среда, 12 октября 2011 г.

"Суперзвездный" миф об Иисусе

Суперзвездный миф об Иисусе

Ровно 40 лет назад, 12 октября 1971 года, на Бродвее прошла премьера расширенного сценического варианта рок-оперы "Иисус Христос - суперзвезда". Это произведение двух британцев, - композитора Эндрю Ллойда Уэббера и писателя Тима Райса, - тогда ошеломило молодую поросль композиторов разных стран и моментально завербовало их в авторы рок-опер.

Заочная любовь

"Я тебя никогда не увижу, я тебя никогда не забуду", - так, строчкой из известнейшей российской рок-оперы "Юнона и Авось" Алексея Рыбникова, можно было бы определить отношение молодых советских композиторов к легендарной бродвейской постановке 1971 года. Мало кто из них видел саму постановку (советский музыкальный мир был отделен от западного железным занавесом), зато в записи рок-опера разошлась стремительно - благодаря "самиздату", бесконечному копированию пластинки на магнитофонную пленку. Исполнители главных ролей, и прежде всего Иэн Гиллан (Иисус Христос), вокалист группы Deep Purple, заочно стали для советской молодежи начала 1970-х суперзвездами.

"Ленинградский композитор Андрей Петров побывал в США, попал на премьеру рок-оперы "Иисус Христос - суперзвезда", привез домой пластинку с ее записью и прокрутил ее в узком кругу, - рассказал обозревателю РИА Новости композитор Александр Журбин, автор первой советской рок-оперы "Орфей и Эвридика" (1974). - Я влюбился в произведение Ллойда Уэббера и выучил его наизусть".


Алексея Рыбникова "Иисус Христос - суперзвезда" вдохновил на создание знаменитых рок-опер "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" (1976) и "Юнона и Авось" (1981). Незаконное дитя русской церковной и городской музыки и англо-американского рока - так можно было когда-то назвать "Юнону и "Авось". Впрочем, эта рок-опера Алексея Рыбникова и Андрея Вознесенского давно оторвалась от своих "корней" и существует в массовом сознании как популярнейшая национальная рок-опера. И как легендарный спектакль театра "Ленком", в котором была поставлена 30 лет назад и до сих пор собирает полные залы.

Рецепт успеха рок-оперы "Иисус Христос - суперзвезда" в СССР был вполне прост.

Во-первых, зрителей захватывал, электризовал мощный рок - музыка, в которой, по словам культуролога Александра Гениса, "бушуют темные первобытные силы еще не проясненного подсознания". Во-вторых, замечает Александр Журбин, в рок-опере "Иисус Христос - суперзвезда" звучали темы, табуированные в СССР, - тема религии и тема секса. Другими словами, знакомство с рок-оперой было прорывом к запретному плоду, в сладости которого каждый хочет убедиться лично.

Десакрализованная история для пробуждения души

Форумчане до сих пор спорят, кощунство ли рок-опера "Иисус Христос - суперзвезда" и ее экранизации (1973 и 2000 годов) или нет.


Изначальная установка авторов сочинения была полемической: "Наше отношение к религии нельзя назвать ни положительным, ни отрицательным, - говорил Тим Райс. - Наша задача - рассказать историю Иисуса-человека".

"Либретто оперы… мягко говоря, "адогматическое", - пишет в своем блоге богослов диакон Андрей Кураев. - Но музыка талантливая. И в истории религиозного пробуждения в СССР эта опера сыграла важную и добрую роль". В 1970-е годы рок-опера Ллойда Уэббера "сняла шоры с многих комсомольских глаз". Оказалось, что Христос может быть интересен нынешнему человеку, а "вера бабушек может давать повод для современнейшего искусства".

В рок-опере Иисус Христос, по словам культуролога Бориса Парамонова, "был выведен из автоматизма восприятия, был дан вне богослужения". И оказалось, что "именно в этом качестве он по-новому близок и родствен".

По сути, Тим Райс и Эндрю Ллойд Уэббер написали оперу-диалог, открытое по смыслу произведение, в котором поставлено много вопросов, но далеко не на все вопросы даны привычные канонические ответы.

Один из вопросов задает Богу-отцу сам Иисус Христос, который в рок-опере не понимает, почему должен погибнуть: "Show me just a little of your omnipresent brain,/ Show me there`s a reason for your wanting me to die". Понтий Пилат называет Иисуса "невинной марионеткой".

В трактовке Райса Иуда - "самый мыслящий апостол", остальные апостолы - почти безликое окружение "суперзвезды".

Так или иначе, отличия сюжета рок-оперы "Иисус Христос - суперзвезда" от текста Евангелия можно перечислять бесконечно. Если же рассуждать о трактовке евангельских мифов, то, по мнению Александра Журбина, роман "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова - "гораздо более серьезное проникновение" в библейские легенды.

""Иисус Христос - суперзвезда" не совсем библейская история, - говорит Александр Журбин. - И изложена она на хипповатом, молодежном сленге". Тем не менее, подчеркивает композитор, "тот, кто не знает евангельского мифа, благодаря красочной, развлекательной истории может заинтересоваться историей, рассказанной в самой Библии".

Кстати, такой же эффект производит и "Мастер и Маргарита" - одно из самых насыщенных смыслом и открытых для разных трактовок произведений русской литературы.

Аллилуйя любви

В России "Иисус Христос - суперзвезда" идет в разных переводах (в театре имени Моссовета и в Санкт-Петербургском театре "Рок-опера") или на языке оригинала (Московский театр музыки и драмы Стаса Намина). В петербургском театре "Рок-опера" спектакль стал долгожителем - "Иисус Христос - суперзвезда" впервые был поставлен в 1990 году.

