четверг, 13 октября 2011 г.

«Школа современной пьесы» покажет спектакль «Медведь» по пьесе Дмитрия Быкова

«Школа современной пьесы» покажет спектакль «Медведь» по пьесе Дмитрия БыковаДмитрий Быков рассказал «Парку культуры» о премьере спектакля «Медведь» по своей пьесе, о театре в своей жизни и о политической иронии на сцене.

14 октября в театре «Школа современной пьесы» состоится премьера спектакля «Медведь» по одноименной пьесе Дмитрия Быкова. В постановке руководителя театра Иосифа Райхельгауза среди прочих заняты Ирина Алферова, Елена Санаева, Владимир Шульга. Жанр пьесы режиссер описывает как политический памфлет. Автор пьесы Дмитрий Быков рассказал «Парку культуры» о том, как следует воспринимать его пьесу.

— У вас в последнее время наметился поворот в сторону театра и перформанса — успешный проект «Гражданин поэт», теперь полноценная и громкая постановка с известными артистами. Почему вдруг именно такая форма выражения стала для вас актуальной?

— Да нет, это не у меня, а у театра наметился такой поворот: артистам и даже режиссерам стали вдруг интересны современные темы, и лучше бы в ироническом освещении и в какой-то новой эстетике, хоть отчасти отличающейся от новой драмы или «Театра.Doc». Мне сейчас стали предлагать переделки классики, появились заказы на собственные пьесы. «Гражданина поэта» зовут в разные города, где мы выступаем, как правило, именно в театрах. Но это ведь не одного меня коснулось, у Шендеровича тоже поставили пьесу в Театре сатиры, многие мои друзья заняты новыми проектами, о которых пока рано рассказывать, и это далеко не полный список. Когда о современности нельзя говорить в газете или парламенте, она бежит в культуру — это обычное дело. Не всегда, как я понимаю, благотворное для них обеих, но тут уж что поделаешь.

— Пьеса была закончена больше года назад, а материал при этом остроактуальный. В пьесе ничего не устарело, не изменилось с тех пор?

— Пьеса закончена не один, а два года назад. В прошлом году она уже напечатана в одноименном сборнике, куда вошли еще пять пьес разных лет. С ними вообще выходило отлично: пьеса заказана, оплачена и не поставлена, т. е. деньги есть, хоть и скромные, а позора нет. «Медведь», по-моему, не устарел, а стал, напротив, как-то злее, больше, бурее за это время. Пишешь ведь, как правило, о предчувствиях, а предчувствовать я умею — этот навык у нас отрабатывался годами. Под «нами» имею в виду не только вечно трепещущую интеллигенцию, но и все население в целом. Особенно ту его часть, которая знает историю.

— Рифма между заглавным животным и партийной символикой «ЕдРа» кажется очевидной — вы настаиваете на том, что ничего не имели в виду?

— Когда предполагалась пьеса, то есть когда мы еще с Марком Захаровым ее обсуждали, он обратил мое внимание на пьесу Славомира Мрожека «Мученичество Питера Охея» — раннюю, малоизвестную. Там у простого обывателя в ванне вдруг заводился тигр. Я подумал, что в ванне у российского обывателя может завестись только медведь. Ну а дальше сюжет стал развиваться совершенно по-своему, без каких-либо рифм к Мрожеку. Справедливости ради заметим, что и он использовал фабульную рамку «Носорогов» Ионеско.

— Но почему все-таки «Ленком» сначала заказал пьесу, а затем отказался от нее?

— Марку Захарову, которому я от души благодарен за идею сочинить современную комедию, хотелось, чтобы это была вещь более фантастичная, гротескная, праздничная, в духе Григория Горина. Я так не умею, хотя Горина очень люблю, и вносить в сюжет те изменения, которые предложил Захаров, мне показалось опасным — получилась бы слишком сложная и ветвистая конструкция. Никаких политических разногласий тут не было — чистая эстетика. Но я не исключаю, что мне когда-нибудь приснится сюжет в захаровском духе, с безумными путешествиями, карнавалами, абсурдом, музыкой и фейерверком. Я ведь очень люблю «Ленком».

— Какое впечатление у вас оставили оформление и режиссерское решение спектакля? Вы говорили, что пьеса слишком запутана и сложна для театра — не могли бы объяснить?

— Да нет, она сложна для театра не тем, что запутана, а тем, что в ней есть длинные монологи, разговоров больше, чем действия, отсутствует любовь, присутствует много чисто словесных трюков, которые жаль потерять, — обычные вещи для недраматурга, пишущего для театра. Но Райхельгауз придумал несколько аттракционов, которые оживляют все это, смягчают некоторый минимализм, который изначально заложен в действие (все происходит в одной квартире, в одном интерьере, в одном времени). Мне показалось, что оформление спектакля «Школы» даже слишком сложно и богато — там есть эксцентрические решения, очень трудные для реализации. Но все придуманное находится вполне в русле моих представлений, так что я нигде не морщился. Особенно вот эта история с распуханием во втором акте, с буквальной реализацией «жирных годов»... но это я рассказывать не могу, получится спойлер, смотреть будет неинтересно.

— Какое ощущение у вас было, когда вы увидели свой текст на прогоне? Драматурги иногда говорят, что видят на прогонах много нового для себя. А вы увидели что-то в своих персонажах, чего не видели «на бумаге»?

— Да нет, я именно таких персонажей и имел в виду. Особенно полное совпадение — это, конечно, Филозов, один из моих любимых актеров. Ну и Алферова, Санаева — высший класс.

