вторник, 25 октября 2011 г.

Опубликован проект нового Закона о культуре

Опубликован проект нового Закона о культуреНовый закон о культуре, проект которого был внесен в Госдуму, закрепляет сложившуюся ситуацию «вертикали» - культурная политика будет определяться федеральным центром.

На сайте Госдумы появился текст внесенного на рассмотрение проекта нового закона «О культуре в Российской Федерации». Этот законопроект предложила группа депутатов во главе с председателем комитета по культуре Григорием Ивлиевым, а разрабатывался документ при участии Российского института культурологии.

Рамочная философия

Предложенный проект один из его разработчиков, депутат Елена Драпеко, назвала рамочным и «философским».

«Нам было важно ввести понятия культуры, культурной деятельности, культурного разнообразия и потребностей, гарантий государства по отношению к граждан в области культуры без их законодательного определения у этой сферы просто не будет законодательного фундамента», –сказала она. Одной из главных задач нового закона Драпеко назвала «участие в культурной деятельности каждого гражданина России», как в качестве создателя, так и получателя ценностей. Этой «понятийной» частью, по ее словам, занималась группа экспертов Российского института культурологии во главе с Кириллом Разлоговым.

Необходимость представления нового закона в профильном комитете Госдумы обосновывают целым рядом причин. Во-первых, предыдущий законодательный акт, «Основы законодательства о культуре», был принят в 1992 году – то есть до принятия нынешней Конституции. Но это, указывает Драпеко, лишь формальная причина.

«Основы законодательства о культуре» сыграли положительную роль в свое время – они спасли национальную культуру в период тотальной приватизации.

В том законе были нормы и о гарантиях финансирования учреждений культуры, и о льготах их работникам. Но потом появился ФЗ-122 (печально известный закон о монетизации льгот – прим. «Парк культуры»), который мы называем кладбищем социальных норм, и очень многие гарантии были отменены. Гарантия творческой деятельности, привилегии для творческих работников – все это фактически нивелировалось, законодательство о культуре было фактически разрушено», – напомнила она.

По словам разработчика, именно создание базового, «понятийного» закона позволит на его основе вносить поправки в другие законодательные акты, в том числе отраслевые (о библиотечном деле, об учреждениях культуры, об архивах и тому подобные) и в кодексы, от налогового до гражданского, создав и сформулировав таким образом новый подход государства к культуре вообще и осуществления культурной деятельности в частности.

Новый подход – старая вертикаль

Главным вопросом, на который так или иначе должен был ответить новый закон – сама модель обеспечения культурной деятельности, распределение ресурсов и полномочий. Ответ на этот вопрос дается вполне однозначный - пояснительной записке к проекту закона говорится, что «полномочия Российской Федерации должны максимально способствовать участию федеральных органов власти в обеспечении деятельности в сфере культуры на региональном и местном уровне». Эта же позиция отражена в статье 27 самого проекта, где говорится о том, что «к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере культуры относится: проведение единой государственной политики в сфере культуры».

Таким образом

закон фактически закрепляет «вертикальную модель» культурной политики – формируемая федеральным центром, она должна на местах лишь реализовываться.

«Так фактически закрепляется существующее состояние культуры, которая сверхцентрализована и хронически недофинансирована», - прокомментировал «Парку культуры» Марат Гельман, один из авторов «Пермского культурного проекта», стратегии развития культуры в Пермском крае. По его мнению, России как многонациональному и федеративно устроенному государство больше подошла бы модель Германии, где федерального министерства культуры просто нет, а каждая земля выстраивает свою культурную политику сама. Впрочем, он отмечает, что сейчас в России к этому готовы лишь три города - Москва, Пермь и Петербург. Для подготовки остальных регионов нужна федеральная программа, выполнение которой может растянуться на десяток лет.

«Это нужно делать, чтобы удержать население на своих территориях. У нас сейчас сформирована даже не культурная вертикаль, а культурная точка – Москва», – заявил он.

