пятница, 14 октября 2011 г.

Политехнический музей. Справка

Политехнический музей. СправкаКонкурс на архитектурную концепцию реконструкции московского Политехнического музея выиграл известный японский архитектор, лауреат "Золотого льва" Венецианской биеннале Джунья Ишигами.

Политехнический музей в Москве – национальный музей истории науки и техники, один из крупнейших научно-технических музеев мира.

Музей был учрежден по личному указу императора Александра II. 23 сентября 1872 года высочайшим повелением был учрежден Комитет для устройства в Москве Музея Прикладных знаний и заведывания им. Комитет был создан по инициативе ученых просветителей, членов Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Начало же музею было положено организацией Всероссийской Политехнической выставки, открывшейся в Москве 30 мая 1872 года, и посвященной 200-летию со дня рождения Петра I. После закрытия выставки ее экспонаты стали основой собрания будущего музея и были размещены во временном помещении дома Степанова на Пречистенке.

12 декабря 1872 года (по новому стилю) Политехнический музей впервые открыл свои двери для посетителей.

10 июня 1874 года Московская городская дума выделила участок вдоль каменной стены Китай-города, между Лубянской площадью и Ильинскими воротами, под строительство постоянного здания будущего музея.

Эскизные проекты, представленные Комитету по устройству музея, рассматривались экспертной комиссией, в которую вошли известные российские архитекторы. Был одобрен проект архитектора Ипполита Монигетти. Ему поручили исполнение детальных чертежей и шаблонов как для фасада, так и для внутренней отделки. Одновременно были одобрены планы постройки, выполненные Николаем Шохиным, а расположение главного входа и лестницы – по проекту Александра Каминского.

9 мая 1875 года началось возведение здания на Лубянской площади. Это был первый и уникальный опыт проектирования и строительства в России здания специального музейного назначения.

Объемно-пространственная структура здания формировалась более тридцати лет. В 1877 году был выстроен центральный корпус по проекту Монигетти в русско-византийском стиле, в 1896 году было возведено правое крыло, в 1907 году – левое, куда вошла ставшая вскоре знаменитой Большая аудитория.

При сохранившемся общекомпозиционном решении здания, принятом в первоначальном проекте Монигетти, в процессе стройки возникали стилистические изменения в исполнении его составных частей. Правая часть здания, выстроенная в тех же традициях "русского стиля", приобрела новые черты – композиционные элементы фасада "растянуты", сокращены декоративные элементы, смещен уровень этажей. Левая часть - яркий образец стиля модерн в его национальном исполнении. Асимметричное построение композиции боковых фасадов подчеркивает доминирующее значение центрального корпуса.

Большая аудитория, перекрытая плоским потолком без единой промежуточной опоры, сооружалась по проекту и под наблюдением инженера Анатолия Семенова, и сразу же удостоилась похвал. В центре потолка имелось застекленное пространство, через которое падал дневной свет. На сцене, позади трибуны лектора, находилась стеклянная камера (вытяжной шкаф) для химических опытов, а над ней таблица с изображением Периодической системы элементов Менделеева. Слушатели также оценили безукоризненную акустику аудитории.

Хотя основной инженерно-архитектурный план, задуманный автором проекта, остался до наших дней прежним, начиная с 1948 года интерьеры Большой аудитории постоянно менялись.

Кроме блока помещений, относящихся к Большой аудитории (вход, вестибюль, лестницы, "раздевальни"), вся остальная площадь крыла была занята торговыми помещениями. По поперечной оси, соединяющей Большой Лубянский и Китайский (ныне Китайгородский) проезды был устроен двухсветный пассаж, на него выходили витрины и окна первого и антресольного этажей. Из пассажа был свободный выход на оба проезда. По условиям застройки во всем комплексе здания подвальный, первый и антресольный этажи сдавались в аренду под торговые помещения.

Уличные фасады Политехнического музея сохранили свой первоначальный декор и дошли до нашего времени лишь с незначительными изменениями, обусловленными ликвидацией торговых помещений. Первоначально фасады не были монохромными, а поверхности стен представляли сочетание белого и охристого цветов. Специалисты считают, что вероятна и более сложная окраска, характерная как для эпохи модерна, так и для эпохи эклектики.