В Театре Стаса Намина рок-опера идет 11 лет. По словам Стаса Намина, художественного руководителя и главного режиссера театра, постановка "делалась максимально близкой к бродвейскому образцу, с теми же аранжировками, весь звук снимался с оригинала". Однако в версии театра есть существенное смысловое отличие: "Наша постановка дает ощущение, что Иисус Христос воскрес. Этого нет в оригинале, там открытый финал". В юбилейный для оперы год, заключает Стас Намин, готовится новая постановка на русском языке.

Опера, когда-то взорвавшая музыкальный мир, стала в стране классикой и обещанием хороших кассовых сборов, особенно на общем фоне мюзиклов, отечественных и западных, которые с трудом определяются со стилем и качеством исполнения.

Из всех современных рок-опер и мюзиклов "Иисус Христос - суперзвезда" - одно из немногих сочинений, побуждающих публику размышлять. Это своего рода учебник психологии, главы которого изложены с помощью музыки и лирики.

И одновременно эта рок-опера - аллилуйя любви, добру, романтике, смелости, которые составляют суть всех вечных мифов и которые так малозаметны в нынешней жизни.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Театр":

В новом составе «комиссии по сносу» общественные организации снова оказались в меньшинстве
На пресс-конференции, посвященной началу работы новой комиссии, которая будет разрешать или запрещать снос объектов культурного наследия в столице, выяснилось: большинство в ней по-прежнему имеют чиновники, которые обычно принимают решения в соответствии с нуждами городской власти. «Единственной гарантией того, что новая комиссия не станет инструментом уничтожения Москвы, является политическая во...
  (читать дальше)

Прах Нины Сорокиной захоронят на Кунцевском кладбище Москвы
Захоронение праха скончавшейся 8 октября бывшей солистки Большого театра Нины Сорокиной, прощание с которой прошло на столичном Троекуровском кладбище во вторник, состоится через неделю в могиле родителей на Кунцевском кладбище, сообщил РИА Новости народный артист России, балетмейстер и близкий друг Сорокиной Михаил Лавровский. Сорокина скончалась на 70-м году жизни, после продолжительной болезн...
  (читать дальше)

«Мой папа Барышников» в прокате
В прокате фильм «Мой папа Барышников» про студента балетного училища Большого театра, снятый его выпускником Дмитрием Поволоцким. «Парк культуры» попросил разобрать фильм балетного критика. Спортивно-танцевальную драму «Мой папа Барышников» из жизни интеллигенции накануне перестройки уже называют «нашим ответом «Билли Эллиоту» Стивена Долдри. История успеха позднесоветского школьника Бориса Фишки...
  (читать дальше)

Для улучшения акустики Большого театра могут закрыть участок метро
Участок Замоскворецкой линии между станциями метро "Новокузнецкая" и "Белорусская" закроется в ноябре на несколько дней для улучшения акустики Большого театра, сообщает во вторник газета "Московский комсомолец". Как уточняет издание, специалисты создадут дополнительную защиту от шума и вибрации, которая передается проходящими метропоездами на подземный концертный зал Большого театра (расстояние ...
  (читать дальше)

Совет "Текстуры-Олимп" выбрал спектакли о современности для Сочи-2014
Совет театрального конкурса "Текстура-Олимп", отбирающего спектакли о современности, которые будут показаны на Олимпийских зимних играх 2014 года в Сочи, назвал семь финалистов, сообщили РИА Новости в пресс-службе конкурса. В списке оказались: "Мефисто-вальс" Антона Адасинского - новый спектакль знаменитого в России и Европе театра DEREVO; "Копы в огне" - экспериментальный проект режиссера Юрия ...
  (читать дальше)

Историческое здание Большого готово к открытию - худрук балета театра
Ко дню открытия исторического здания Большого театра после шестилетней реконструкции, 28 октября, все будет готово в полном объеме, заявил РИА Новости в понедельник художественный руководитель балета Большого театра, народный артист РФ Сергей Филин. Солист Большого театра Николай Цискаридзе, ранее высказывавшийся в ряде СМИ, считает, что историческое здание театра не настолько готово к открытию,...
  (читать дальше)

Героиня фильма "А зори здесь тихие" отметит юбилей в театре киноактера
Творческий вечер актрисы Ирины Шевчук, приуроченный к ее шестидесятилетию, состоится во вторник на сцене московского театра киноактера в Москве, сообщили РИА Новости в пресс-службе театра. "Моя жизнь в искусстве делится на две половины: театр и кино, - сказала РИА Новости Шевчук. - Сегодня моя любовь отдана театру, где мне посчастливилось сыграть много интересных ролей, из которых главная и сама...
  (читать дальше)

Победители конкурса Чайковского выступят в Мариинском театре
Сольным концертом корейского пианиста Сенг Чжин Чо Мариинский театр открывает программу "Выступают лауреаты XIV Конкурса им. П. И. Чайковского", в рамках которой на сцене Концертного зала сыграют также пианист Даниил Трифонов и виолончелисты Эдгар Моро и Нарек Ахназарян, сообщили РИА Новости в пресс-службе театра. "Прошедший гала-концерт лауреатов в Лондоне буквально взорвал британские СМИ, став...
  (читать дальше)

Группа "Сумма" выделит на открытие сцены Большого театра 120 млн руб
Группа "Сумма", в которую входит генподрядчик работ по реконструкции Государственного академического Большого театра (ГАБТ) в Москве, выделит на мероприятия, связанные с открытием основной сцены театра, более 120 миллионов рублей, говорится в сообщении группы. Реконструкция Большого театра в центре Москвы, начавшаяся в 2005 году, задумывалась для того, чтобы у театра появилось продолжение основн...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)