суббота, 15 октября 2011 г.

В галерее Roza Azora открылась выставка «Сохранить как...»

В галерее Roza Azora открылась выставка «Сохранить как...»В столичной галерее Roza Azora открылась выставка «Сохранить как...», где представлены работы двух художников прошлого века – Константина Истомина и Леонида Казенина. Первый из них – классик русского искусства, легендарный «дядя Костя», преподававший во ВХУТЕМАСе, второй – его ученик, мало известный публике, зарекомендовал себя как верный продолжатель дела Истомина и стал хранитель его наследия.

В историю отечественного искусства Константин Истомин вошел без фанфар, почти незаметно. Он не писал эпохальных полотен – вернее, брался за них, делал многочисленные эскизы, но так и не заканчивал (например, подобная участь ждала картину «Восстание румынских крестьян», а едва ли не единственное эпическое произведение, автором все же завершенное, – «Помощь Красной Армии пострадавшим при землетрясении в Армении» – куда-то пропало после премьерного показа). Если не считать упомянутых эскизов, наследие Истомина состоит в основном из образчиков «тихого жанра». По словам самого Константина Николаевича, это было следствием «резкого поворота от героики и романтики прошлого к темам бытового характера и к портрету». Можно предположить, что такая метаморфоза произошла из-за несогласия с канонами соцреализма, которые исподволь навязывались художникам задолго до официального оглашения постулатов «передового творческого метода». Однако справедливо было бы увидеть в этом отходе от «большого стиля» еще и возвращение к своим органическим свойствам.

Вряд ли в случае с Истоминым стоит говорить о какой-то «внутренней эмиграции» – скорее, о следовании собственной интуиции.

Вполне понятно, что на фоне колхозных пасторалей и изобразительных гимнов индустриализации всякого рода «безыдейные» пейзажи, портреты, натюрморты, интерьеры воспринимались как нечто необязательное, почти маргинальное. Приобретение Третьяковкой в 1930-е годы знаменитой картины «Вузовки» оказалось едва ли не единственным намеком на общественное признание. Истомин осознанно вывел себя за рамки сталинского истеблишмента и, вполне вероятно, мог бы превратиться в затворника, когда бы не преподавание. Профессорствуя сначала во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе, а потом в Полиграфическом и Московском художественном институтах, он обрел завидную популярность у своих студентов – благодаря тому, что учил не по казенным методикам, а на личном опыте и примере. Не в последнюю очередь именно «дяде Косте» советское искусство обязано появлением целого ряда превосходных художников – не официозных, а настоящих.

Впрочем, верных продолжателей собственно истоминского стиля оказалось совсем немного.

Одним из них был Леонид Казенин, ставший не только учеником, но и другом. Они вместе работали на пленэре, порой рисовали одних и тех же моделей, ставили общие натюрморты. В наше время уже трудновато представить, до какой степени художник может быть увлечен видом из окна мастерской или незатейливой композицией из кувшина и зеркала, – но Истомин с Казениным были идеальными представителями именно такого мироощущения. И если первому все же удалось попасть в анналы истории искусства, то второй в число хрестоматийных авторов так и не попал. Зато сделал максимум возможного, чтобы наследие его учителя и друга, умершего в 1942 году, не сгинуло – а вероятность этого была велика. Истомин скончался в Самарканде, в эвакуации, и почти все его холсты и рисунки остались бесхозными. Леонид Казенин не только уберег их от исчезновения, но и годами реставрировал то, что требовало реставрации. Как раз из этого источника происходят почти все персональные истоминские коллекции в наших музеях.

На нынешней выставке, впрочем, музейные работы отсутствуют – здесь представлены те вещи, которые остались в частных руках. Зато впервые за много лет произведения ученика и учителя показаны вместе.

В камерную экспозицию включены рисунки, акварели, холсты, представляющие все тот же «тихий жанр». Пересказывать их сюжеты – задача неблагодарная, здесь все изображения говорят сами за себя, в них нет двойных смыслов и подоплек. Чистая и виртуозная лирика, которую не так уж легко воспринять, если вовремя не переключиться с урбанистического ритма на созерцательность. Но подобное зрительское усилие будет вознаграждено. В простых мотивах иногда кроется эстетическая бездна. Оба художника верили, что их «простоту» поймут правильно. Как написал когда-то Истомин, «при многих заблуждениях и ошибках, допущенных и невольно допускаемых в процессе работы, я все же нахожу, что первоначально взятая мною ориентация на Рембрандта, Гойю, Домье, Ван Гога верна, так как это есть линия реалистического искусства, а реалистическое искусство не может не быть содержательным и современным».
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Живопись":