На фасаде северного крыла сохранилась пострадавшая от времени монументальная живопись. Исследователи приписывают ее эскизную разработку архитектору князю Георгию Макаеву, одновременно с проектированием основавшему фонд, на средства которого и было построено крыло. Триптих выполнен в технике фрески.

Во внутреннем убранстве музея важное место занимает парадная лестница. Лестница украшена декоративными элементами, символизирующими древнерусские формы.

Присутствуют система разнообразных сводов, полуциркульные вверху двух- и четырехстворчатые двери с оригинальным орнаментом в филенках и латунными ручками скобами, лестницы с чугунными литыми балясинами сложной формы, фигурные лестничные ограждения, чугунные ступени и перила винтовых лестниц, напольное покрытие (кафельная плитка, паркет, металлические плиты, метлахская плитка), кафельные печи, мебель, зеркала.

В наши дни архитектурно-декоративное оформление центрального корпуса сохранилось в вестибюлях и в экспозиционных залах. Больше всего интерьеры музея пострадали в зонах, не использовавшихся под музейные цели.

Политехнический музей всегда был центром научной, культурной и общественной жизни Москвы. Традиционная для Политехнического музея форма работы – публичные лекции. Лекции о последних достижениях науки здесь читали Александр Столетов, Николай Жуковский, Федор Бредихин, Климент Тимирязев, Александр Бутлеров и другие выдающиеся ученые. В музее проводились демонстрации последних достижений научной и технической мысли: лампы Яблочкова, телефонов Белла и Голубицкого, фонографа Эдисона. Устраивалось первое в Москве электрическое освещение.

В Большой аудитории Политехнического проводились поэтические и музыкальные вечера. С ее трибуны выступали поэты Владимир Маяковский, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Булат Окуджава, а также политики, философы и величайшие ученые мира.

В декабре 1991 года Политехнический музей был объявлен федеральной собственностью как особо ценный объект российского национального культурного наследия.

Политехнический музей хранит свыше 170 тысяч музейных предметов, около 100 музейных коллекций, многие из которых уникальны. Экспозиция музея занимает площадь около 10,5 тысячи кв. м., в 65 залах музея представлены самые различные области техники — горное дело, металлургия, химическая технология, автоматика и вычислительная техника, связь, оптика, метеорология, космонавтика, энергетика, транспорт.

В комплекс музея входит Научная библиотека (более 3 миллионов книг и печатных изданий) и Лекторий. В Лектории проводятся поэтические и музыкальные вечера, встречи с выдающимися людьми, выступления ученых.

Ежегодно музей принимает около 450 тысяч посетителей.

В 2001 году был создан Совет попечителей Политехнического музея. В Совет входят известные ученые, государственные деятели, представители деловых кругов, руководители крупнейших центров инженерного образования, деятели отечественной культуры.

В апреле 2010 года президент России Дмитрий Медведев поручил министерству культуры разработать концепцию создания на базе Политехнического музея в Москве музея науки, представляющего достижения науки и техники на основе применения передовых музейных технологий.

Фонд развития музея, учрежденный "Роснано" в октябре 2009 года, объявил международный конкурс, чтобы выбрать разработчика его новой концепции. К участию в конкурсе были приглашены ведущие российские и зарубежные компании, специализирующиеся в области концептуального проектирования музейных и образовательных центров.

Разработчиком новой концепции музея по итогам конкурса стала британская компания Event Communications, а реконструкцию здания будет проводить известный японский архитектор, лауреат "Золотого льва" Венецианской биеннале Джунья Ишигами.

Концепция музея позволит спланировать дальнейшие шаги модернизации Политехнического музея, включая реставрацию его здания, а также создание проектов экспозиций, хранилищ и других пространств, необходимых для успешного функционирования современного музея науки.

Обновленное музейное здание планируется открыть в 2016 году.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников.

Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Музыка":

Суд по иску Леди Гаги запретил петь персонажу игры с похожим именем
Высокий суд Лондона удовлетворил иск британской певицы Леди Гаги, требовавшей запретить компании Mind Candy распространять песни, исполняемые Леди Гу Гу, персонажем детской онлайн-игры, сообщает в пятницу газета Guardian. Видеоролик The Moshi Dance с участием этого персонажа появился летом на YouTube в рамках детского проекта Moshi Monsters и сразу набрал популярность. Компания Mind Candy, котор...
  (читать дальше)

Баренбойм возглавил "Ла Скала", Мути будет руководить Римской оперой
Выдающийся дирижер и пианист Даниэль Баренбойм (Daniel Barenboim) с 1 декабря 2011 года станет новым музыкальным директором миланского оперного театра "Ла Скала" (La Scala), сообщили в пятницу местные СМИ. Пост музыкального директора, а фактически художественного руководителя всемирно известного театра оставался вакантным с 2005 года, когда, громко хлопнув дверью, его покинул выдающийся итальянс...
  (читать дальше)

Галерея Tate Modern откроет зал только для интернет-пользователей
Лондонская галерея современного искусства Tate Modern впервые откроет полностью виртуальный зал, выставки в котором будут доступны только для интернет-посетителей, объявил в четверг на пресс-конференции директор галереи Крис Деркон. Проект, который будет носить название BMW Tate Live: Performance Room, начнет свою работу весной 2012 года и осуществляется в партнерстве с известным германским авто...
  (читать дальше)

Повестка в прокуратуру Белоруссии не помешает туру "Ляписа Трубецкого"
Белорусская группа "Ляпис Трубецкой" не планирует прерывать гастроли из-за возбуждения уголовного дела в отношении лидера коллектива Сергея Михалка, которому уже пришла повестка с требованием явиться на допрос в белорусскую прокуратуру, сообщил РИА Новости пресс-атташе "ляписов" Александр Бергер. По данным белорусского интернет-ресурса "Хартия-97" со ссылкой на "компетентные источники", дело об ...
  (читать дальше)

Ив Монтан. Биографическая справка
13 октября исполняется 90 лет со дня рождения французского актера и шансонье Ива Монтана. Французский актер и шансонье Ив Монтан (настоящее имя Иво Леви) родился 13 октября 1921 года в Монсуммано Альто, в Италии. Он был третьим ребенком в семье. Отец мальчика был членом социалистической, а затем – Коммунистической партии Италии. После прихода к власти фашистов семья Иво переехала в Марсель (Франц...
  (читать дальше)

Принадлежавшие The Beatles вещи выставлены на аукцион в Буэнос-Айресе
Аукцион, на который выставлены принадлежащие группе "Битлз" (The Beatles) вещи, состоится в четверг вечером в столице Аргентины Буэнос-Айресе, сообщили журналистам его организаторы. Торги пройдут в здании аргентинского банка "Сьюдад" (Cuidad), который выступил спонсором мероприятия. Всего вниманию покупателей будут представлены 122 лота, так или иначе связанные с жизнью и творчеством "ливерпульс...
  (читать дальше)

Ричард Гир потратит на благотворительность $1 млн после продажи гитар
Коллекция гитар, принадлежавшая голливудской звезде, актеру Ричарду Гиру (Richard Gere), продана на торгах в Нью-Йорке за 936,5 тысячи долларов, сообщается на сайте аукционного дома Christie`s. Практически все лоты из представленных 107-х нашли новых владельцев. Самой дорогой стала гитара Gibson 1960-го года, проданная за 98,5 тысячи долларов при эстимейте в 70-90 тысяч долларов, а самой доступн...
  (читать дальше)

Концертный рояль нужен оркестру Башмета для гастролей в Горном Алтае
Концертный рояль стоимостью около 6,5 миллиона рублей потребуется для проведения гастролей в Горном Алтае Государственному симфоническому оркестру "Новая Россия" под руководством Юрия Башмета, сообщил журналистам на пресс-конференции в среду региональный министр культуры Владимир Кончев. "Сейчас мой заместитель решает важные вопросы в Москве, в том числе по поводу гастролей оркестра Башмета в на...
  (читать дальше)

Выставка «Анни Лейбовиц. Жизнь фотографа. 1990 – 2005» в Музее личных коллекций
Москва стала очередным пунктом в международном маршруте выставки «Анни Лейбовиц. Жизнь фотографа. 1990 – 2005». В Музее личных коллекций представлена подборка из двух сотен кадров, отобранных знаменитым автором для одноименного альбома. Заказные фотографии для журналов перемежаются с личным архивом – это и есть изюминка, придавшая проекту неожиданное, порой шокирующее звучание. Имя американки Анн...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)