понедельник, 21 ноября 2011 г.

Большой театр показал балет «Спящая красавица»

Большой театр показал балет «Спящая красавица»На историческую сцену Большого театра вернулась «Спящая красавица». Ее восстановил хореограф Юрий Григорович, слегка изменив свою прежнюю редакцию балета. Главная новинка постановки – ее костюмы и декорации.

Хореограф Императорских театров Мариус Петипа поставил «Спящую красавицу» в 1890 году. Спустя 83 года главный балетмейстер Большого театра Юрий Григорович выпустил вторую в своей практике редакцию классического шедевра, и эта версия десятилетиями шла на Театральной площади. Во время ремонта большой балет, не помещавшийся на Новой сцене, практически выпал из афиши. Открывая исторические подмостки, Большой решил начать балетную программу со «Спящей»: уж очень репрезентативное зрелище – по масштабу, парадной эстетике и имперской идее. Восстановить спектакль, естественно, попросили Григоровича: в его редакциях в театре идет вся балетная классика. Мэтр рьяно взялся за дело, пригласив оформить балет итальянских супругов-сценографов: Энцо Фриджерио (декорации) и Франку Скуарчапино (костюмы). Так что зрители, пришедшие на старый спектакль, прежде всего оценивали новый дизайн.

Когда открывается занавес, мы видим королевский дворец. Вернее, не дворец, а его отражение в эстетике французского театра времен Людовика XIV. У кулис рядами стоят гигантские помпезные колонны: калейдоскоп архитектурных ордеров, куски барокко, детали рококо и ошметки классицизма свалены в кучу. Сзади видны полукруглая лестница и большая ротонда. Рядом с ней то водоем с парусниками, то зачарованный лес.

Такой «театр в театре» мог бы стать интересным ходом. Но стилевая эклектика, которую устроил Фриджерио, вызывает сомнения.

Во-первых, дробность и пестрота общего рисунка – она отвлекает от хореографии. Почти все, вплоть до колыбели младенца, приправлено золотом – не спектакль, а золотой фонд нашего балета. Во-вторых, задуманная сценографом перекличка оформления с залом Большого театра не сработала: получилось масло масляное, театр гораздо лучше. Плюс плохое покрытие пола. Оно громко повизгивало, когда балерина или танцовщик поворачивались (говорят, пол скользкий – исполнителям пришлось сверх меры натирать балетную обувь канифолью). А Фриджерио еще и светлый линолеум покрасил в аляповатые темные завитушки: без сомнения, он хотел сымитировать наборный паркет, но балетные па на таком фоне теряются.

Как танцуют исполнители, тянут ли они стопы, соблюдают ли чистоту позиций, увидеть можно разве что в бинокль – не в театральный, в полевой .

Как это допустил профессионал Григорович?

Скуарчапино в костюмах (перья, парики, фижмы, кружева с парчой и бархат с атласом), наоборот, сделала ставку на неброские цвета. Каждый костюм сам по себе – произведение искусства. Но балерины одеты в странные «пачки» – торчащие, короткие и узкие. В итоге танец снова оказался крайним: когда на сцене толпа, становится не до него. Успеть бы разглядеть детали ручной вышивки на корсажах и юбках.

По ходу дела возникают вопросы. Почему король 16 лет, с рождения дочери до ее совершеннолетия, ходит в одном костюме? Может ли восточный гость из первого действия отвешивать западные дворянские поклоны? А принц Дезире с какого перепуга охотится прямо во дворце заснувшей красавицы (так кажется, потому что спектакль идет практически в одних декорациях)? И куда герой плывет на волшебной ладье, коли уже пребывает в нужном месте?

Допустим, все это мелочи, но несуразности понемногу накапливаются. В прежней версии Григорович шел за Петипа: на свадьбу Авроры и Дезире приходили герои волшебных сказок. Теперь он, как и сценографы, увлекся идеей королевского театра:

то есть это не Волк с Красной Шапочкой и не Кот с Кошечкой, а игра аристократов.

Поэтому костюмы стали условнее, характерности в танцах меньше, а претенциозной томности больше. И очень не хватает движущейся панорамы – изюминки «Спящей»: ее изъяли, чтоб укоротить действие. А что в сказочном балете не задействована обещанная супертехника отремонтированного театра, не удивляет: спектакль готовился в спешке и суматохе, одновременно с переездом труппы на старую сцену. Но жаль: где еще удивлять машинерией, как не в феерии «Спящей».

Партитура Чайковского у дирижера Василия Синайского звучала не по-балетному целостно, но, как правило, медленно, а иной раз, наоборот, слишком быстро. Во всяком случае, так решил Дэвид Холберг (принц Дезире): иногда он не успевал за оркестром. Но все равно в своем голубом с серебром камзоле, с полетным прыжком и учтивыми манерами лорда американский премьер Большого блистал грацией и был объектом девичьих грез. Принцесса Аврора (Светлана Захарова) тоже помнила о своем высоком положении в обществе. На партнеров, в том числе и жениха на собственной свадьбе, она почти не смотрела: зачем, если все и так поклоняются неземной красоте? И ничего, что свадьба по любви слегка напоминала династический брак по расчету, –

публика, замерев от восторга, лицезрела длинную ногу примы, вздымаемую в воздух: эффектный вертикальный шпагат, как-никак.