Меценатам верить нельзя

Централизованным по новому закону будет и финансирование культурной деятельности. Статья 49 проекта гласит, что «основой реализации государственных гарантий сохранения и развития культуры в РФ является бюджетное финансирование сферы культуры». По мнению Драпеко, при заявленном уровне задачи никакая другая модель просто не будет работать: «Карта потребностей, нуждающихся в обеспечении, такова, что никаким меценатам не под силу ее профинансировать». В то же время действующее законодательство, по словам депутата, не ограничивает благотворителей - любая организация может тратить на благотворительность до 3% чистой прибыли, выводя ее из под налогооблагаемой базы, однако почти абсолютное число корпораций не идет на это из-за нежелания эту чистую прибыль демонстрировать.

О том же говорит и Гельман:

«Работающую в Америке хитроумную систему льгот и послаблений у нас вводить нельзя - произойдет криминализация культуры, слишком многие захотят уйти от налогов».

В качестве принципиально не подходящей для России Гельман приводит модель культурной политики Франции систему, в которой культурная деятельность финансируется из бюджета, но при этом важнейшим источником поступления средств является туризм.

К перспективе применения подобной модели в России скептически относится культурный аналитик Даниил Дондурей: «Я, будучи членом Общественного совета при коллегии Минкульта, ни разу не видел никакого анализа о том, как связана культурная деятельность и туризм - и сущностно, и в практическом, экономическом смысле».

Творческий субъект

При этом творческим работникам, по мнению законотворцев, должно стать легче. «Мы вводим понятие творческого работника как субъекта экономической деятельности, - рассказала Драпеко, - ведь до сих пор композитор, писатель, артист и любая самостоятельно действующая творческая единица должна была выбирать себе для деятельности форму, с творчеством не связанную - например, «индивидуальный предприниматель», или ПБОЮЛ. Новый закон, в соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО, закрепляет за таким работником особый статус».

Подобные изменения давно назрели, причем не только на уровне конкретных творческих работников, полагает Гельман, особо указывая на проблемы, которые создавал в сфере культуры Федеральный закон №94, обязывающий учреждения культуры проводить конкурс любое производство.

«Ситуации были идиотские: музей делает инсталляцию художника и архитектора Бродского и объявляется конкурс, в котором должен участвовать и побеждать сам Бродский», -

приводит Гельман случай из собственной музейной практики. Теперь, рассчитывает Гельман, культурные учреждения будут выведены из под его действия благодаря своему специальному статусу. Кроме того, новый закон уравнивает в правах на деятельность, на результаты своего труда и на государственную поддержку профессиональных и непрофессиональных культурных деятелей - теперь они на равных могут претендовать на государственные гранты (само это понятие теперь тоже закреплено официально).

ТУТ КТОТО НЕПОНЯТНЫЙ ЧТОТО ГОВОРИТ.Если этот закон будет принят, он не решит основных проблем, стоящих перед культурой, отмечают эксперты. «Это проект будет лишь продлевать настоящее. В общем, если представить, что если у нас всё хорошо, и нужно лишь это «хорошо» уложить в законодательные рамки, то вот он, этот закон», – заявил Марат Гельман, Причины этого он видит в том, что отсутствует принятая стратегия культурной политики. «Это как Лужков принимал Генплан, не имея стратегии развития Москвы», – сказал Гельман и высказал предположение, что вопрос о разработке нового закона о культуре будет поставлен меньше чем через год после принятия данного законопроекта. Об отсутствии внятной аналитической работы, которая должна предшествовать принятию такой стратегии, говорит и Даниил Дондурей: «Прежде чем писать закон, я бы очень серьезно проанализировал процессы за последние 10, 5 и 3 года».

Впрочем, «сырость» документа отметила и Драпеко, которая рассчитывает на изменение законопроекта по результатам всенародного обсуждения. «Я уверена, что обсуждение будет бурным, в результате текст претерпит изменение, потому что культура – очень тонкая и чувствительная материя для всех, она всех касается. Все внесут свою лепту», – сказала она.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Живопись":

Ирина Антонова и Юрий Любимов стали лауреатами Премии имени Гоголя
Деятели культуры России, Италии и Украины, среди которых директор ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова, режиссер Юрий Любимов и актер, художественный руководитель "Театра имени Ивана Франко" Богдан Ступка стали лауреатами "Премии им. Н.В. Гоголя в Италии" 2011 года, говорится в сообщении организаторов премии, поступившем в распоряжение РИА Новости во вторник. Торжественная церемония награждения лау...
  (читать дальше)