"Любовное письмо" Вермеера прибыло в Эрмитаж на выставку одной картины
Полотно Йоханнеса Вермеера "Любовное письмо" прибыло из Рейксмузея в Амстердаме в Санкт-Петербург, на "Выставку одного шедевра" в Эрмитаж, сообщили РИА Новости в пятницу в пресс-службе музея. "В течение месяца у нас есть возможность показать одну из лучших картин в мире. К сожалению, у нас нет Вермеера, так он оказался одним из тех художников, которые не ценились в то время, когда формировалась ...
  (читать дальше)

"Голова мальчика" Люсьена Фрейда продана в Лондоне за 3,2 млн фунтов
Картина "Голова мальчика" знаменитого британского живописца-портретиста Люсьена Фрейда, скончавшегося минувшим летом, продана в четверг на аукционе Sotheby`s в Лондоне за 3,2 миллиона фунтов стерлингов, сообщает пресс-служба аукционного дома. К этой работе было приковано максимальное внимание на продолжающихся торгах современным искусством Sotheby`s, поскольку после кончины живописца эксперты пр...
  (читать дальше)

Реставрация фресок в Новгороде может прекратиться из-за нехватки денег
Новгородская научно-реставрационная мастерская "Фреска" может прекратить работу по восстановлению монументальной живописи XIV века из новгородского храма Успения Богоматери на Волотовом поле, разрушенной в годы Великой Отечественной войны и считавшейся навсегда утерянной, из-за отсутствия финансирования, сообщила РИА Новости руководитель мастерской, реставратор Тамара Анисимова. Фрески восстанав...
  (читать дальше)

Ай Вэйвэй стал самым влиятельным художником мира по версии ArtReview
Китайский художник-диссидент Ай Вэйвэй (Ai WеiWеi), обвиняемый китайскими властями в критике правительства и недавно освобожденный от ареста, признан наиболее влиятельной персоной в художественном мире в этом году по версии международного лондонского журнала ArtReview, говорится на официальном сайте журнала. В списке из сотни влиятельных деятелей искусства (ArtReviews Power 100), который составл...
  (читать дальше)

Выставка Рене Магритта в Вене соберет его живопись со всего мира
Выставка "Принцип удовольствия" сюрреалиста Рене Магритта, одного из самых популярных и известных художников ХХ века, откроется в залах венской "Альбертины" 9 ноября, сообщили РИА Новости в пресс-службе галереи. В Бельгии, откуда родом художник и где недавно открылся его музей, осталось не так много произведений мастера - они распылились по мировым частным и музейным коллекциям. Поэтому организа...
  (читать дальше)

Активист "Войны" потребует компенсацию за уголовное преследование
Член арт-группы "Война" Леонид Николаев, чье уголовно преследование по обвинению в хулиганстве в Петербурге было прекращено из-за отсутствия признаков состава преступления, намерен через суд требовать у государства возмещения морального и материального вреда, сообщил РИА Новости в среду его адвокат Дмитрий Динзе. Во вторник стало известно, что следственные органы прекратили уголовное преследован...
  (читать дальше)

Состояние Краснова улучшилось, сообщил адвокат декоратора
Состояние художника-декоратора Бориса Краснова, который был госпитализирован в ФМБЦ имени Бурназяна Федерального медико-биологического агентства России с подозрением на инсульт, улучшилось, он начал приходить в себя, сообщил агентству РАПСИ его адвокат Александр Добровинский. "Произошло улучшение, Борис Краснов начал приходить в себя, он открыл глаза. Однако из комы еще не вышел. Можно сказать, ...
  (читать дальше)

"Великую советскую живопись" и таланты Родченко открыли в Риме
Две художественные выставки "Социалистические реализмы" и "Александр Родченко", которые открылись во вторник в римском Дворце экспозиций (Palazzo delle Esposizioni) в рамках года российской культуры и русского языка в Италии, включат в контекст мировой истории искусства советскую живопись, рассказала РИА Новости один из кураторов выставки, заместитель генерального директора Музеев Московского Кре...
  (читать дальше)

Марина Абрамович: идея стоит дороже, чем картина на стене
Сербская художница Марина Абрамович с легкостью может заставить человека направить себе дуло в висок или стрелу в сердце, неподвижно просидеть 716 часов 30 минут или же отправиться по Великой китайской стене навстречу своему возлюбленному, чтобы в точке схода проститься с ним навсегда. Подобными фокусами она занимается уже 40 лет и преуспела в них настолько, что ретроспектива ее работ заполнила це...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)