среда, 19 октября 2011 г.

Выставка «Что есть истина? К 180-летию Николая Ге» в Третьяковской галерее

Выставка «Что есть истина? К 180-летию Николая Ге» в Третьяковской галерееВыставку «Что есть истина? К 180-летию Николая Ге» в Третьяковской галерее музейщики называют одним из главных событий нынешнего сезона. Популярность этого художника в России всегда была велика, но широкой публике знакомы, как правило, лишь несколько хитов вроде картины «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе». Масштабная ретроспектива позволяет взглянуть на творчество Ге с самых разных, порой неожиданных сторон.

В биографии Николая Ге было несколько резких поворотов, которые можно объяснить лишь его собственной страстью и максимализмом. Потомок французов, покинувших родину после революции 1789 года и получивших дворянство в России, оказался человеком не то чтобы импульсивным, но очень верившим в важность своих нравственных исканий. Конечно, подобное самоощущение было характерно для многих в XIX столетии, но в случае с Ге оно выливалось еще и в решительные поступки. Сначала он покинул физико-математическое отделение Санкт-Петербургского университета, чтобы стать студентом Императорской Академии художеств. Кстати, на нынешней выставке в ГТГ можно увидеть картину «Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила» – ту самую, за которую автор удостоился золотой медали Академии и права на пенсионерскую поездку за рубеж. По устойчивой тогдашней традиции Николай Ге надолго обосновался в Италии, проведя там свыше двенадцати лет. Известно немало случаев, когда выпускники Императорской Академии вообще не возвращались на родину, под разными предлогами затягивая заграничную «стажировку» до самой своей кончины.

Однако Ге не просто вернулся, но и стал одним из застрельщиков антиакадемического бунта, устроенного «Товариществом передвижных выставок».

В очередной раз его жизнь перевернуло близкое знакомство со Львом Толстым: художник стал ярым поклонником философии великого писателя и даже некоторое время землепашествовал в уединении на своем хуторе в Черниговской губернии. Превратившись под влиянием Толстого «из язычника в христианина», Ге с воодушевлением принялся за евангельские сюжеты, уже не считаясь ни с академическими требованиями, ни со вкусами заказчиков, – и угодил в опалу у цензоров. Последние десять лет жизни он работал над «Страстным циклом», произведения из которого снимались с выставок и запрещались к публикации в печати.

Именно такое, вольное и субъективное изображение страстей Христовых принесло Николаю Ге посмертное звание «предтечи экспрессионизма».

Мини-экскурс в биографию автора понадобился здесь для того, чтобы дать понять: эволюция творчества следовала у него за эволюцией убеждений. Двусмысленных противоречий между этикой и эстетикой Николай Николаевич признавать не желал. Братание с революционными демократами вело к появлению портретов Герцена и Бакунина, хуторское отшельничество способствовало любви к украинским пейзажам, впадение в толстовство влекло за собой ревизию религиозных канонов – и так далее. Однако если посмотреть на наследие Ге в совокупности, что как раз и позволяет сделать ретроспектива, то обнаружится: он был чрезвычайно чувствителен и требователен именно к качеству своего искусства.

Взгляды на социум и религию могли меняться, а трепет перед холстом или бумагой оставался.

Имела значение любая мелочь, любая деталь. Подтверждение этому удается получить не только на уровне интуиции, но и с помощью рентгеноскопии. В разделе выставки, посвященном исследованию живописной манеры Ге, есть снимки красочного слоя нескольких картин – в том числе и знаменитого «Допроса в Петергофе». Видно, что фигура царевича Алексея изначально размещалась чуть ближе к фигуре Петра, но автора эта композиция не устроила, и он написал царевича еще раз, несколькими сантиметрами левее. Между прочим, тут вам не фотошоп – дело довольно хлопотное, однако искомый результат для художника был важнее трудозатрат.

В ретроспективу вошли более двух сотен экспонатов, приблизительно поровну живописи и графики.

Столь подробной персональной выставки Ге, пожалуй, еще не было, хотя старожилы могут мысленно сопоставить ее с экспозицией сорокалетней давности, также устроенной Третьяковкой.

В любом случае, тогда отсутствовало большое полотно «Распятие» из парижского музея Орсе, а также коллекция рисунков, выкупленная в прошлом году у швейцарского коллекционера Кристофа Бальмана. Эта подборка из 55 листов (в частности, иллюстрации к рассказу Льва Толстого «Чем люди живы» и эскизы все к тому же «Страстному циклу») существенно дополнила корпус графики Ге, хранимой в отечественных музеях. Можно даже сказать, заставила по-новому взглянуть на его графическое наследие.

Но все-таки масштабные холсты эффектнее рисунков, и посетители наверняка обратятся в первую очередь к картинам «Тайная вечеря», «Суд синедриона. Повинен смерти!», «Что есть истина? Христос и Пилат», «Голгофа». Виды итальянских скал, композиции из истории Древнего Рима, весьма смахивающие на «Последний день Помпеи», или портреты видных деятелей русской культуры (Тургенева, Некрасова, Костомарова, Салтыкова-Щедрина) получат свою долю зрительского внимания, однако культ этого автора основан прежде всего на изобразительных трактовках Евангелия.

