воскресенье, 23 октября 2011 г.

На фестивале NET показаны два иностранных спектакля по пьесам Горького

На фестивале NET показаны два иностранных спектакля по пьесам ГорькогоФестиваль NET в первые дни своей работы показал два иностранных спектакля по пьесам Максима Горького – «На дне» Оскараса Коршуноваса и «Детей солнца» Иво ван Хове.

Двумя иностранными спектаклями по пьесам Максима Горького открылся 13-й международный театральный фестиваль NET – Новый европейский театр. Полнометражная разговорная драма Иво ван Хове «Дети солнца» рассказывает современному европейцу, в каком хрупком и стерильном мире он живет. А в камерном эксперименте литовского авангардиста Оскараса Коршуноваса пьеса «На дне» стала отправной точкой в исследовании потемок актерской души.

Вдохновленный неудачей чересчур «театральной» постановки пьесы «На дне» в Осло (на большой сцене, в исторических костюмах), Оскарас Коршуновас решился на смысловые сокращения –

никаких декораций, минимум театральных приемов, из текста – только четвертый акт.

Все внимание на актеров – кроме них, в черной коробке сцены нет почти ничего. За длинным столом, уставленным бутылками и гранеными стаканами, обитатели «дна» глотают горькую. Еще есть гора пустых ящиков из-под стеклотары, бегущая строка с обрывками пьесы, да маленький аппарат, проецирующий на стенку внутренние ландшафты сидящих за столом алкоголиков – у кого карта мира, у кого печальные песчаные пляжи северного моря. Иногда – когда персонажи входят в пьяный раж, – аппарату достается кулаком по корпусу.

Минималистичное решение пьесы родилось в гастрольном автобусе. Актеры вильнюсского Театра Оскараса Коршуноваса возили спектакль «Гамлет» по городам Европы, а в пути перекидывались репликами из хрестоматийного произведения Горького. Сам «Гамлет» начинался с того, что каждый герои, еще сидя в гримерке, смотрели в зеркало и спрашивали двойника: «Кто ты?». Теперь в «На дне» они, уже несчастные обитатели ночлежки, будто призраки мрачного Эльсинора, блуждают между личностью, создаваемым образом и персонажем.

Алкоголь, как и театр, может дать трансцендентный опыт, а может и погрузить на дно обыденности.

Блистательная труппа Коршуноваса с риском для здоровья экспериментирует над природой перевоплощения и балансирует между откровением и пьяной истерикой, между обращением к зрителю и заигрыванием с толпой.

Зрителей немного, сидят они предельно близко – лицом к лицу с исполнителями, фактически за одним столом – и постоянно подвергаются провокациям: то водки наливают (настоящей!), то закуской в лицо запустят, то начнут драться – прямо перед вами завяжется лютая драка.

Каждому зрителю предлагается выпить еще и разбудить в себе внутреннего обитателя Хитрова рынка – или хотя бы посмотреть, как это делают другие.

Но если Коршуновас весь уходит в глубину, то Иво ван Хове намеренно работает на поверхности.

Его трактовка пьесы Горького «Дети солнца» не глубже выгородки, которая в спектакле голландца выдвигает действие на авансцену, но при этом отличается кристальной ясностью, простотой и чистотой – ни одного лишнего поворота головы, ни одного бессмысленного или грубого движения. Так что даже перенос действия из 1860-х в условные 1960-е выглядит не трюком, а вполне академичным приемом. Тем более что трагикомические анекдоты и гуманистические излияния героев Горького звучат со сцены почти без купюр.

Горстка кухонных интеллигентов стремится изменить мир своими бесконечными и, в сущности, прекрасными разговорами и не замечает, что за окном начинается буря. В комнате стоит вполне достоверный голубой экран отечественной сборки, транслирующий советскую телереальность середины ХХ века. Гагарин в ней перемешан с Лениным, хор под управлением Александрова с ансамблем «Песня» и парадом Победы. Эта черно-белая картинка шуршит фоном и, пока герои выясняют свои высокие отношения, даже наполовину закрыта ажурной салфеткой.

