лужники", классический спектакль о жизни в мегаполисе с аншлагами уже прошел в Екатеринбурге и Казани, сообщили РИА Новости в пресс-службе Cirque du Soleil Rus. Фото: Olivier Samson/Cirque du Soleil Номер из репертуара Cirque du Soleil Шоу в отличие от многих по...
  (читать дальше)

Юрий Любимов приедет на открытие сцены театра им. Волкова в Ярославле
Камерная сцена в театре драмы имени Федора Волкова в Ярославле откроется в среду после полутора лет реконструкции и станет творческой лабораторией для экспериментов молодых драматургов, режиссеров и актеров, сообщила пресс-секретарь театра Татьяна Джурова. Джурова сообщила, что почетным гостем церемонии открытия, на которой состоится показ мультфильмов Александра Петрова, станет "живой классик т...
  (читать дальше)

На "Руслана и Людмилу" в Большой еще можно попасть за 2,5 тыс рублей
Билеты на завтрашнюю премьеру оперы "Руслан и Людмила", которая станет первой на исторической сцене открывшегося 28 октября после шестилетней реконструкции Большого театра, еще можно приобрести в интернете по цене от 2,5 тысяч рублей. Перед открытием Большого театра в интернете появились сообщения о том, что билеты на гала-концерт якобы можно было купить за 2 миллиона рублей. Однако подобного ро...
  (читать дальше)

Обновленная сцена Большого откроется оптимистической оперой Чернякова
Премьера "Руслана и Людмилы" на торжественно открывшейся после шестилетней реконструкции главной сцене Большого театра станет первым полноценным сценическим воплощением большой русской оперы Глинки, уверен режиссер-постановщик спектакля Дмитрий Черняков. Впервые зрители смогут увидеть оперу 2 ноября, в среду. Как отметил в беседе с журналистами на генрепетиции Черняков, выбор постановки полност...
  (читать дальше)

Новый худрук ГАСО имени светланова рассказал о своих планах
Минкультуры представило нового худрука ГАСО имени Светланова – Владимир Юровский, заменивший уволенного со скандалом Марка Горенштейна, пообещал найти общий язык с худсоветом оркестра, а самому оркестру - звездных дирижеров на время своей занятости. Дирижер Владимир Юровский намерен начать свою деятельность на посту худрука с приглашения за пульт некогда главного оркестра страны именитых дирижеро...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)