Теперь уже трудно понять, отчего так свирепствовала царская цензура.

А может, не так и трудно: хотелось бы взглянуть на сегодняшнюю реакцию истовых православных, разглядывающих, скажем, упомянутое «Распятие» из Орсе... В раздумья о земной жизни Иисуса и о подлинном смысле его страданий Николай Ге вдарился настолько всерьез, что начал пренебрегать и академической выучкой, и иконографическими канонами, и мнениями былых соратников. Очень уж хотелось самому ответить на пилатовский вопрос «Что есть истина?».
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Живопись":

В Москве открывается фестиваль независимого кино «2morrow/Завтра»
Во вторник начинает свою работу кинофестиваль «2morrow/Завтра», ежегодно представляющий панораму некоммерческого кино со всего мира. Во внеконкурсных программах – Мартин Скорсезе и Рождер Корман, в конкурсе – Ким Ки Дук, Джафар Панахи и Юрий Лейдерман. Определение «независимое» в названии фестиваля является новинкой этого года и призвано описать направление, в котором двинулись организаторы. Тепе...
  (читать дальше)

Выставка «Эстетика vs информация. Vol.2» художников из Литвы, Латвии и Эстонии
На выставке «Эстетика vs информация. Vol.2» в «Галерее искусств Зураба Церетели» на Пречистенке художники из Литвы, Латвии и Эстонии предлагают свой взгляд на то, как поставить концепцию на службу искусству, а искусство превратить в источник полезных сведений. Кураторы современных выставок склонны полемизировать, это медицинский факт. Если ты ни с кем не споришь, то получается, что у тебя вроде ...
  (читать дальше)

Пожар чуть не погубил один из проектов Московской биеннале
Выставочный проект "Артхаус Сквот Форум", расположенный в недостроенном жилом комплексе на набережной Яузы, пострадал от пожара, возникшего в ночь с пятницы на субботу в подвале одного из корпусов, рассказала РИА Новости одна из участниц проекта. "Артхаус" собрал на территории более 13 тысячи квадратных метров около двадцати выставок российских и западных художников. Один из корпусов полностью о...
  (читать дальше)

В галерее Roza Azora открылась выставка «Сохранить как...»
В столичной галерее Roza Azora открылась выставка «Сохранить как...», где представлены работы двух художников прошлого века – Константина Истомина и Леонида Казенина. Первый из них – классик русского искусства, легендарный «дядя Костя», преподававший во ВХУТЕМАСе, второй – его ученик, мало известный публике, зарекомендовал себя как верный продолжатель дела Истомина и стал хранитель его наследия. ...
  (читать дальше)

"Любовное письмо" Вермеера прибыло в Эрмитаж на выставку одной картины
Полотно Йоханнеса Вермеера "Любовное письмо" прибыло из Рейксмузея в Амстердаме в Санкт-Петербург, на "Выставку одного шедевра" в Эрмитаж, сообщили РИА Новости в пятницу в пресс-службе музея. "В течение месяца у нас есть возможность показать одну из лучших картин в мире. К сожалению, у нас нет Вермеера, так он оказался одним из тех художников, которые не ценились в то время, когда формировалась ...
  (читать дальше)

"Голова мальчика" Люсьена Фрейда продана в Лондоне за 3,2 млн фунтов
Картина "Голова мальчика" знаменитого британского живописца-портретиста Люсьена Фрейда, скончавшегося минувшим летом, продана в четверг на аукционе Sotheby`s в Лондоне за 3,2 миллиона фунтов стерлингов, сообщает пресс-служба аукционного дома. К этой работе было приковано максимальное внимание на продолжающихся торгах современным искусством Sotheby`s, поскольку после кончины живописца эксперты пр...
  (читать дальше)

Реставрация фресок в Новгороде может прекратиться из-за нехватки денег
Новгородская научно-реставрационная мастерская "Фреска" может прекратить работу по восстановлению монументальной живописи XIV века из новгородского храма Успения Богоматери на Волотовом поле, разрушенной в годы Великой Отечественной войны и считавшейся навсегда утерянной, из-за отсутствия финансирования, сообщила РИА Новости руководитель мастерской, реставратор Тамара Анисимова. Фрески восстанав...
  (читать дальше)

Ай Вэйвэй стал самым влиятельным художником мира по версии ArtReview
Китайский художник-диссидент Ай Вэйвэй (Ai WеiWеi), обвиняемый китайскими властями в критике правительства и недавно освобожденный от ареста, признан наиболее влиятельной персоной в художественном мире в этом году по версии международного лондонского журнала ArtReview, говорится на официальном сайте журнала. В списке из сотни влиятельных деятелей искусства (ArtReviews Power 100), который составл...
  (читать дальше)

Выставка Рене Магритта в Вене соберет его живопись со всего мира
Выставка "Принцип удовольствия" сюрреалиста Рене Магритта, одного из самых популярных и известных художников ХХ века, откроется в залах венской "Альбертины" 9 ноября, сообщили РИА Новости в пресс-службе галереи. В Бельгии, откуда родом художник и где недавно открылся его музей, осталось не так много произведений мастера - они распылились по мировым частным и музейным коллекциям. Поэтому организа...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)