среда, 2 ноября 2011 г.

Интервью художника Бертрана Плана

Интервью художника Бертрана ПланаФранцузский художник Бертран План, чья выставка открывается 3 ноября в рамках Московской биеннале современного искусства, рассказал «Парку культуры» о своей автомобильной поездке из Владивостока в Москву, искренности российских провинциалов и путешествии как перформансе.

Выставка Бертрана Плана в Москве в программе 4-й биеннале современного искусства значится самой последней по срокам. Дело вовсе не в том, что автор припозднился с заявкой. У него более чем уважительная причина для откладывания своей экспозиции в фонде культуры «Екатерина» на начало ноября: он два месяца добирался в Москву на автомобиле из Владивостока. Это путешествие Бертран совершил по причинам не столько туристическим, сколько художественным, рассчитывая претворить полученный опыт в серию инсталляций. Именно в этом жанре, соединяющем компьютерные технологии с реальными предметами, молодой автор заработал международную популярность: на его счету четыре десятка групповых и персональных выставок по всему свету. Нынешний российский тур в этом перечне наверняка займет особое место.

– Ваша выставка носит название «Bump it! Tour 2011». «Bump it!» – так вы именуете свой творческий метод. А в чем он заключается?

– Это технология, которая используется для изменения нашего взгляда на окружающую среду. Я помещаю в пространстве какие-либо трехмерные объекты, фотографирую их, затем фотография подвергается специальной компьютерной обработке, а сами объекты выкрашиваются в белый цвет. И уже в таком виде на них проецируется прежнее, но несколько измененное изображение. Название «Bump it!» позаимствовано из языка компьютерных команд, но суть метода состоит в совмещении виртуального с реальным. Правда, сейчас компьютер для меня скорее материал, чем инструмент – я стараюсь перевернуть представления о том, для чего нам вообще нужны информационные технологии.

– И в чем должен выражаться эффект, производимый на зрителя?

– Каждая новая инсталляция – своего рода эксперимент. Хотя, разумеется, я не ставлю себе целью наглядно демонстрировать публике возможности софта. Задача в другом: поставить зрителей в ситуацию, когда их привычный опыт восприятия сталкивается с компьютерными трансформациями. Это переживание «настоящего – ненастоящего» у каждого будет своим. Мы ведь нередко лишь думаем о предмете, а не видим его как таковой. В зазоре между мысленным и визуальным образом я и пытаюсь помещать свои метафоры. Единицей измерения реальности становится пиксель, и важно бывает ощутить, что меняется внутри нас при такой постановке вопроса.

Мы же сами придумали компьютер, так что все созданное при его помощи неизбежно выражает наше отношение к миру вокруг. Мы пытаемся, как и компьютер, анализировать этот мир, разбивая его на фрагменты, на своего рода пиксели. Наши воображаемые «пиксели» повсюду, между ними нет никакого пустого пространства – как и на экране монитора. А нам кажется, что компьютер создает «другой мир», хотя это лишь продолжение наших собственных представлений. Потому мне и интересно сталкивать две разные грани одного, по сути, феномена – реальности. Я думаю, что на самом деле пустота существует, только ее нелегко обнаружить и показать. В частности, она кроется в промежутке между цифровыми и аналоговыми технологиями.

– А каким образом эта концепция связана с путешествием через всю Россию?

– Мне нравится в моих работах соединять полюса, и в путешествии есть та же идея. Нужно так соединить географические пункты, чтобы в этом соединении обнаружился какой-то смысл. Для меня этот смысл состоит в том, что путешествие позволяет уточнить метод «Bump it!», упростить его, очистить от избыточной технологии. В двенадцати городах на маршруте я делал остановки, чтобы создать там по произведению. Этот непростой ритм заставлял на многое посмотреть иначе. Долгое автомобильное путешествие по почти пустому пространству кардинально меняет отношение к художественной работе. Делать по дороге инсталляции – совершенно иное занятие, нежели выстраивать выставку в музее или галерее. Процесс часто оказывается непредсказуемым, требуется что-то сочинять на ходу, и для меня этот опыт был очень важен.

С другой стороны, хотелось помешать самому себе много думать, на время изжить прежний культурный багаж – буквально «убить часть себя». Когда ты перестаешь анализировать, то оказываешься в настоящем, в транзитной точке между прошлым и будущим... Психологически это был немного опасный эксперимент: меня ничто не защищало – вернее, я сам отказался от привычной самозащиты. Полагаю, что именно поездка по России лучше всего соответствовала моему стремлению поменять кое-какие акценты в творчестве. Этот проект я мог реализовать только здесь.