Балету много и долго хлопали. Судя по подслушанным на выходе из театра репликам, народу понравилось все. Это вам не спорные опусы Дмитрия Чернякова и не современный танец с непонятными жестами и аскетическим дизайном. Проект совпадает с массовым представлением о великолепии: на сцене богато, все блестит, красотища бьет через край. Что еще надо?
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Театр":

Балерина Наталья Осипова не обещала вернуться в Большой театр
Бывшая прима-балерина Большого театра Наталья Осипова, перешедшая в балетную труппу Михайловского театра, опровергла информацию о том, что в телефонном разговоре со своим театральным педагогом Мариной Кондратьевой высказывала желание вернуться в Большой театр. "Мы много разговаривали в последнее время по телефону, в том числе, и о моем уходе из Большого. Но конечно, никаких слез не было, как и о...
  (читать дальше)

Иван Васильев подтвердил участие в гала-концерте в Большом
Бывший премьер Большого театра Иван Васильев, перешедший в Михайловский театр, подтвердил, что будет участвовать 28 декабря в гала-концерте, посвященном Ролану Пети, который состоится на сцене Большого театра. Он также подчеркнул, что в данной ситуации для него не так важно, на сцене какого театра он будет выступать. Ведущие артисты балета Большого театра 14 ноября Наталья Осипова и Иван Василь...
  (читать дальше)

Осипова и Васильев репетировали в Михайловском театре, а не в Большом
Бывшие солисты Большого театра Иван Васильев и Наталья Осипова, перешедшие в Михайловский театр, провели репетицию "Дон Кихота" на сцене этого петербургского театра. Сам спектакль должен состояться 27 ноября в Большом. В это воскресенье артистов на репетицию ждали оба театра - и в Москве, и в Петербурге. Осипова и Васильев пригласили провести репетицию хореографа Сергея Вяхирева, также присутст...
  (читать дальше)

Алексей Девотченко не хочет быть заслуженным артистом РФ
Актер Алексей Девотченко заявил, что больше не хочет быть заслуженным артистом России и лауреатом государственных премий. Актер, который ранее неоднократно принимал участие в акциях оппозиции, в своем блоге написал, что ему "стыдно" за ситуацию в стране. Актер поясняет, что "на него такое озарение снизошло" именно сейчас, поскольку государство "достало в конец". "А главное- невозможностью играть...
  (читать дальше)

"Театр смерти" Элиса Купера: музыка для взрослых, шоу для детей
Юбилейному шоу Элиса Купера (Alice Cooper) "Театр смерти", представленному на сцене "Крокус Сити Холла" в субботу, удалось совместить музыкальные хиты с комизмом кукольного театра: оно получилось смешным и немного детским, но, несомненно, в лучших традициях старого доброго рока, передает корреспондент РИА Новости. В шоу "Театр смерти", которое вызвало у зрителей больше улыбок, чем приступов пани...
  (читать дальше)

Объявлены лауреаты 31-го международного фестиваля ВГИК
Лауреатов 31-го международного фестиваля ВГИК, который проходил в Москве с 14 ноября, назвали в субботу на торжественном закрытии фестиваля в Доме кино, сообщила РИА Новости представитель PR-службы фестиваля Виктория Догард. В международном конкурсе студенческих короткометражный фильмов в этом году приняли участие студенты 35 киношкол из 22 стран. Всего же на отбор было прислано более 100 лент. ...
  (читать дальше)

Премьера балета "Спящая красавица" триумфально прошла в Большом театре
Первая балетная премьера на исторической сцене Большого театра после реконструкции - "Спящая красавица" - прошла в пятницу с триумфом, передает корреспондент РИА Новости. Знаменитый балет "Спящая красавица" - творение Петра Чайковского и Мариуса Петипа уже около 550 раз прошел на сцене Большого театра со времени первой московской постановки, которая состоялась в 1899 году. Было осуществлено шест...
  (читать дальше)

Медведев пообщался с артистами после премьеры "Спящей красавицы"
Президент РФ Дмитрий Медведев вместе с супругой Светланой пообщались с артистами Большого театра после премьеры балета "Спящая красавица". Премьера балета состоялась вечером в пятницу на обновленной сцене Большого театра. В ложе вместе с главой российского государства также находились президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, балетмейстер Юрий Григорович, худрук балетной труппы Большого Сергей Ф...
  (читать дальше)

Медведев с супругой приехали на премьеру "Спящей красавицы" в Большом
Президент России Дмитрий Медведев с супругой Светланой присутствуют на премьере балета "Спящая красавица" на обновленной сцене Большого театра. В ложе вместе с главой российского государства также находятся президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, балетмейстер Юрий Григорович, худрук балетной труппы Большого Сергей Филин, директор ГАБТ Анатолий Иксанов. Главные партии в "Спящей красавице" в но...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)