пятница, 25 ноября 2011 г.

"Ходорковский": сказание о блаженном Михаиле

Ходорковский: сказание о блаженном МихаилеВчера в Москве впервые показали "Ходорковского" Кирилла Туши - документальный фильм, которому рукоплескали на Берлинале, из-за которого режиссер несколько месяцев боялся появляться в собственной квартире; ленту, которую с невероятными трудностями снимали пять долгих лет, а теперь, преодолевая еще большие трудности, пытаются выпустить в российский прокат. Что там Берлин! При всем уважении к немцам, в особенности к режиссеру Туши, "Ходорковский" от начала и до конца - наше кино, авторство которого принадлежит не кинематографистам, а российскому коллективному бессознательному. Это здесь, а не в Европе, ему должны рукоплескать или освистывать, здесь потенциальная аудитория этого фильма примерно равна всему населению страны.

Плохая новость в том, что Россия узрит эту современную былину и сможет вполне ее оценить лишь в одном случае: если Первый канал купит права на "Ходорковского". Именно там, на центральном ТВ, находится "соборный ум" федерации, которому только и под силу донести эпическую мощь этого фильма до россиян. Кинопрокат, тем более такой ничтожный (полтора десятка залов на всю страну!) не даст этому фильму ничего. Но даже если вчерашний показ станет единственным, "Ходорковский" все равно органически принадлежит России, вернее самым сокровенным глубинам русской души, к которым в первую очередь и адресовался Туши. К той ее давно пустующей части, где под "Ходорковского" было зарезервировано место, в пустующем разделе "национальный герой".

Чтобы разместить это видео у себя в блоге, скопируйте данный код

Скажете: преувеличение? Хорошо, тогда попробуйте толком пересказать всю историю Ходорковского, начиная с момента его ареста и до оглашения приговора по второму делу. Это все равно, что пересказывать дадаистскую поэзию, записанную двоичным кодом. Невозможно! Я лично слышал противоречивые интерпретации этого сюжета от нескольких разных, но равно авторитетных людей. Еще бы, там только жалоб адвокатов по одному производству три кило, а сколько всего леса было изведено на бумагу за время процесса? Тем не менее, в России у каждого есть мнение по поводу Ходорковского, причем некоторые версии - совершенно фольклорные. Например, что Михаил Борисович не в тюрьме, а на тропическом острове (а в колонии мается двойник). Прямо как царь Александр I, который, по легенде, не умер в Таганроге, а удалился от мира, став старцем Федором Кузьмичем. Туши, похоже, внимательно изучал наше устное народное творчество и, сломав зубы о дело опального олигарха, решил в итоге попробовать себя именно в этом жанре.

Но начиналось все традиционно: немецкий режиссер Кирилл Туши решил сделать документальное кино о самом молодом олигархе планеты, арест которого обвалил российский фондовый рынок на 20%. Интересно же? Конечно, интересно. Но Туши еще плохо представлял, что ему предстоит узнать и что пережить в ближайшие пять лет. С каким страхом и нелепостью столкнуться, сколько отказов от высокого начальства выслушать.

Он нарыл массу полезных и потрясающих для себя сведений - на три с половиной часа готового фильма. В нем было все. Развал Союза и первые шаги капитализма в России, детство Ходорковского и его еврейское происхождение (почему-то эту тему режиссер решил отметить особо), то, другое, десятое. Туши заманил в свой фильм Невзлина и Немцова (Явлинский был согласен говорить о чем угодно, но только не о Ходорковском), разговорил экс-главу МИД ФРГ Йошку Фишера (тот рассказал кое-что о "фокусе" с поглощением ЮКОСа "Роснефтью"), запечатлел, как Александр Осовцов кормит свою домашнюю бегемотиху Пышу морковкой, сумел убедить семью Ходорковского в своих добрых намерениях. У него даже получилось взять короткое интервью у самого героя прямо в зале суда! В окончательный двухчасовой монтаж это интервью, конечно, вошло. Но многим пришлось и пожертвовать.

По мере работы над фильмом режиссер понимал, что для большинства россиян многое из того, что он рассказывает - само собой разумеется. Какие-то общие сведения про комсомол или про то, что первые русские бизнесмены могли сколотить банк с начальным капиталом в $100 тысяч, но не умели пользоваться чековой книжкой. А европейцам, наоборот, многое из нашей реальности непонятно. В общем, на монтаже Туши принял верное решение, которое превратило его кино из заурядного журналистского расследования в фильм-сказание.

