четверг, 13 октября 2011 г.

Триллер "Заражение": мойте руки перед едой

Триллер Заражение: мойте руки перед едой

Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.

Триллер "Заражение" американского режиссера Стивена Содерберга 13 октября выходит в российский кинопрокат. В США была зарегистрирована эпидемия интереса к этому фильму: в сентябре он был в лидерах кинопроката. Но в России вирус обожания триллера Содерберга едва ли поразит большое число киноманов.

Коммерческая эсхатология

Фильм давно появился в Интернете. Кто хотел увидеть его, тот уже увидел. "540 копиями картина заработает на старте [за ближайший уикенд - ред.] около $1,4 млн", - прогнозирует журнал "Кинобизнес сегодня".

Кроме того, "Заражение" соревнуется с приключенческим тяжеловесом - "Мушкетерами в 3D" Пола Андерсона, боевиком, снятым по нестареющему роману Дюма. Лента о благородных французских удальцах стартует в прокате в тот же день, что и "Заражение", и явно заберет себе часть кинозрителей. Роман Дюма так беспроигрышно кинематографичен, что публику привлекает любая его экранизация.

А вот "Заражение" заразительной картиной не назовешь, при всей негаснущей популярности эсхатологической темы - ожидания конца света. А тут успели высказаться многие, от жрецов майя до преподобного Гарольда Кэмпинга, предрекавшего Апокалипсис в мае 2011 года, а потом сдвинувшего гибель мира на октябрь.

Желтая пресса поднимает свои рейтинги регулярными публикациями страшилок о гибели цивилизации от неизвестных вирусов. Содерберг в "Заражении" тоже заинтересовался апокалипсической вирусологией, исследовал манипуляцию человеческим сознанием с помощью страхов, выделил разные штаммы вируса паники. Но изложил тему с бесстрастностью патологоанатома, препарирующего мертвую плоть.

Лента "Заражение" встала в строй громких эсхатологических блокбастеров, среди которых - два фильма-катастрофы Роланда Эммериха: "Послезавтра" 2004 года (триллер об ужасах глобального потепления) и "2012" двухлетней давности - о природных катаклизмах.

Все эти темы - фатальные вирусы, пугающие изменения климата, природные катастрофы - так часто становятся предметом не только серьезных размышлений, но и спекуляций, что их восприятие невольно притупляется. Подобными фильмами никого не удивишь. Да и расстановка сил в таких блокбастерах однообразна и предсказуема: вот невинные жертвы бедствий, вот сильный, устойчивый к стихиям герой, вот самоотверженные спасатели (врачи, ученые), а вот любители ловить рыбу в мутной воде.

Чтобы разместить это видео у себя в блоге, скопируйте данный код

В триллере Содерберга что ни актер, то звезда, как было и в трилогии "Друзья Оушена". Но если в талантливой трилогии у каждого актера была своя роль-бенефис, то в "Заражении" персонажи Пэлтроу, Дэймона и всех остальных выглядят так же неувлекательно, как персонажи средневековых хроник: вроде бы герой есть, поступки есть, а живых характеров - нет.

Умножение фобий

К рекламе фильма за рубежом (например, в Канаде) привлекли микробиологов, которые от души проиллюстрировали устрашающий посыл "Заражения" картинами из жизни своих постоянных "клиентов" - микробов. Впечатляют ли такие рекламные щиты зрителей? Наверное.

Два года назад документальный фильм "Плесень", показанный в России на Первом канале, вызвал бурные дискуссии. Зрителей лента впечатлила, хотя журналисты "Клуба телепрессы" накануне официальной церемонии ТЭФИ, отдали "Плесени" диплом в номинации "За агрессивную развлекательную антинаучность".

Но для того, чтобы развлечь публику, совсем не обязательно поставлять ей антинаучные факты. Иные научные вирусологические исследования сделаны кинематографичнее и оригинальнее, чем триллер знаменитого мастера - "Заражение".


"Вакцины от страха не существует", - гласит один из слоганов "Заражения". Это не совсем так. Такой вакциной обычно было здравомыслие, умение рассуждать логически в самый пик паники. И там, где миф предлагает эсхатологию, более современные искусства могут концентрироваться на умении человека достойно бороться с бедствиями, спасать не только себя самого, но и других. Правда, при этом герои не должны быть механистичными, какими в итоге они получилось у Содерберга.

У режиссера получилось скорее высказывание в стиле Всемирной организации здравоохранения: предостерегающий пресс-релиз о страшных заболеваниях с призывом чаще мыть руки.

