понедельник, 10 октября 2011 г.

Ретроспектива Марины Абрамович «В присутствии художника» в «Гараже»

Ретроспектива Марины Абрамович «В присутствии художника» в «Гараже»Последним масштабным проектом в нынешнем пространстве «Гаража» стала ретроспектива Марины Абрамович «В присутствии художника». Звезда перформанса с сорокалетним стажем представляет в Москве не только видео- и фотодокументацию былых подвигов, но и повторы ряда акций «вживую» – с участием волонтеров. Сама же бенефициантка намерена до изнеможения смотреть зрителям прямо в глаза.

Хотя в наши дни нередко говорят о том, что «новая волна» перформанса на подходе и что сей жанр еще способен удивлять, все же нельзя не признать: интерес у современной публики вызывает в основном ретро-взгляд на указанный феномен. Практика 1960–80-х для кого-то исполнена ностальгическими чувствами; другим не знакома вовсе, а потому заочно интригует; третьи же испытывают сложные ощущения и хотели бы задним числом разобраться – что это было? Имеет место классический случай, когда дистанция в тридцать-сорок лет сама собой оказывается действенным фактором, заставляющим вернуться в прошлое и поискать там нечто важное. А уж приведет ли подобная любознательность к всплеску «новой волны» – вопрос открытый.

На чьем же примере уместнее всего бередить души «ветеранов» и пробуждать к активности «представителей подрастающего поколения»? Это очевидно для всех, кто знаком с историей вопроса. Хотя Марина Абрамович (ударение на втором слоге, согласно сербской традиции) и не была родоначальницей жанра, однако неофициальный титул «бабушки перформанса» носит заслуженно.

Сорок лет в отрасли – это не шутки. К тому же, несмотря на возраст (мало кто в 65 лет склонен к опытам на выносливость организма), она и сегодня в строю.

Правда, того экстрима и эпатажа, которые были свойственны Абрамович в период «бури и натиска», то бишь в 1970-е, она уже не исповедует, но в харизме ей по-прежнему не откажешь. Идеальная кандидатура для проекта, призванного если не возродить, то заново отрекламировать выдохшийся жанр. С этой задачей довольно успешно справилась прошлогодняя ретроспектива художницы в нью-йоркском МОМА (Museum of Modern Art). Сейчас в «Гараже» демонстрируется практически полная версия того шоу. И в Нью-Йорке, и в Москве куратором выступил Клаус Бизенбах, специалист МОМА по мультимедийным искусствам вообще и перформансам в частности.

Прощальная выставка в пространстве мельниковского гаража (как известно, в следующем году институция под руководством Даши Жуковой должна перебраться в ЦПКиО имени Горького, уступив прежнюю площадку Российскому еврейскому музею толерантности) получилась не только масштабной, но и впрямь новаторской.

А для нашей страны – почти революционной.

Что уж скрывать: «золотой век» перформанса мы со всей возможной благопристойностью провели по свою сторону «железного занавеса», так что большинство наших сограждан узнало об этой арт-практике лишь в 1990-е – благодаря нашумевшим акциям Кулика, Бреннера и Мавромати. К тому времени увлечение Запада перформансами стремительно шло на убыль (кстати, Марина Абрамович была в числе самых непреклонных адептов, за что и удостоилась «Золотого льва» на Венецианской биеннале 1997 года). Иначе говоря, отечественные зрители ни подлинной страсти, ни устойчивого иммунитета к этому виду художественной деятельности обрести не успели. Для многих шоу в «Гараже» наверняка окажется серьезным испытанием психики и поводом ревизовать взгляды на искусство. Совсем не обязательно, впрочем, что результатом внутренних борений станет-таки любовь к перформансу.

Марину Абрамович в детстве тоже учили следовать идеям марксизма-ленинизма, а не выделывать трюки голышом перед публикой.

