четверг, 27 октября 2011 г.

В Москве открыватся выставка Янниса Кунеллиса, одного из главных лиц «бедного искусства»

В Москве открыватся выставка Янниса Кунеллиса, одного из главных лиц «бедного искусства»Знаменитый художник Яннис Кунеллис, один из основателей авангардного итальянского движения «Арте повера», показывает в Москве свою новую инсталляцию «S.T.». Как водится у этого автора, визуальная метафора, расположившаяся в Шоколадном цехе на «Красном Октябре», не подлежит однозначному толкованию и требует от зрителя собственных усилий по ее интерпретации.

Когда говорят про итальянское искусство ХХ века, первым делом вспоминают, конечно, футуристов, а сразу вслед за ними – художников из движения «Арте повера», то есть «бедное искусство» (эту формулировку придумал арт-критик Джермано Челант). Они начинали свою карьеру в 60-е. Более успешного проекта в послевоенном итальянском искусстве не было. А ведь они явно не желали успеха в том формате, который им достался. Ровно наоборот: поначалу эти ниспровергатели привычных ценностей мечтали о времени, когда искусство превратится всего лишь в краткий момент самовыражения, никак не связанный с почестями и большими гонорарами. Ради этой цели

в ход шли материалы, мало напоминающие о традиционных художествах: цемент, мешковина, каменный уголь, всяческое барахло с помойки и т. п.

Почти все участники того напористого и дерзкого сообщества получили впоследствии мировое признание – упомянем хотя бы Микеланджело Пистолетто, Марио Мерца, Алигьеро Боэтти, Пьеро-Паоло Кальцолари. Кстати, обзорную выставку «Арте повера» из туринского музея Кастелло ди Риволи наши зрители могли не так давно видеть в московском Мультимедиа Арт Музее.

Одним из столпов этого движения был Яннис Кунеллис, грек по происхождению, в двадцатилетнем возрасте перебравшийся на жительство в Рим. Как и все его собратья по «Арте повера», он быстро разуверился в выразительных возможностях живописи (хотя лет через тридцать поверил в них снова) и сделал ставку на объекты и инсталляции из «бросовых» материалов. За свою долгую карьеру Кунеллис неоднократно менял предпочтения, берясь то за композиции из электрического света и пламени, то за перформансы с участием живых лошадей, то за производство абстрактных полотен.

В 1991 году на его московской ретроспективе были представлены образцы творчества из разных периодов. Двадцать лет спустя художник вернулся в российскую столицу в качестве почетного гостя нынешней Биеннале современного искусства, чтобы показать один-единственный, зато самый свежий опус – инсталляцию «S. T.», придуманную специально для Москвы.

Аббревиатура в заглавии подразумевает итальянскую фразу «senzo titolo», то есть «без названия». Для Кунеллиса подобные заголовки – обычное дело: он недолюбливает литературные толкования своих произведений, стремясь говорить на языке визуальных метафор.

В данном случае инсталляция составлена из двух сотен пальто, выложенных рядами на цементном полу.

Кое-где в эти одеяния укутаны музыкальные инструменты, духовые и струнные, – тубы, валторны, тромбоны, скрипки и альты. Через центр инсталляции проложены рельсы, на которых установлена детская коляска. Вот, собственно говоря, и все. За отсутствием авторских комментариев, остается лишь строить предположения, что бы это значило. Скорее всего, детская коляска являет собой непрямую цитату из «Броненосца Потемкина» Сергея Эйзенштейна. Музыкальные инструменты могут намекать на тоталитарные парады, демисезонные пальто, вполне вероятно, символизируют простых обывателей. Но все это – только допущения, так что любой из зрителей имеет право на собственную версию. Помнится, на первой московской биеннале уже была инсталляция из висящих рядами пальто и плащей: работа француза Кристиана Болтански посвящалась переживанию Холокоста. Смысл произведения Янниса Кунеллиса представляется менее прозрачным.