Мэтт Дэймон уже не раз рассказывал, как его напугал своим фильмом Содерберг. С тех пор актер с маниакальной частотой моет руки. Зрителей Содерберг пугает обещанием в расцвете сил (ему 48 лет) покинуть кинематограф, с тем чтобы осваивать другие творческие области. Жаль, если он выполнит обещание. Обладатель каннской "Золотой пальмовой ветви" за фильм "Секс, ложь и видео" (1989), "Оскара" за "Трафик" (2000), Содерберг умеет снимать высококачественное кино, в котором есть размышления, а не только популярные страшилки.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции


Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Кино":

Ив Монтан. Биографическая справка
13 октября исполняется 90 лет со дня рождения французского актера и шансонье Ива Монтана. Французский актер и шансонье Ив Монтан (настоящее имя Иво Леви) родился 13 октября 1921 года в Монсуммано Альто, в Италии. Он был третьим ребенком в семье. Отец мальчика был членом социалистической, а затем – Коммунистической партии Италии. После прихода к власти фашистов семья Иво переехала в Марсель (Франц...
  (читать дальше)

Пять фильмов представляют Россию на кинофестивале в индийском Мумбаи
Гости 13 международного кинофестиваля, который открывается в четверг в индийском мегаполисе Мумбаи, смогут увидеть пять фильмов из России, сообщили РИА Новости в дирекции фестиваля. По информации организаторов киносмотра, критики, специалисты и просто любители кино посмотрят почти 200 фильмов из более 30 государств мира в девяти секциях. Среди фестивальных программ: конкурс режиссеров-дебютантов...
  (читать дальше)

Интервью с режиссерами Беном и Джошуа Сафди
Бен и Джошуа Сафди рассказали «Парку культуры», зачем им понадобилось снимать свой фильм «Сходи за розмарином» на 16-миллиметровую пленку, как им удалось заполучить Абеля Феррару в качестве актера и что роднит их с Джоном Кассаветисом. В кинотеатре «Формула кино Горизонт» закончился фестиваль независимого американского кино «Амфест». Одним из его хитов стал фильм «Сходи за розмарином» нью-йоркски...
  (читать дальше)

Российский прокат возглавил фантастический боевик «Живая сталь»
Российский бокс-офис: «Живая сталь» победила с фантастическим результатом, «Полночь в Париже» стала второй по любви зрителей к Вуди Аллену, а «Вдребезги» пытаются повторить успех «Неадекватных людей». В начале этого года на экраны России вышли «Неадекватные люди»: снятую Романом Каримовым всего за 100 тысяч долларов мелодраму показывали всего на 75 экранах, но свой невеликий бюджет она окупила с ...
  (читать дальше)

"Одинокого рейнджера" с Деппом будут снимать с сокращенным бюджетом
Студия Disney вернула к жизни проект "Одинокий рейнджер" (The Lone Ranger) режиссера Гора Вербински (Gore Verbinski) с Джонни Деппом в роли индейца, съемки которого были отменены в августе из-за чрезмерной дороговизны, но урезала бюджет с 250 миллионов долларов до 215 миллионов, сообщает интернет-портал Deadline.com в среду. "Одинокий рейнджер" - игровая версия популярного в Америке мультипликац...
  (читать дальше)

Стив Маккуин и Майкл Фассбендер сделают третий совместный проект
Британский режиссер и видеохудожник Стив Маккуин (Steve McQueen) собирается снимать уже третий фильм с ирландцем Майклом Фассбендером (Michael Fassbender) в главной роли, сообщает во вторник киносайт Variety. Всемирная слава Фассбендера началась в 2008 году с "Голода" (Hunger) Маккуина, где он сыграл голодающего в тюрьме активиста ирландской республиканской армии. Картина была показана на Каннск...
  (читать дальше)

Михалков не рассчитывает на "Оскара" за свою "Цитадель"
Российский режиссер Никита Михалков не высоко оценивает шансы своей картины "Цитадель", которая является второй частью дилогии "Утомленные солнцем - 2", на получение "Оскара" в номинации "Лучший зарубежный фильм". "Да, никаких шансов, а если они есть, то будут строиться на чувственном восприятии того, что люди видят", - сказал Михалков во вторник в прямом эфире телеканала "Россия 24", отвечая на...
  (читать дальше)

Девять фильмов вошли в конкурс кинофестиваля "2-in-1"
В конкурсную программу кинофестиваля "2-in-1", который пройдет с 21 по 24 октября в столичном кинотеатре "35 мм", вошло девять картин, сообщил на пресс-конференции в РИА Новости во вторник программный директор фестиваля Алексей Медведев. Это бельгийская картина "Бычара"/Bullhead (режиссер Михаэл Р. Роскам), бразильский фильм "Тяжелая работа"/Hard Labor (режиссеры Жулиана Рохас, Марко Дутра), "По...
  (читать дальше)

«Мой папа Барышников» в прокате
В прокате фильм «Мой папа Барышников» про студента балетного училища Большого театра, снятый его выпускником Дмитрием Поволоцким. «Парк культуры» попросил разобрать фильм балетного критика. Спортивно-танцевальную драму «Мой папа Барышников» из жизни интеллигенции накануне перестройки уже называют «нашим ответом «Билли Эллиоту» Стивена Долдри. История успеха позднесоветского школьника Бориса Фишки...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)