Туши выбросил все лишнее. Оставил только величественную четвертую симфонию Арво Пярта, которую композитор посвятил Ходорковскому, под звуки которой и создается новейшая российская мифология: легенда о добровольном удалении Ходорковского от мира и чудесном преображении его из акулы капитализма в пророка гражданского общества.

Ходорковский режиссера Туши проходит сложный путь сначала к самой вершине, а затем на самое дно - и все добровольно! Сперва, в дикие девяностые, он поддается разгулявшейся капиталистической стихии и создает мощную финансовую империю. К концу столетия он резко меняется и принимается за гуманитарные и образовательные проекты. Пытается положить конец коррупции, которой когда-то активно потворствовал. Старается привести страну в порядок - то есть ведет себя как культурный герой из мифов, как Прометей, с которым его однажды сравнили соратники. Туши подхватывает этот образ: Ходорковский сконцентрировал в своих руках огромные активы, но как будто не ради себя - он не носит кричаще дорогой одежды, для него не перекрывают дорог (тут же показывают президентский эскорт), он поддерживает детей и науку, ездит по регионам с душеспасительными лекциями. Добившись богатства, он как будто бы понимает, что им еще нужно суметь распорядиться - и распоряжается. Забираясь тем самым на территорию действующей власти.

И когда власти сначала надавливают на Ходорковского, а затем, как и остальным, дают возможность унести ноги - бизнесмен подчиняется не здравому смыслу, а своей новой иррациональной миссии. Он остается. И это парадоксальное решение возносит его совсем высоко, выше всех врагов и бывших соратников.

Туши показывает других, тех, кто все-таки бежал: в их глазах нет того античного спокойствия и безмятежности, которое есть у заключенного Ходорковского. Они думают о каких-то компенсациях, о деньгах, которые у них отняли. Ходорковский, если его послушать, думает только о законности и о России. Как говорит один из британцев, бывших финансовых консультантов ЮКОСА: в России богатство считается грехом и Ходорковский, видимо, решил свой грех искупить. Судя по фильму, по словам и выражению лица его героя, грех уже искуплен, и сибирский сиделец готов к выходу на свободу.

Такое впечатление оставляет то ли художественный, то ли документальный фильм "Ходорковский", который, возможно, появится в избранных кинотеатрах страны через неделю. А может быть и нет. Продюсеры, ссылаясь на "надежные источники", утверждают, что власти "не рекомендуют" столичным кинозалам показывать этот фильм. Это, как и большинство из того, о чем говорится в ленте, нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Именно поэтому история Михаила Ходорковского и кажется такой особенно российской: в ней столько непонятного, столько требующего не рационального осмысления, а принятия на веру. И, в конечном счете, важно не то, украл ли Ходорковский те газиллионы тонн нефти или нет. Важно то, что посмотрев это кино, решили бы зрители - причем все доступные телевидению зрители, каждый взрослый россиянин, потенциальный собственник недр. Вера в этот миф, в личный пример исправившегося Ходорковского, пусть не реального, а такого, каким он показан в фильме Туши - это, в конечном счете, мистическая вера в преображение, в возможность самим стать лучше. И для личного спасения каждого она гораздо продуктивнее, чем слепая злоба.

И если бы искусство и жизнь в самом деле так тесно переплелись, как в этой истории, логичным финалом было бы, чтобы слова из слогана фильма стали реальностью. "Ходорковский. Выходит первого декабря". Тогда, пожалуй, и фильм можно было не выпускать.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Кино":

Новая постоянная экспозиция открылась в ММСИ
Абсолютно темная комната с поролоновым полом, качели и кровать, на которой можно полежать и посмотреть телевизор, - в таком антураже предстает искусство последнего столетия на обновленной постоянной экспозиции Московского музея современного искусства на Петровке, открывающейся в пятницу. Некоторое время назад музейщики решили больше не прятать в запасниках свою обширную коллекцию, в которой есть...
  (читать дальше)

