понедельник, 10 октября 2011 г.

В «Новой опере» поставили «Золушку»

Премьера «Золушки» Россини прошла в «Новой опере». Театр обошелся без режиссера, отдав спектакль на откуп дизайнерам и компьютерным аниматорам и загнав половину действия в виртуальную реальность.

Россини написал «Золушку» – «La Cenerentola» – в 1817 году, премьера прошла в Риме. Это типичный (хотя и гениальный) образец итальянской оперы-буфф: в ней есть юмористический сюжет, энергичное действие, немногочисленные персонажи, редко вступающий, но эффектный хор, шутовские и лирические арии, скороговорка в вокальных партиях и красивейшие, но адски трудные ансамбли. Про партитуру и говорить нечего: музыковедческое определение «оркестровый гедонизм» точно описывает этот упоительный звуковой водопад. Либретто не совсем следует сказке Перро: замарашку с ангельским характером зовут Анжелина, вместо мачехи у нее отчим, пьяница и мерзавец, фею заменяет придворный волшебник и философ Алидоро, а роль хрустального башмачка играет бриллиантовый браслет. Принц познакомится с Ченерентолой до бала: чтобы подобрать бескорыстную невесту, он проберется в ее дом, переодевшись слугой. А жадный папаша и наглые сестры соблазнятся вульгарностью лжепринца: чтоб испытание было полным, властелин нарядит в королевский наряд своего камердинера.

Поставить «Золушку» в «Новой опере» решил главный художник театра Виктор Герасименко, рассудив, что сюжет прекрасно ляжет на современные мультимедиа: ведь, по его словам, «мир сказки должен меняться мгновенно», а компьютерная графика позволяет это сделать. Вместо декораций будут экраны с анимацией, а значит, возможность всяческих спецэффектов. Благодаря компьютерной графике исполнители смогут множиться, меняться в размерах, перемещаться из реальности в мультфильм и обратно. Декорация станет не фоном действия, а его частью.

Что и говорить, для российского оперного театра анимация в таком объеме совсем новый опыт.

Герасименко поручили и режиссуру: зачем нужен еще кто-то, если изюминка постановки в ее оформлении? Тем более что автор знает, о чем ставит. Его спектакль не о хороших и плохих героях – он, по собственным словам художника, «о фортуне, о фатуме: добрых и злых людей в мире очень много, а вот судьба благосклонна не ко всем». По Герасименко, Ченерентоле, серой мышке с твердым характером, просто повезло. И неважно, что у Россини опера называлась «Золушка, или Торжество добродетели», а герои, включая саму замарашку, поют о встрече с принцем как награде за прекрасный характер. Сценограф-режиссер еще и добавил атмосферы кулис. Зря, что ли, философ поет арию «Весь мир – театр»? С боков сцены установлены ложи, в которых сидят девушки в белых нарядах и громадных прическах под XVIII век: они смотрят спектакль, сочиненный Алидоро во время увертюры, пьеску про Золушку, которая, надо полагать, ставится в придворном театре.

А посмотреть есть на что. И поломать голову тоже. Нет, режиссура на редкость доходчива: гэги, приколы и гротескные ужимки (комедия же). Важный постановочный прием – синкопированный припляс героев под ритм музыки. Костюмы как бы «исторические», с париками, фижмами и сапогами-ботфортами.

Папаша героини, маясь тщеславием, в мечтах видит себя восточным идолом, которому приносят мешки со взятками.

Коронованная героиня в финале возносится над обществом, взлетая на троне, а сестры надевают белые парики а-ля Золушка, с задорной стрижкой «ежиком», и дерутся за брошенный свадебный букет.

Главное внимание публики на экране. Специалист по компьютерной анимации Эрик Громилов потрудился на совесть: виртуальный занавес можно спутать с настоящим, а что откроется за ним, описать трудно. В трехмерном пространстве экрана цветут сады, бегают лошади, сыплются монеты, крутятся стрелки часов, рассыпаются хрустальные подвески люстр, летают ослы с крыльями, проносятся кареты и вырастают дворцы. Предметы и вещи этого коллажа зрителю нужно осмыслить: что ни картинка – то метафора с аллегорией. Некоторые объяснил сам Герасименко. Если с неба падают курьеры на парашютах, это значит «прилетела весточка». Крутящиеся колеса символизируют «колесо фортуны».

Другие намеки публика должна понимать сама. Дворец принца, в котором играют свадьбу, стоит прямо на облаках – значит, нам показали выражение «строить воздушные замки» и фразу «браки заключаются на небесах». Когда звучит очередной виртуозный ансамбль, исполнители выстраиваются вдоль рампы, а экран создает смысловую динамику: паук, ткущий паутину, трудится во время секстета второго действия «Quest`e un nodo avviluppato» («Как все запутано»). В какие-то моменты искусство аниматора начинает мешать пению.

В доме Золушки на стенах висят гобелены, по которым резво бегает насекомое, – видимо, большой клоп.

И так эта особь надоедает, сил нет! Ведь глаз (а за ним и ухо) невольно отвлекаются, прослеживая извилистую траекторию передвижений.

