понедельник, 17 октября 2011 г.

Выставка «Эстетика vs информация. Vol.2» художников из Литвы, Латвии и Эстонии

Выставка «Эстетика vs информация. Vol.2» художников из Литвы, Латвии и ЭстонииНа выставке «Эстетика vs информация. Vol.2» в «Галерее искусств Зураба Церетели» на Пречистенке художники из Литвы, Латвии и Эстонии предлагают свой взгляд на то, как поставить концепцию на службу искусству, а искусство превратить в источник полезных сведений.

Кураторы современных выставок склонны полемизировать, это медицинский факт. Если ты ни с кем не споришь, то получается, что у тебя вроде и вовсе нет собственной позиции. А собственная позиция – кураторский хлеб, верный признак профпригодности. Хотя широкой публике, надо признать, до пикировок по культурологическим вопросам обычно и дела нет. Превратить же внутреннюю полемику в реальную интригу мало кому из кураторов удается.

Вот и кочуют по планете художественные проекты, в которых заявленного апломба куда больше, чем удачных решений.

Не то чтобы прибалтийская выставка «Эстетика vs информация. Vol. 2», удостоенная статуса спецпроекта на нынешней Московской биеннале, оказалась провальной – скорее предельно типовой. Она рождает устойчивое ощущение дежавю, хотя не исключено, впрочем, что какие-то работы здешних авторов и впрямь попадались прежде на глаза. Сути дела это не меняет. Реализована стандартная международная схема, прижившаяся и в наших краях: куратор (в данном случае это литовец Игнас Казакявичюс) формулирует актуальную и глубокомысленную идею, как правило, полемичную, после чего собирает под свои знамена авторов, призванных его установку иллюстрировать. Результатом чаще всего становится более или менее обширная экспозиция ни о чем. Оно и понятно: всякий художник дудит в свою дуду, у него свои рефлексии и приоритеты. Время коллективных манифестов и совместных мозговых штурмов давно закончилось, теперь каждый за себя. Складывать идейный пазл из совершенно автономных фрагментов – занятие сомнительное, но для кураторов привычное.

С подобной практикой наблюдателя примиряет обычно то, что здесь могут обнаружиться опусы, занятные сами по себе, вне связи с концепцией. Интересная работа заслуживает внимания и без кураторских комментариев.

Нынешняя выставка из «стран Балтии» (для постсоветского сознания зашифрованная здесь география очевидна) представляет собой ответную гастроль. Год назад проект с тем же названием, только под грифом «Vol.1», показывали в Клайпеде авторы из России. Курировал проект Константин Бохоров, так что получается еще более прихотливая модель, чем могло бы показаться: концепцию «Эстетика vs информация» исповедуют сразу два худрука из разных стран. Правда, у Игнаса Казакявичюса она обрела дополнительный полемический оттенок: он спорит с позицией Петера Вайбеля, отвечавшего за основной проект Московской биеннале. «Вайбель утверждает, что информационные технологии универсальны и приемлемы для всех, мы же полагаем, что здесь кроется множество проблем». Версия объяснима: наличие проблем всегда интереснее, нежели их отсутствие. Есть на чем настаивать и за что побороться – в умозрении.

На практике же экспозиция вышла мирной, рядовой и скучноватой.

Масштабы ее не поражают воображение, как и отдельные взятые произведения. Перед нами характерный европейский мейнстрим: немного видео, немного инсталляций, немного концептуальной живописи и причудливой микрофотографии. Скажем, Маарит Мурка из Эстонии показывает живописный цикл «Потерянные в переводе», где положенные на холст кинокадры соседствуют с ироническими титрами (наиболее внятный для отечественных зрителей пример: мизансцена из «Сталкера», где героя Кайдановского, припавшего к воде, оберегает черный пес, сопровождена надписью: «Dog is barking: гав гав гав»). Литовский дуэт Броне Невердаускене и Моника Жалтаускайте-Грашене предъявляет инсталляцию «Тотальное равенство», состоящую из подвешенных рядами «торсов-манекенов» с этикетками, с лейблами насчет положения в социальной иерархии.

Метафора годится как для коммунистического режима, так и для либеральной демократии – в зависимости от предпочтений зрителя.

Кинетический объект «Пугало» Йозаса Лайвиса, тоже литовца, представляет собой три деревянные стойки с нахлобученными на них пластиковыми бутылями. Вырезанные из пластика створки образуют нечто вроде лопастей. Был бы ветер – возникли бы звук и вращение. Конструкция, позаимствованная автором у сообразительных балтийских крестьян, описана в аннотации как «манипулятор страха кротов»... Да, чуть не забыл про латышей: Гинтс Габранс демонстрирует фотографический цикл «Фотон-живопись. Пейзажи», где лазерный луч, проникая сквозь капли воды, создает запечатленные на принтах радужные разводы, а на видео Даце Дзерины «Обольщение» осторожные пальцы перебирают кружева и вышитые ткани.