– Ваши инсталляции по пути из Владивостока в Москву и финальная выставка навеяны дорожными впечатлениями?

– И да, и нет. Существуют два способа получить вдохновение от путешествия: размышлять об увиденном или пребывать в динамике, отказавшись от анализа и выводов. У меня преобладало второе. Прибыв в очередной город, я делал инсталляции буквально из того, что можно было там найти. Например, во владивостокской галерее «Арка» я просто использовал стоявший там шкаф с обиходными предметами – шваброй и тому подобным... Конечно, пережитое по дороге каким-то образом сказывалось на результатах, но я намеренно не искал ответа, каким именно. Это касается и выставки в Москве. Она не будет «отчетом о проделанной работе», здесь просто возникнет своя инсталляция – надеюсь, лучшая из всех, сделанных за время российского тура. Единственным элементом «резюме» станет показ видео, снятого в поездке.

– Вы упомянули о психологической опасности своего тура, имея в виду его воздействие на личность. Но вообще-то автопробег Владивосток – Москва даже многими россиянами, не говоря уж об иностранцах, воспринимается как реальный экстрим. Возникали ситуации, которых вы никак не могли предвидеть?

– Как это ни покажется странным, но где-то на подсознательном уровне я предвидел почти все, что будет, и мало чему удивлялся. Это путешествие не стало для меня ни слишком тяжелым, ни экстремальным. Пожалуй, экстремальнее всего было устраивать выставки – каждый раз в новом месте и с новыми объектами. Ну и еще сосуществовать с другими членами экипажа: нас было трое в машине... Однако само по себе путешествие оказалось нетрудным, я даже не прочь был бы когда-нибудь его повторить – в компании со своей подругой. Остались потрясающие воспоминания и ощущение абсолютной свободы, которое невозможно испытать во Франции. Иногда на дороге подолгу никого не было, кроме нас, и я буквально впадал в гипнотическое состояние, глядя на проносящиеся мимо пейзажи... И люди, которых я встречал, мне очень понравились. Русские, конечно, могут быть жесткими, но в конце концов обнаруживаются искренность, доброта и любопытство. Однажды нам встретилась женщина, которая впервые в жизни видела иностранцев, и ее реакция оказалась весьма трогательной, отнюдь не враждебной. В России, особенно в провинции, искренность ощутима повсюду.

– Принято считать, что жители провинции, в отличие от Москвы и Петербурга, не знают и не понимают современного искусства. Вам приходилось сталкиваться с недоумением по поводу собственных работ?

– Конечно, представления о культуре там несколько другие, порой их что-то смущало и удивляло, но это все снимается путем общения, коммуникации. На самом деле я пришел к выводу, что в провинции искусство воспринимают лучше, чем в столицах. Там нет пресыщенности и нет привычки к постоянному анализу. Люди просто переживают увиденное. Вероятно, как автор я что-то теряю при таком зрительском подходе, но приобретаю гораздо больше... Да, действительно, в некоторых городах совсем нет галерей современного искусства, и мне приходилось делать инсталляции в несколько неожиданных местах – скажем, в университете. Работы там смотрелись не так, как я предполагал, но даже такой опыт для меня был важен.

Иногда возникали смешные ситуации: я всегда уделяю особое внимание деталям, думаю, где и как установить проектор, чтобы достичь наилучшего эффекта, а мне говорят: «Да какая разница, ставь его сюда на полку, главное – работает...» Подобных историй хватало – даже тут, в Москве. Но в них есть свой плюс: они ставят тебя на землю, а я как раз за этим и отправился в дорогу. В конце концов, я не создаю свои произведения исключительно для сообщества знатоков современного искусства. Это были эксперименты в формате «здесь и сейчас», достаточно простые по исполнению, и они очень хорошо принимались в провинции.

– Вы намерены и дальше практиковать длительные арт-поездки?

– Я эти путешествия рассматриваю отчасти как перформанс и повторять их где бы то ни было в прежнем виде не вижу смысла. Хотя, разумеется, я и до этого много перемещался по планете, для меня важно всегда быть в движении. У меня даже квартиры в Париже нет, она не очень-то и нужна – когда я не в отъезде, прекрасно могу ночевать у себя в мастерской. Словом, путешествия – моя стихия. Но российский тур – уникальная ситуация, дублировать ее не имеет смысла. Возможно, в будущем возникнет какой-то проект, тоже связанный с конкретной страной, но сомневаюсь, что он будет основан на уже испробованном сценарии. По крайней мере, сейчас, сразу после того, как я преодолел 13 тысяч километров (это треть планеты, между прочим), подобная идея даже в голову не может прийти... Кстати, что я говорю, почему «сразу после»? Я ведь и сейчас нахожусь в путешествии, Москва – это пункт маршрута.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Живопись":