Но барышня оказалась с норовом и предпочла уехать из Белграда в Амстердам, чтобы посвятить себя искусству – так, как она его понимала. Собственно, выставка и рассказывает о том, что у нее получилось. Как и положено ретроспективе, основное место здесь занимают хроники минувшего – черно-белые видеоотчеты, снятые на 16-миллиметровую пленку, серии фотографий, отдельные артефакты (скажем, на столе выложены 72 объекта, посредством которых зрители терзали героиню в ходе перформанса под названием «Ритм 0» – дело было в 1974 году). Едва ли не половина из визуальных свидетельств касается совместного творчества Абрамович с ее немецким коллегой и спутником жизни Улаем (в миру – Уве Лейсипеном). Банальное выражение «спутник жизни» в данном контексте обретает тотальный и даже слегка пугающий смысл, поскольку этот тандем на протяжении 12 лет ставил на себе шокирующие опыты по изучению физического взаимодействия двух тел и моральной совместимости двух душ.

Итогом тесной творческой кооперации стало расставание, оформленное также в виде перформанса:

Марина и Улай с разных концов Великой китайской стены двинулись навстречу друг другу и, соединившись посередине, договорились об окончательном разрыве. С тех пор Абрамович выступает сольно, достигнув куда больших индивидуальных успехов, чем ее бывший партнер.

Знакомство с документацией представляется занимательным, однако не всегда способствует воссозданию атмосферы былых перформансов. Для пущего драйва художница пускает в ход рецепт под названием «реперформанс». Откликнувшихся на призыв волонтеров (в данном случае аж 47 человек) Марина обучает основам ремесла, после чего юноши и девушки предъявляют публике точные повторы легендарных арт-жестов своей наставницы. Правда, из всех видов истязаний, которым подвергала себя в оны годы Абрамович, в современном арсенале она оставила не самые жесткие («После «Ритма 5» я поняла, что сошла с ума и что, оказывается, существует граница перформанса – он прекращается вместе с сознанием художника»). Как правило, волонтеры играют роль «живых изваяний» – например, лежат обнаженными, прикрывшись скелетом, или образуют подобие портала из неприкрытой плоти (посетителям приходится протискиваться между двумя голыми статистами).

Эти ремейки не позволяют забыть, что вообще-то перформанс – искусство, существующее «здесь и сейчас».

Не ограничившись наставлениями для воспитанников, Марина готова внести и личный вклад в московскую гастроль. На протяжении недели, по три часа ежедневно, она будет проводить за столом, глядя в глаза всем желающим. Перформанс «В присутствии художника» был испробован в прошлом году в Нью-Йорке – впрочем, там Абрамович провела в безмолвном диалоге с публикой все три месяца, что длилась выставка. Но в Нью-Йорке она все-таки дома (живет здесь последние десять лет), а вот гостить в Москве до 4 декабря, то есть до закрытия проекта, ей явно не с руки. Так что любителям гипнотического контакта необходимо ловить момент. Дополнительным стимулом может стать осознание, что, участвуя в перформансе, ты не только удовлетворяешь собственное тщеславие, но еще и служишь торжеству науки. Едва встретившись глазами с балканской арт-дивой, посетитель становится участником «нейронаучного эксперимента» по «измерению магии взгляда». Что за магия такая и в чем ее измеряют, мы вам разъяснить, конечно, не возьмемся, но приборами эта импровизированная лаборатория напичкана от души. Сразу понятно: при подобной технической оснащенности умереть у перформанса нет ни единого шанса.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Живопись":

Лондонская арт-ярмарка Frieze займется в Нью-Йорке старыми мастерами
Лондонская арт-ярмарка Frieze, каждый октябрь с 2003 года представляющая современное искусство в столичном Риджентс-парке, собирается расширяться: с 2012 года она будет проходить еще и в Нью-Йорке, на Манхэттене, а к лондонской программе добавится ярмарка Frieze Masters, посвященная искусству, которое создано до 2000 года - будь то абстракционисты или старые мастера, сообщает в субботу газета Gua...
  (читать дальше)