Кстати, при подготовке проекта очередной сюрприз преподнесла российская таможня, арестовавшая партию прибывших из Италии пальто. Устроителям выставки из ГЦСИ (Государственного центра современного искусства) пришлось побегать по городу, чтобы в кратчайшие сроки раздобыть необходимый реквизит (в числе прочих сотрудники ГЦСИ в частном порядке обращались за помощью и к журналистам «Газеты.Ru»). Предприятие увенчалось успехом.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Живопись":

На шедевры Поленова у государства денег нет. Требуются меценаты
Судьба двух полотен Василия Поленова – "Кто из вас без греха" (1908) и "Повинен смерти" (1906), выставленных с 25 октября по 7 ноября в Государственной Третьяковской галерее в преддверии торгов аукционного дома Bonhams в Лондоне, беспокоит и общество, и экспертов, и Министерство культуры – как судьба любых национальных шедевров, которые, скорее всего, так и осядут за границей. Механизмы выкупа ...
  (читать дальше)

Псковский собор с фресками XII века застрахован на 1 млн евро
Псковский музей-заповедник застраховал Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря с уникальными фресками XII века на общую сумму в 1 миллион евро, сообщает в среду пресс-служба администрации региона. Мирожский монастырь, основанный в середине XII века новгородским архиепископом св. Нифонтом, расположен на левом берегу реки Великой. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь знаменит благодаря...
  (читать дальше)

Опубликован проект нового Закона о культуре
Новый закон о культуре, проект которого был внесен в Госдуму, закрепляет сложившуюся ситуацию «вертикали» - культурная политика будет определяться федеральным центром. На сайте Госдумы появился текст внесенного на рассмотрение проекта нового закона «О культуре в Российской Федерации». Этот законопроект предложила группа депутатов во главе с председателем комитета по культуре Григорием Ивлиевым, а...
  (читать дальше)

Ирина Антонова и Юрий Любимов стали лауреатами Премии имени Гоголя
Деятели культуры России, Италии и Украины, среди которых директор ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова, режиссер Юрий Любимов и актер, художественный руководитель "Театра имени Ивана Франко" Богдан Ступка стали лауреатами "Премии им. Н.В. Гоголя в Италии" 2011 года, говорится в сообщении организаторов премии, поступившем в распоряжение РИА Новости во вторник. Торжественная церемония награждения лау...
  (читать дальше)

Парижский музей д`Орсэ шестой день не может открыться из-за забастовки
Парижский музей д`Орсэ из-за забастовки уже шесть дней не может показать посетителям обновленные галереи импрессионистов, открывшиеся после ремонта, говорится в сообщении на интернет-сайте учреждения. Музей, известный своей коллекцией живописи импрессионистов, в прошлый четверг должен был представить публике отреставрированный павильон и новые галереи, ремонт которых обошелся музею и государству...
  (читать дальше)

Хореограф-художник Шен Вэй показал Европе три премьеры своих перформансов
Знаменитый нью-йоркский хореограф и постановщик перформансов Шен Вэй показал ряд своих работ на «Открытом фестивале» в итальянском городе Реджо-Эмилия. Корреспондент «Парка культуры» отправился в Италию, чтобы увидеть своими глазами его программу «Re-Turn», которая включила в себя три европейских премьеры и во всей полноте продемонстрировала уникальный стиль художника. Жанр современного искусства...
  (читать дальше)

Суд отменил изъятие залога, внесенного за активиста арт-группы "Война"
Санкт-Петербургский городской суд в понедельник отменил постановление Дзержинского районного суда Петербурга, который решил обратить в доход государства залог в размере 300 тысяч рублей, внесенный в феврале этого года за освобождение активиста арт-группы "Война" Олега Воротникова, сообщила РИА Новости адвокат активиста Анастасия Екимовская. Участников "Войны" Олега Воротникова и Леонида Николаев...
  (читать дальше)

У Третьяковки нет средств на приобретение шедевров Поленова
Картины Василия Поленова "Повинен смерти" (1906) и "Кто из вас без греха" (1908), которые после двухнедельной выставки в Третьяковке продадут на русских торгах Bonhams в Лондоне, навряд ли будут куплены для национальной галереи из-за высокой стоимости, рассказала в понедельник РИА Новости замгендиректора ГТГ по научной работе Лидия Иовлева. Выставка из двух картин Поленова, принадлежащих к еванг...
  (читать дальше)

Фонд Энди Уорхола закрывает совет по подтверждению подлинности работ основателя поп-арта
Фонд Энди Уорхола закрывает совет по аутентификации произведений художника из-за критики и судебных исков, а сэкономленные на содержании совета деньги направит на поддержку изобразительного искусства. Фонд изобразительных искусств Энди Уорхола принял решение закрыть в начале 2012 года совет по подтверждению подлинности работ художника. Причиной столь непростого решения послужила критика основной ...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)