вторник, 8 ноября 2011 г.

Диана Вишнева: в балете Марты Грэм женщина обретает неимоверную силу

Диана Вишнева: в балете Марты Грэм женщина обретает неимоверную силу

Перед приездом в Москву с 16 по 18 ноября с программой "Диалоги", подготовленной совместно с Джоном Ноймайером и балетмейстерами Нидерландского балета, прима Мариинки и автор проекта Диана Вишнева опровергла стереотип, согласно которому российские танцовщики слабее западных, сравнила свой опыт современной хореографии с шахтерским трудом и пообещала продолжить сниматься в кино. Беседовал Глеб Борисов.

- Вам уже довелось работать с современными хореографами: МакМилланом, Локком, Ратманским. "Диалоги" - шаг в новом направлении?

- Действительно, это далекая от классики стилистика. И, конечно, мне хотелось попробовать что-то новое. Кроме того, мне хотелось показать развитие танца во времени. "Диалоги" - это и 50-е годы, когда ставила Марта Грэм, и Джон Ноймайер, который уже вошел в разряд живых классиков, и Пол Лайтфут, который представляет сегодняшний театр. Что интересно: все три работы - совершенно различные по стилю и направлению - хорошо стали жить вместе в одном вечере, получилась история, интересная и мне самой, и профессионалам, и даже, возможно, людям более далеким от театра.

- Для вас "Диалоги" - это отказ от классики?

- Мир современного балета намного ярче и шире, чем классический: здесь нет четкого сюжета, а ключевым моментом становятся эмоции; ты как артист, женщина и человек освобождаешься, раскрываешься по-новому. Но в Мариинском театре и в Театре Американского балета я с удовольствием продолжаю танцевать классический репертуар - "Жизель", "Баядерку", "Лебединое озеро".

- Вы готовы браться и за новые спектакли в классическом репертуаре?

- Мои давние мечты о драматических спектаклях воплощаются в ежегодных премьерах: роль Маргариты Готье в "Даме с камелиями" и работа с Джоном Ноймайером стала одной из любимых, скоро приступаю к партии Татьяны в спектакле Кранко "Евгений Онегин", премьера которого состоится в июне в Metropolitan Opera. В родном театре у меня роль Анны Kарениной в постановке Ратманского, готовится премьера "Кармен" Алонсо.

- Можно ли сказать, что для балерины классической выучки взяться за Марту Грэм - это все равно, что правше начать писать левой рукой?

- Хуже: это как всю жизнь летать по воздуху, а потом оказаться под землей шахтером. Это был очень жесткий и интересный опыт: я думала, что мне как профессионалу ее хореография будет даваться легче, однако понадобилось время, чтобы понять, прочувствовать, овладеть техникой. Женщина в балете представляется эфемерной, прозрачной, легкой как пушинка: а Грэм отрицает все, что превозносится в классике, - выворотные ноги, грацию, легковесность. У нее женщина обретает неимоверную силу, которая демонстрируется с разных сторон: страх, чувства, страсть, самообладание.

- Стоит ли ввести программы современного танца в балетных училищах?

- Современное поколение, которое сейчас приходит в театр, двигается и мыслит уже иначе: не так нацелено на классический репертуар. Это должно сломать существующий на Западе стереотип, что русские танцовщики хуже владеют телом и не годятся для современной хореографии.

- У вас есть какое-то личное восприятие того, что делала Марта Грэм, известная психоаналитическими подтекстами своих постановок и феминистическими убеждениями?

- Психология внутреннего мира женщины. Борьба и противостояние. Идея "Лабиринта" возникла, когда Марта в самолете попала в турбулентную зону: то, что она прочувствовала и пережила, она вложила в этот балет, где, вопреки известному мифу, отправила сражаться не Тесея, а Ариадну, хотя трактовать версию можно по-разному. Все может происходить и в голове Ариадны.

- То есть в одной программе феминистский взгляд соседствует со своей противоположностью?

- Это есть и во мне самой. А когда это еще можно показать посредством искусства и танца, то получается откровение.

- То есть можно сказать, что в "Диалогах" имеется и автобиографическая составляющая?

- Да, если ее понимать не в буквальном, событийном, а в психологическом плане. В определенном смысле это и есть мой диалог с самой собой.

- Значит, вам одинаково близки все три образа: сильной женщины, слабой и практически девочки?