Пары-тройки произведений в отчете не хватает, но можно уже и остановиться. Резюме: в целом все «как у людей», разве что малобюджетно. Сей недочет мог бы быть компенсирован яркой оригинальностью работ, однако чего нет, того нет. С шедеврами везде в мире обстоит неважно, и страны Балтии не исключение... О том, как эстетика противостоит информации, на выставке забываешь моментально, а когда вдруг вспоминаешь перед уходом, то на глобальный вывод впечатлений все равно не набирается. Зато понятно: культурный обмен – жанр неумирающий. В его пользу так много аргументов, что мелкие придирки ничего не значат.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Живопись":

Пожар чуть не погубил один из проектов Московской биеннале
Выставочный проект "Артхаус Сквот Форум", расположенный в недостроенном жилом комплексе на набережной Яузы, пострадал от пожара, возникшего в ночь с пятницы на субботу в подвале одного из корпусов, рассказала РИА Новости одна из участниц проекта. "Артхаус" собрал на территории более 13 тысячи квадратных метров около двадцати выставок российских и западных художников. Один из корпусов полностью о...
  (читать дальше)

В галерее Roza Azora открылась выставка «Сохранить как...»
В столичной галерее Roza Azora открылась выставка «Сохранить как...», где представлены работы двух художников прошлого века – Константина Истомина и Леонида Казенина. Первый из них – классик русского искусства, легендарный «дядя Костя», преподававший во ВХУТЕМАСе, второй – его ученик, мало известный публике, зарекомендовал себя как верный продолжатель дела Истомина и стал хранитель его наследия. ...
  (читать дальше)

"Любовное письмо" Вермеера прибыло в Эрмитаж на выставку одной картины
Полотно Йоханнеса Вермеера "Любовное письмо" прибыло из Рейксмузея в Амстердаме в Санкт-Петербург, на "Выставку одного шедевра" в Эрмитаж, сообщили РИА Новости в пятницу в пресс-службе музея. "В течение месяца у нас есть возможность показать одну из лучших картин в мире. К сожалению, у нас нет Вермеера, так он оказался одним из тех художников, которые не ценились в то время, когда формировалась ...
  (читать дальше)

"Голова мальчика" Люсьена Фрейда продана в Лондоне за 3,2 млн фунтов
Картина "Голова мальчика" знаменитого британского живописца-портретиста Люсьена Фрейда, скончавшегося минувшим летом, продана в четверг на аукционе Sotheby`s в Лондоне за 3,2 миллиона фунтов стерлингов, сообщает пресс-служба аукционного дома. К этой работе было приковано максимальное внимание на продолжающихся торгах современным искусством Sotheby`s, поскольку после кончины живописца эксперты пр...
  (читать дальше)

Реставрация фресок в Новгороде может прекратиться из-за нехватки денег
Новгородская научно-реставрационная мастерская "Фреска" может прекратить работу по восстановлению монументальной живописи XIV века из новгородского храма Успения Богоматери на Волотовом поле, разрушенной в годы Великой Отечественной войны и считавшейся навсегда утерянной, из-за отсутствия финансирования, сообщила РИА Новости руководитель мастерской, реставратор Тамара Анисимова. Фрески восстанав...
  (читать дальше)

Ай Вэйвэй стал самым влиятельным художником мира по версии ArtReview
Китайский художник-диссидент Ай Вэйвэй (Ai WеiWеi), обвиняемый китайскими властями в критике правительства и недавно освобожденный от ареста, признан наиболее влиятельной персоной в художественном мире в этом году по версии международного лондонского журнала ArtReview, говорится на официальном сайте журнала. В списке из сотни влиятельных деятелей искусства (ArtReviews Power 100), который составл...
  (читать дальше)

Выставка Рене Магритта в Вене соберет его живопись со всего мира
Выставка "Принцип удовольствия" сюрреалиста Рене Магритта, одного из самых популярных и известных художников ХХ века, откроется в залах венской "Альбертины" 9 ноября, сообщили РИА Новости в пресс-службе галереи. В Бельгии, откуда родом художник и где недавно открылся его музей, осталось не так много произведений мастера - они распылились по мировым частным и музейным коллекциям. Поэтому организа...
  (читать дальше)

Активист "Войны" потребует компенсацию за уголовное преследование
Член арт-группы "Война" Леонид Николаев, чье уголовно преследование по обвинению в хулиганстве в Петербурге было прекращено из-за отсутствия признаков состава преступления, намерен через суд требовать у государства возмещения морального и материального вреда, сообщил РИА Новости в среду его адвокат Дмитрий Динзе. Во вторник стало известно, что следственные органы прекратили уголовное преследован...
  (читать дальше)

Состояние Краснова улучшилось, сообщил адвокат декоратора
Состояние художника-декоратора Бориса Краснова, который был госпитализирован в ФМБЦ имени Бурназяна Федерального медико-биологического агентства России с подозрением на инсульт, улучшилось, он начал приходить в себя, сообщил агентству РАПСИ его адвокат Александр Добровинский. "Произошло улучшение, Борис Краснов начал приходить в себя, он открыл глаза. Однако из комы еще не вышел. Можно сказать, ...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)