В "Гараже" открылась ретроспектива сербской художницы Марины Абрамович
Грандиозная ретроспектива "В присутствии художника" сербской художницы Марины Абрамович, которая уже 40 лет занимается искусством радикального перформанса, изучая возможности человеческого духа и тела, открылась в ЦСК "Гараж" в субботу. При входе в центр - табличка, как в старых советских кинотеатрах, предостерегающая, что лицам до 16 осматривать проект не рекомендуется, поскольку "выставка вклю...
  (читать дальше)

Две картины Пикассо, украденные в Швейцарии в 2008, найдены в Сербии
Два полотна известного живописца Пабло Пикассо - натюрморт "Стакан и кувшин" (Verre et pichet) и картина "Голова лошади" (Tete de cheval), - которые были похищены в Швейцарии в 2008 году, обнаружены на территории Сербии, сообщает в ночь на субботу сайт швейцарского телеканала SF со ссылкой на сотрудников правоохранительных органов. "Сегодня я могу с гордостью и радостью сказать вам, что после тр...
  (читать дальше)

Памятную доску известному реставратору Савве Ямщикову откроют в Пскове
Памятная доска известному реставратору и защитнику наследия Псковщины Савве Ямщикову, который ушел из жизни 19 июля 2009 года, будет открыта в Пскове в субботу, 8 октября, сообщил РИА Новости представитель пресс-службы обладминистрации. Савва (Савелий) Васильевич Ямщиков родился 8 октября 1938 года в Москве. Большую часть своей жизни Савва Ямщиков посвятил российской провинции, где реставрировал,...
  (читать дальше)

Sotheby`s и Christie`s сделали ставку на живопись Василия Верещагина
Две картины русского художника Василия Верещагина, боевого офицера, трагически погибшего от взрыва на броненосце "Петропавловск" во время морского сражения при Порт-Артуре, стали топ-лотами русских торгов Sothebys и Christies. Первый аукцион, 1 ноября, пройдет в Нью-Йорке у Sothebys: музейного класса полотно из знаменитой индийской серии художника "Жемчужная мечеть в Дели", выставленное на прода...
  (читать дальше)

В Музее личных коллекций открылась выставка «Кандинский и «Синий всадник»
На выставке «Кандинский и «Синий всадник» в Музее личных коллекций впервые в России представлено знаменитое художественное объединение, чья деятельность существенно повлияла на искусство ХХ века. Имя Василия Кандинского, одного из основателей и лидеров «Синего всадника», неспроста стоит в заглавии особняком: кисти этого автора принадлежит ровно половина всех прибывших из Мюнхена произведений. Рем...
  (читать дальше)

Мэр Москвы поздравил с днем рождения художника Александра Шилова
Мэр Москвы Сергей Собянин поздравил с 68-летием народного художника СССР Александра Шилова, сообщает в четверг сайт столичного правительства. "Художник большого и яркого таланта, Вы вносите огромный вклад в сохранение и приумножение лучших традиций русской живописи. Ваше творчество снискало Вам широкое общественное и профессиональное признание. Москвичи и россияне, поклонники изобразительного ис...
  (читать дальше)

Картины Василия Поленова после показа в Третьяковке продадут в Лондоне
Два полотна Василия Поленова "Кто из вас без греха" и "Повинен смерти" покажут в Государственной Третьяковской галерее в рамках предаукционной выставки перед торгами аукционного дома Bonhams с 25 октября по 7 ноября, сообщили в пресс-службе аукциона. Произведения Поленова, которые никогда ранее не выставлялись на открытый аукцион, будут проданы в Лондоне в рамках русских торгов. В экспозицию в Т...
  (читать дальше)

В Третьяковской галерее открылись выставки конструктивистов Татлина и Родченко
В Третьяковской галерее одновременно открылись две выставки, героями которых стали основоположники конструктивизма – Владимир Татлин и Александр Родченко. Правда, эти проекты реализованы по разным сценариям: экспозиция под названием «Бесконечная Татлин чаша великого» – это небольшое «собрание сочинений» разных лет, а Родченко представлен реконструкцией знаменитого интерьера «Рабочий клуб». В том,...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)