Парижский музей д`Орсэ шестой день не может открыться из-за забастовки
Парижский музей д`Орсэ из-за забастовки уже шесть дней не может показать посетителям обновленные галереи импрессионистов, открывшиеся после ремонта, говорится в сообщении на интернет-сайте учреждения. Музей, известный своей коллекцией живописи импрессионистов, в прошлый четверг должен был представить публике отреставрированный павильон и новые галереи, ремонт которых обошелся музею и государству...
  (читать дальше)

Хореограф-художник Шен Вэй показал Европе три премьеры своих перформансов
Знаменитый нью-йоркский хореограф и постановщик перформансов Шен Вэй показал ряд своих работ на «Открытом фестивале» в итальянском городе Реджо-Эмилия. Корреспондент «Парка культуры» отправился в Италию, чтобы увидеть своими глазами его программу «Re-Turn», которая включила в себя три европейских премьеры и во всей полноте продемонстрировала уникальный стиль художника. Жанр современного искусства...
  (читать дальше)

Суд отменил изъятие залога, внесенного за активиста арт-группы "Война"
Санкт-Петербургский городской суд в понедельник отменил постановление Дзержинского районного суда Петербурга, который решил обратить в доход государства залог в размере 300 тысяч рублей, внесенный в феврале этого года за освобождение активиста арт-группы "Война" Олега Воротникова, сообщила РИА Новости адвокат активиста Анастасия Екимовская. Участников "Войны" Олега Воротникова и Леонида Николаев...
  (читать дальше)

У Третьяковки нет средств на приобретение шедевров Поленова
Картины Василия Поленова "Повинен смерти" (1906) и "Кто из вас без греха" (1908), которые после двухнедельной выставки в Третьяковке продадут на русских торгах Bonhams в Лондоне, навряд ли будут куплены для национальной галереи из-за высокой стоимости, рассказала в понедельник РИА Новости замгендиректора ГТГ по научной работе Лидия Иовлева. Выставка из двух картин Поленова, принадлежащих к еванг...
  (читать дальше)

Фонд Энди Уорхола закрывает совет по подтверждению подлинности работ основателя поп-арта
Фонд Энди Уорхола закрывает совет по аутентификации произведений художника из-за критики и судебных исков, а сэкономленные на содержании совета деньги направит на поддержку изобразительного искусства. Фонд изобразительных искусств Энди Уорхола принял решение закрыть в начале 2012 года совет по подтверждению подлинности работ художника. Причиной столь непростого решения послужила критика основной ...
  (читать дальше)

Выставка «Что есть истина? К 180-летию Николая Ге» в Третьяковской галерее
Выставку «Что есть истина? К 180-летию Николая Ге» в Третьяковской галерее музейщики называют одним из главных событий нынешнего сезона. Популярность этого художника в России всегда была велика, но широкой публике знакомы, как правило, лишь несколько хитов вроде картины «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе». Масштабная ретроспектива позволяет взглянуть на творчество Ге с самых разных, ...
  (читать дальше)

В Москве открывается фестиваль независимого кино «2morrow/Завтра»
Во вторник начинает свою работу кинофестиваль «2morrow/Завтра», ежегодно представляющий панораму некоммерческого кино со всего мира. Во внеконкурсных программах – Мартин Скорсезе и Рождер Корман, в конкурсе – Ким Ки Дук, Джафар Панахи и Юрий Лейдерман. Определение «независимое» в названии фестиваля является новинкой этого года и призвано описать направление, в котором двинулись организаторы. Тепе...
  (читать дальше)

Выставка «Эстетика vs информация. Vol.2» художников из Литвы, Латвии и Эстонии
На выставке «Эстетика vs информация. Vol.2» в «Галерее искусств Зураба Церетели» на Пречистенке художники из Литвы, Латвии и Эстонии предлагают свой взгляд на то, как поставить концепцию на службу искусству, а искусство превратить в источник полезных сведений. Кураторы современных выставок склонны полемизировать, это медицинский факт. Если ты ни с кем не споришь, то получается, что у тебя вроде ...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)