— Выпуск «Гражданина поэта» на телеканале «Дождь», посвященный Путину и Медведеву, вызвал в свое время скандал, после которого проекту пришлось сменить место жительства. Как вы думаете, не произойдет ли чего-то подобного со «Школой»?

— Я не отслеживал, к сожалению, события на «Дожде», но в «Медведе» ведь нет никакой особенной фронды. Это скорей притча, довольно такая, я бы сказал, патриотическая. Где-то даже почвенническая такая.

— Как вам кажется, возможен ли вообще в России политический театр, а если нет, то что должно произойти для того, чтобы он появился?

— Политический в самом широком, брехтовском, таганском смысле — обязательно, почему же нет? Это отдельная эстетика, площадная, балаганная, плакатная. Театр обязан все-таки отзываться на современность, и не только в формате неодрамы, где пятеро бомжей сначала трахают, а потом едят шестого. Иное дело, что это должно быть именно эстетикой, а не читаемыми по ролям фельетонами. Театр Стуруа в Тбилиси был вполне себе политическим, что и доказано последними событиями вокруг него. Москва ничем, кроме климата, не хуже Тбилиси.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Театр":

Мэр Москвы поздравил с днем рождения худрука "Ленкома" Марка Захарова
Мэр Москвы Сергей Собянин поздравил с днем рождения народного артиста СССР, художественного руководителя Московского драматического театра "Ленком" Марка Захарова, сообщает в четверг сайт столичного правительства. "Выдающийся режиссер, сценарист, педагог, удивительный человек, Вы - талантливы во всем. Ваш творческий потенциал, необыкновенная трудоспособность и неординарное мышление позволили Вам...
  (читать дальше)

Принадлежавшие The Beatles вещи выставлены на аукцион в Буэнос-Айресе
Аукцион, на который выставлены принадлежащие группе "Битлз" (The Beatles) вещи, состоится в четверг вечером в столице Аргентины Буэнос-Айресе, сообщили журналистам его организаторы. Торги пройдут в здании аргентинского банка "Сьюдад" (Cuidad), который выступил спонсором мероприятия. Всего вниманию покупателей будут представлены 122 лота, так или иначе связанные с жизнью и творчеством "ливерпульс...
  (читать дальше)

Фестиваль театров кукол стран Причерноморья пройдет в Сочи
Мультикультурный проект - фестиваль театров кукол стран Причерноморья - пройдет в октябре в Сочи в рамках программы Года театра Культурной олимпиады "Сочи 2014", говорится в сообщении Сочинского концертно-филармонического объединения. Фестиваль театров кукол стран Причерноморья пройдет с 13 по 19 октября в Сочи при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Этот проект обращен к зрите...
  (читать дальше)

"Суперзвездный" миф об Иисусе
Ровно 40 лет назад, 12 октября 1971 года, на Бродвее прошла премьера расширенного сценического варианта рок-оперы "Иисус Христос - суперзвезда". Это произведение двух британцев, - композитора Эндрю Ллойда Уэббера и писателя Тима Райса, - тогда ошеломило молодую поросль композиторов разных стран и моментально завербовало их в авторы рок-опер. Заочная любовь "Я тебя никогда не увижу, я тебя нико...
  (читать дальше)

В новом составе «комиссии по сносу» общественные организации снова оказались в меньшинстве
На пресс-конференции, посвященной началу работы новой комиссии, которая будет разрешать или запрещать снос объектов культурного наследия в столице, выяснилось: большинство в ней по-прежнему имеют чиновники, которые обычно принимают решения в соответствии с нуждами городской власти. «Единственной гарантией того, что новая комиссия не станет инструментом уничтожения Москвы, является политическая во...
  (читать дальше)

Прах Нины Сорокиной захоронят на Кунцевском кладбище Москвы
Захоронение праха скончавшейся 8 октября бывшей солистки Большого театра Нины Сорокиной, прощание с которой прошло на столичном Троекуровском кладбище во вторник, состоится через неделю в могиле родителей на Кунцевском кладбище, сообщил РИА Новости народный артист России, балетмейстер и близкий друг Сорокиной Михаил Лавровский. Сорокина скончалась на 70-м году жизни, после продолжительной болезн...
  (читать дальше)

«Мой папа Барышников» в прокате
В прокате фильм «Мой папа Барышников» про студента балетного училища Большого театра, снятый его выпускником Дмитрием Поволоцким. «Парк культуры» попросил разобрать фильм балетного критика. Спортивно-танцевальную драму «Мой папа Барышников» из жизни интеллигенции накануне перестройки уже называют «нашим ответом «Билли Эллиоту» Стивена Долдри. История успеха позднесоветского школьника Бориса Фишки...
  (читать дальше)

Для улучшения акустики Большого театра могут закрыть участок метро
Участок Замоскворецкой линии между станциями метро "Новокузнецкая" и "Белорусская" закроется в ноябре на несколько дней для улучшения акустики Большого театра, сообщает во вторник газета "Московский комсомолец". Как уточняет издание, специалисты создадут дополнительную защиту от шума и вибрации, которая передается проходящими метропоездами на подземный концертный зал Большого театра (расстояние ...
  (читать дальше)

Совет "Текстуры-Олимп" выбрал спектакли о современности для Сочи-2014
Совет театрального конкурса "Текстура-Олимп", отбирающего спектакли о современности, которые будут показаны на Олимпийских зимних играх 2014 года в Сочи, назвал семь финалистов, сообщили РИА Новости в пресс-службе конкурса. В списке оказались: "Мефисто-вальс" Антона Адасинского - новый спектакль знаменитого в России и Европе театра DEREVO; "Копы в огне" - экспериментальный проект режиссера Юрия ...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)