Выставка «Новая академия. Санкт-Петербург» в фонде культуры «Екатерина»
Воскрешение классических идеалов чудеснейшим образом уживается с постмодернистским стебом на выставке «Новая академия. Санкт-Петербург» в столичном фонде культуры «Екатерина». Красота если не спасет мир, то обязательно его развлечет – такой эпиграф мог бы предварять ретроспективу, именуемую в релизе «парадным шествием петербургского неоакадемизма». Когда Георг Вильгельм Фридрих Гегель придумывал ...
  (читать дальше)

Арт-рынок насторожен в Нью-Йорке, хотя и установил мировой рекорд
Аукционный дом Christies, рассчитывавший собрать выручку в размере свыше 200 миллионов долларов на торгах "Искусство импрессионизма и модернизма", которые состоялись в Нью-Йорке во вторник вечером, продемонстрировал настороженность арт-рынка на фоне падения Уолл-стрит и опасений о новом витке рецессии. Итогом вечерних торгов стала выручка в размере 140,8 миллиона долларов при непроданных топ-лот...
  (читать дальше)

Christie`s выставляет на торги полотна Пикассо и скульптуру Дега
Аукционный дом Christie`s рассчитывает собрать выручку в размере свыше 200 миллионов долларов на торгах "Искусство импрессионизма и модернизма", которые состоятся в Нью-Йорке во вторник вечером. Бесспорным топ-лотом среди 84 выставляемых на продажу устроители торгов назвали знаковую работу Эдгара Дега "Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица", эстимейт которой составляет 25-35 миллионов доларов....
  (читать дальше)

Музейные шедевры откроют русские торги в Нью-Йорке
Осенние русские торги, на которые выставлены поистине шедевры, пройдут во вторник в Нью-Йорке. Топ-лоты аукциона предоставили известные музеи и галереи США, средняя цена лота достигает 1 миллиона долларов. "Каждый раз коллекционеры говорят нам - "мы хотим все самое лучшее". Мы представляет на этот раз всего 29 лотов, но это действительно лучшие образцы русского искусства, которые нечасто можно п...
  (читать дальше)

Основной проект Московской биеннале увидели 70 тысяч человек
Выставку "Переписывая миры", основной проект 4-й Московской биеннале современного искусства, за полтора месяца работы пришло посмотреть 70 тысяч зрителей, рассказал в интервью РИА Новости ее комиссар Иосиф Бакштейн. Экспозицию курировал крупнейший специалист по медиаискусству Петер Вайбель. В общей сложности на выставке показывали работы порядка 80 авторов из 33 стран, которые разместили на двух...
  (читать дальше)

Никас Сафронов впервые привез в Калининград более 80 своих картин
Выставка картин одного из самых известных и модных современных художников Никаса Сафронова, включающая более 80 работ, впервые открылась в калининградской художественной галерее в пятницу. "Около пяти лет назад, проводя анкетирование посетителей, мы интересовались, с творчеством какого художника они хотели бы познакомиться. Никас оказался в первой пятерке, наряду с такими классиками, как Рубенс"...
  (читать дальше)

Картины Айвазовского и Рериха выставят на продажу в Москве
"Российский аукционный дом" (РАД) выставит на продажу картины Айвазовского и Рериха в рамках третьего аукциона искусства и предметов антиквариата 26 ноября в Москве, сообщает в пятницу пресс-служба аукционного дома. "На аукцион будут выставлены уникальные произведения западноевропейских и русских мастеров конца XIX - XX веков, а также предметы декоративно-прикладного и ювелирного искусства", - г...
  (читать дальше)

Фестиваль "Видеоформа" в Петербурге посвятят толерантности
Второй Международный фестиваль "Видеоформа", на котором покажут видеоарт на тему толерантности с отсылками к знаменитому немому фильму Гриффита "Нетерпимость", начинается 28 октября в петербургском Центре современного искусства имени Курехина, рассказали РИА Новости в пресс-службе фестиваля. "По счастью, художники, занимающиеся современным искусством, социально и политически ответственны. Они по...
  (читать дальше)

Хронология реконструкции Большого театра. Справка
8 октября состоится торжественное открытие исторической сцены Большого театра после длительной реконструкции. Большой театр в Москве открылся 18 (6 по ст. ст.) января 1825 года. За долгую историю Большого театра в здании много раз проводились строительные, ремонтные, реставрационные, перепланировочные и прочие работы.В 1894 году в связи с ремонтом театр закрывался на год. К северному фасаду здан...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)