Дирижер Дмитрий Волосников, судя по спектаклю, человек серьезный, как, впрочем, и другие дирижеры «Новой оперы». Россини тут во всех постановках не балуют. Ликование беспечного итальянца вводится в довольно жесткие рамки: невесомой легкости и «брызг шампанского» тут не очень много, зато сыграно четко и слаженно, хотя и несколько протокольно. Иногда, правда, казалось, что певцы бегут чуть впереди оркестра – но отнесем это за счет россиниевского темперамента: его бешеный голосовой темп хоть кого заставит поспешить. Главное, что в театре есть как минимум три солиста, ради которых стоило затевать оперу бельканто. Меццо Виктория Яровая (Анджелина), с ее безупречной колоратурной техникой и голосом, которому комфортно и в глубоких «бархатных» низах, и на звонких верхах. Яровая только открывает спектакль нехитрой мелодией «Una volta c`era un re» («Баллада о короле»), а уже хочется выдать ее за принца – с таким-то пением! А когда звучит финальное рондо «Nacqui all`affanno е al pianto» («Рожденная для страданий и слез»), меломаны точно знают, что с женой принцу повезло. Счастливый жених (Алексей Татаринцев) тоже не промах, особенно во втором акте: лирический тенор, обволакивающий даму теплыми, выразительно-нежными звуками и уверенно взятым верхним «до» – ну как за такого не выйти! Даже если камердинер Дандини (баритон Илья Кузьмин) артистичен, ловок и затмевает хозяина комической игрой. Но знатный и богатый баритон Кузьмина не всегда точен в россиниевских фиоритурах. Что ж, это правильно с сословной точки зрения: слуга знает свое место и не поет лучше барина.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Театр":

Победители конкурса Чайковского выступят в Мариинском театре
Сольным концертом корейского пианиста Сенг Чжин Чо Мариинский театр открывает программу "Выступают лауреаты XIV Конкурса им. П. И. Чайковского", в рамках которой на сцене Концертного зала сыграют также пианист Даниил Трифонов и виолончелисты Эдгар Моро и Нарек Ахназарян, сообщили РИА Новости в пресс-службе театра. "Прошедший гала-концерт лауреатов в Лондоне буквально взорвал британские СМИ, став...
  (читать дальше)

Группа "Сумма" выделит на открытие сцены Большого театра 120 млн руб
Группа "Сумма", в которую входит генподрядчик работ по реконструкции Государственного академического Большого театра (ГАБТ) в Москве, выделит на мероприятия, связанные с открытием основной сцены театра, более 120 миллионов рублей, говорится в сообщении группы. Реконструкция Большого театра в центре Москвы, начавшаяся в 2005 году, задумывалась для того, чтобы у театра появилось продолжение основн...
  (читать дальше)

Cirque du Soleil приучит призраков Кремля к шоу Zarkana
Большой Кремлевский дворец - идеальная площадка для цирковой рок-оперы, рассказал в интервью РИА Новости известный канадский режиссер Франсуа Жирар (Francois Girard), создатель нового шоу Cirque du Soleil под названием Zarkana, которое будет гастролировать в Москве два месяца, начиная с февраля. Постановщик убежден, что тени прошлого и призраки проходивших на этой сцене съездов Компартии смогут ...
  (читать дальше)

"Пикник" отметил 30 световых лет хором с Москвой
Легендарная рок-группа "Пикник" отпраздновала свой юбилей концертом "30 световых лет" в пятницу вечером на сцене столичного "Крокус Сити Холла", где умудрились за два с лишним часа исполнить все возможные хиты, рожденные коллективом за все время его существования, передает корреспондент РИА Новости. К моменту начала концерта зал "Крокуса" был уж забит битком, и потому, когда в зале потух свет и ...
  (читать дальше)

Евгений Евстигнеев - легкий, элегантный, неисчерпаемый
Есть актеры, натужно, надсадно взращивающие свой дар. А есть те, кому сама природа дала "легкое дыхание" - высокую простоту и элегантность игры, присущие гению. Таким был Евгений Евстигнеев - артист не по ремеслу, а по складу души, мастер на все времена. 9 октября ему исполнилось бы 85 лет. "Актер должен уметь сыграть все" Со сменой эпох в кино меняются и популярные типажи. 1930-е-1940-е годы ...
  (читать дальше)

Евстигнеев не менее велик, чем Чарли Чаплин, считает Галина Волчек
Знаменитому артисту театра и кино, народному артисту СССР Евгению Евстигнееву, игравшему на ведущих столичных сценах, исполнилось бы 85 лет в воскресенье. "Евгений Евстигнеев был выдающимся артистом и мощной личностью. Он был не хуже Чарли Чаплина, - рассказала РИА Новости Галина Волчек, художественный руководитель театра "Современник", где долгие годы работал Евстигнеев. Волчек отметила, что д...
  (читать дальше)

Золотухин будет руководить Театром на Таганке на постоянной основе
Актер Валерий Золотухин, с 3 июля исполняющий обязанности руководителя Театра на Таганке, останется на этом посту, сообщил в субботу глава столичного департамента культуры Сергей Капков в интервью "Эху Москвы". Юрий Любимов, руководивший театром с момента его основания, 1 июля ушел в отпуск, а через несколько недель официально покинул пост директора и художественного руководителя театра. Подроб...
  (читать дальше)

Нина Ивановна Сорокина. Биографическая справка
8 октябряв Москве на 70-м году жизни скончалась бывшая солистка Большого театра народная артистка СССР Нина Сорокина Артистка балета, народная артистка СССР Нина Ивановна Сорокина родилась 13 мая 1942 года в городе Электросталь Московской области. Окончила Московское хореографическое училище, педагог – Софья Головкина. В 1961-1988 годах – в труппе Большого театра, совершенствовалась под руково...
  (читать дальше)

Премьера оперы Крымова состоится в театре Станиславского
Премьера оперы "Х.М. Смешанная техника" режиссера и художника Дмитрия Крымова состоится на малой сцене столичного музыкального Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко в субботу, сообщили РИА Новости в пресс-службе театра. Малая сцена, предназначенная для различных экспериментов, обычно предлагала зрителю новый взгляд на оперный жанр. На ней уже шли такие работы как "Кафе "Сократ", "Гам...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)