Надежда Маркина получила премию Азиатско-Тихоокеанского региона
Кинопремия Азиатско-Тихоокеанского региона (Asia Pacific Screen Award) за лучший фильм досталась "Разводу Надера и Симин" иранского режиссера Асгара Фархади, сообщает в четверг Screen Daily. Чтобы разместить это видео у себя в блоге, скопируйте данный код Ранее картина завоевала на Берлинале "Золотого медведя" за лучший фильм и "Серебряного медведя" за актерский ансамбль, была удостоена премий ...
  (читать дальше)

Четвертые "Сумерки" повысили туристическую популярность Румынии
Каждый пятый поклонник фильма "Сумерки" мечтает о поездке в Трансильванию (Румыния) после просмотра четвертой части вампирской саги, приводит результаты исследования компании Travelex Worldwide Money портал romaniantimes.at. Статистические данные показывают, что количество туристов в Трансильванию выросло на 50%. Среди прочих поклонников вампирской саги лидируют американцы и британцы. В сообщен...
  (читать дальше)

Компания ЦПШ в 2011 году пустила деньги Фонда кино на четыре проекта
Кинокомпания "Централ Партнершип" (ЦПШ), вошедшая в число лидеров отечественного кинопроизводства и в этом качестве получающая от Фонда кино по 250 миллионов рублей ежегодно, в 2011 году пустила деньги на четыре проекта - "Уланская баллада", "Марафон", "Бой с тенью-3" и "Пять невест", сообщили РИА Новости в четверг в пресс-службе ЦПШ. Чтобы разместить это видео у себя в блоге, скопируйте данный ...
  (читать дальше)

Скарлетт Йоханссон и Роберт Дауни-младший могут приехать в Москву
Скарлетт Йоханссон (Scarlett Johansson) и Роберт Дауни-младший (Robert Downey Junior) могут появиться в Москве на премьере фильма "Мстители" (The Avengers), который выйдет в прокат в мае следующего года, сообщила РИА Новости генеральный директор "Уолт Дисней Компани СНГ" Марина Жигалова-Озкан. "Сейчас сложно что-то обещать, но мы надеемся, что сможем привезти в Россию в гости в первый раз и Скар...
  (читать дальше)

ВАС РФ принял жалобу на аккредитацию РСП на сбор 1% с чистых дисков
Высший арбитражный суд РФ зарегистрировал заявление Российского общества по смежным правам (РОСП) о пересмотре постановления о законности решения Росохранкультуры об аккредитации Российского союза правообладателей (РСП) Никиты Михалкова на сбор 1% со стоимости звукозаписывающей техники и чистых носителей, сообщил агентству РАПСИ/infosud представитель суда. РОСП просит ВАС РФ пересмотреть в поряд...
  (читать дальше)

Эдуард Назаров открыл своим ученикам мир анимации - Алексей Демин
Российский художник-аниматор Эдуард Назаров, автор мультфильмов "Винни-Пух" и "Жил-был пес", который в среду отмечает свой 70-летний юбилей - мастер, ставший внутренним цензором для многих поколений прекрасных аниматоров, считает мультипликатор Алексей Демин. Режиссер, сценарист и художник-постановщик Эдуард Назаров - автор любимых мультфильмов, среди которых "Жил-был пес", "Винни-Пух" "Путешест...
  (читать дальше)

Кароль Буке представила в Москве фильм "Незаконченный роман"
Фильм "Незаконченный роман" Андре Тешине (Andre Techine), который представила в Москве во вторник звезда французского кино Кароль Буке (Carole Bouquet), расскажет историю двух взрослых людей, не сумевших сохранить свою любовь и начать новую жизнь. Сюжет новой картина режиссера, сценариста и кинокритика Андре Тишине, автора ленты "Свидания", получившей премию Каннского фестиваля за лучшую режиссу...
  (читать дальше)

Йос Стеллинг: интерес не в персонажах, а в пространстве между ними
Человек, снявший "Иллюзиониста" и "Стрелочника", вдруг объявил, что его следующий фильм будет романтической историей любви, даеще срусскоязычным главным героем. В интервью РИА Новости Йос Стеллинг объяснил, почему актерам лучше непонимать друг друга, арежиссеру важнее находиться вмонтажной, чем насъемочной площадке. Беседовала Ольга Гринкруг. - Герои ваших прежних фильмов крайне немногословны. В...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)