- Я нахожу себя в каждой роли, растворяюсь и живу в материале. Я выхожу на сцену со своими страхами, силой, или, как у Лайтфута в балете "Объект перемен", – с детским непониманием, наивностью, незнанием, что меня ждет впереди. Это больше, чем исполнение роли - это танцевальный театр.

- Так как вы сами режиссировали всю программу, хочется понять, зачем вы ввели в "Диалоги" видеофрагменты репетиций?

- Мне кажется интересным то, что хореографы позволят взглянуть на творческий процесс, который обычно скрыт для посторонних глаз: может быть, даже интереснее, чем смотреть на сами работы (смеется). Необходимо показать, как мыслят разные хореографы, что они видят и как рождаются их работы: это особенно важно в России, где не все понимают современный балет и зачастую не хотят понимать.

- Оправдано ли мнение, что в современном балете в сравнении с классикой меньше точности и больше свободы?

- На первый взгляд, свободы больше, но вы не представляете себе, как хореограф может сражаться за любой акцент или поворот головы. В начале репетиций ты для него лишь материал: нужно забыть про себя, раствориться, полностью довериться. По мере освоения нового языка появляется возможность проявить индивидуальность. В свою очередь, в классике у нас нет возможности работать с Петипа или другими гениями, оставившими нам прекрасное наследие, но мы свободны в его интерпретации.

- "Диалоги" сравнимы с драматическим театром, с характерными паузами, совершенно разными ролями: вы не боитесь потеряться за этим как балерина?

- Брать нужные высоты, накручивать пируэты никогда не было для меня приоритетом: я считаю себя артистом балета. Мне важно, чтобы за каждым жестом, движением были мысль и драматическое начало. Человек должен прийти в театр за эмоцией, а не посмотреть на техническое оснащение, и мне жаль, что молодежь сейчас больше думает о технике, чем о наполнении.

- То есть в Европе и Америке технические танцовщики сильнее?

- Молодые танцовщики технически подготовлены сильнее, но в России никогда и не делали на это ставку.

- На ваш взгляд, кто из русских танцовщиков смог бы заменить ваших западных партнеров, когда "Диалоги" перейдут в репертуар Мариинского театра?

- Этот непростой вопрос мне еще предстоит обсудить с Джоном (Ноймайером), но найти подходящего партнера в Мариинском театре будет сложно.

- А Гориболь будет и дальше аккомпанировать вам в "Диалогах"?

- Мы давно дружим, и нам хотелось что-то сделать вместе, надеюсь, мы сможем совместить наши расписания.

- Привезти в Россию балеты хореографов трех разных поколений – это попытка просветить русскую публику?

- Назвать себя просветительницей не решусь: то, что я делаю, скорее, носит созидательный характер. Для меня стало откровением, а потом стимулом то, что Марта Грэм со своей труппой так и не побывали в России. Также мне очень приятно, что Пол Лайтфут впервые согласился поработать с русской танцовщицей.

- Вам как балерине близко какое-либо определенное амплуа?

- Я работаю в разных направлениях и стилях: могу быть и лиричной балериной, и экспрессивной. Это дается не сразу, и я старалась не обращать внимания, когда про меня говорили: "Она прекрасная Китри, но какая из нее Жизель". Нельзя судить до репетиций, кроме того, если прислушиваться к такого рода критике, можно не начинать танцевать.

- В театральную систему амплуа вы не верите?

- Я с уважением отношусь к иерархии в театре, в том числе, к разделению на амплуа, но всегда есть исключения, и нельзя удерживать человека в каких-то рамках, если он за них вышел.

- Помимо театральной сцены вы побывали на съемочной площадке у режиссера Хамдамова: где еще вы хотели бы себя попробовать?

- Мне интересен синтез драмы, балета и музыки, кинематографа. Что касается съемок, то я действительно почувствовала вкус к кино и надеюсь продолжить этот опыт.

- Насколько правдива легенда, что при поступлении в балетную школу, преподаватели усомнились в ваших физических данных?

- Если были сомнения в моей профпригодности, почему в первый же год я стала одной из лучших учениц? Это не уникальная история: такое случалось и с легендарными танцовщиками прошлых лет. Сразу увидеть талант в ребенке сложно: его отбирают именно по физическим способностям.

Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Театр":

Американская труппа современного танца Bill T Jones выступит в Москве
Американская труппа современного танца Bill T Jones/Arnie Zane Dance Company впервые приезжает в Россию, сообщил в понедельник в своем блоге посол США в России Джон Байерли. "Мы давно хотели привезти их в Россию, и я рад, что в ноябре зрители Москвы и Волгограда смогут увидеть эту труппу в рамках проводимых Посольством США культурных мероприятий", - отметил Байерли. Как уточнили РИА Новости в п...
  (читать дальше)

Фрейндлих, Басилашвили и Билли Новак получат премии "Золотой софит"
Торжественное вручение театральной премии "Золотой софит" состоится в понедельник в Санкт-Петербурге, в Михайловском театре, сообщили РИА Новости ее организаторы. Победителей премии сезона 2010-2011 определят тайным голосованием накануне ее вручения в ноябре, однако лауреаты спецпризов, определенные номинационным советом, известны уже сейчас. Спецпризы высшей театральной премии получат Алиса Фре...
  (читать дальше)

Путин поздравил актера Анатолия Васильева с 65-летием
Председатель правительства РФ Владимир Путин поздравил народного артиста России Анатолия Васильева с 65-летием и отметил самобытный талант юбиляра, сообщается в воскресенье на сайте правительства. "Актёр, обладающий большим, самобытным талантом и широким диапазоном творческих возможностей, Вы сыграли замечательные роли и на театральной сцене, и в кинематографе. Они неизменно вызывают огромный ин...
  (читать дальше)

Хржановский собирается превратить съемки финальной сцены "Дау" в рейв
Съемки финальной сцены фильма "Дау", над которым Илья Хржановский ("4") работает с 2005 года, превратятся в грандиозную вечеринку под открытым небом, гласит объявление, размещенное в Facebook кинокомпанией "Феномен-Филмз", которая продюсирует проект. "Кинокомпания "Феномен-Филмз" объявляет о съемках финальной сцены художественной кинокартины "Дау" режиссера Ильи Хржановского. Open air будет прох...
  (читать дальше)

Юрий Любимов рассказал землякам в Ярославской области о своем детстве
Режиссер, народный артист России Юрий Любимов в пятницу посетил дом своего деда, который перенесен из разорившейся деревни в город Данилов Ярославской области, и рассказал землякам о том, как учился плавать и кем работал в юные годы. Известный режиссер, актер, педагог, народный артист России Юрий Петрович Любимов, покинувший летом этого года созданный им театр на Таганке, родился в сентябре 1917...
  (читать дальше)

Дэвид Холлберг впервые выступает как солист балета Большого театра
Первый в истории Большого театра приглашенный иностранный солист Дэвид Холлберг (David Hallberg), звезда американского балета, впервые выступит в качестве премьера театра в балете "Жизель" в редакции Юрия Григоровича в пятницу, сообщили РИА Новости в пресс-службе Большого. Балет, созданный хореографом Жюлем Перро и поэтом Теофилем Готье - история любви бедной девушки и дворянина - впервые был по...
  (читать дальше)

Капков обещает сделать Москву удобной для жителей и привлечь туристов
Экс-директор парка отдыха имени Горького Сергей Капков месяц назад вступил в должность руководителя департамента культуры Москвы. В интервью РИА Новости он рассказал о своих ближайших планах и приоритетах, среди которых - привлечение туристов в российскую столицу и забота о москвичах и которые выразятся в благоустройстве парков и центра города, а также реставрации и реорганизации театров и музеев....
  (читать дальше)

Режиссер Юрий Любимов намерен посетить в Ярославской области дом деда
Режиссер, народный артист России Юрий Любимов в пятницу намерен посетить дом своего деда, который перенесен из разорившейся деревни в город Данилов Ярославской области. Любимов, покинувший летом этого года созданный им Театр на Таганке, родился в сентябре 1917 года в Ярославле. В четверг на пресс-конференции в театре имени Волкова режиссер Юрий Любимов рассказал журналистам, что часто вспоминает...
  (читать дальше)

Юрий Любимов между Римом и Москвой заехал в Ярославль
Режиссер Юрий Любимов, приехавший на II Международный Волковский фестиваль в ярославский театр им. Волкова, признался в четверг на пресс-конференции, что задумывается о том, чтобы уйти на отдых, но пока еще реализовал не все свои творческие задумки. Любимов, который родился в Ярославле, приехал на фестиваль "Русская драматургия на языках мира", проходящий до 9 ноября, из Рима, где получал премию...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)