Режиссера интересует время, но не конкретно-историческое, а время вообще – некая условная эпоха перемен, которая проходит мимо.

Время нестабильности – хоть русская революция, хоть финансовый кризис – которое разрушает жизнь хороших людей.

Голландский режиссер уловил горьковскую тоску по Чехову (в этом году в его театре появился спектакль под названием «Русские!», в котором «Иванов» оказался перемешан с «Платоновым»). Иво ван Хове чуток к страданиям всех в этом мире, кто за смешными разговорами не замечает, как рушится его дом. Наверняка он слышал о том, что на премьере «Детей солнца» в неспокойном 1905 году зрители массово бежали из зала московского Художественного театра, заслышав на сцене звуки погрома.

Станиславский пишет, что Горький в этой пьесе «держался за петрушечью деталь». Иво ван Хове следует завету автора, шаржируя болтливых идеалистов, делая их смешными и трогательными. Естествоиспытателя Протасова все время преследуют дым, пена, закадровые взрывы и прочие фокусы. Простодушный комизм мизансцен (если слесарь называет ветеринара «скотский доктор», то тот обязательно появляется в дверях) не противоречит гуманистической патетике «буревестника революции».

Нарочитый финал спектакля, в котором реальность топорами врывается в нашу красивую белую выгородку, окончательно сошедшая с ума от горя Лиза читает стихи под песню Radiohead, а на белое пространство проецируются кадры хроники – от Второй мировой до Бен Ладена, не портит общей благостной картины. Просто, раз уж решил не врать, голландец честно рассказывает – тем, кто не в курсе, – какое будущее Горький уготовил разнообразным дачникам и прочим мещанам. Но все равно они все ужасно симпатичные люди, и пастельная палитра со сдержанно-буржуазным тоном им так к лицу…
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Театр":

Редкую фигурку танцовщицы в стиле ар-деко продадут с аукциона в Москве
Топ-лотом аукциона Русского искусства XIX-XXI веков, который проведет московская галерея "Эритаж" 20 октября, стала уникальная фигурка Аюта (танцовщица) из слоновой кости и бронзы известного мастера ар-деко Деметра Чипаруса, оцененная в 60-70 тысяч долларов, рассказала РИА Новости представитель галереи Евгения Киселева. Француз румынского происхождения Чипарус работал в хрисоэлефантинной технике...
  (читать дальше)

Гала-концерт на открытии Большого покажет все возможности новой сцены
В ходе гала-концерта, которым 28 октября после шестилетней реконструкции откроется Большой театр, зрители смогут оценить все технологические возможности новой сцены, а также все труппы - и оркестр, и балет, и миманс, и хор, и солистов, пообещал РИА Новости режиссер концерта Дмитрий Черняков. "Концерт будет необычный, практически устроенный как спектакль. Мы посвящаем его открытию здания как важн...
  (читать дальше)

Худрук театра Маяковского просит власти Москвы решить кадровые вопросы
В служебной записке, поступившей в столичный департамент культуры, художественный руководитель театра им. Маяковского Миндаугас Карбаускис просит ведомство урегулировать административные вопросы в театре, сообщили РИА Новости в среду в департаменте. "Он написал, что видит работу театра иначе, хочет работать с молодыми кадрами, в противном случае, он покинет коллектив", - сообщили в пресс-службе....
  (читать дальше)

Капков подписал приказ о назначении Золотухина директором Таганки
Руководитель департамента культуры правительства Москвы Сергей Капков подписал приказ, согласно которому Валерий Золотухин становится директором Московского театра на Таганке с возложением на него ряда функций художественного руководителя с 16 октября 2011 года по 15 октября 2012 года, сообщили РИА Новости в департаменте культуры во вторник. Как уточнялось ранее, место художественного руководите...
  (читать дальше)

Актер Валентин Гафт настаивает на скорой выписке
Народный артист РСФСР Валентин Гафт, госпитализированный в понедельник в НИИ скорой помощи имени Склифосовского в Москве, настаивает на выписке в ближайшее время, сообщили во вторник РИА Новости в администрации медучреждения. "По настоянию пациента, он будет выписан в ближайшее время. Состояние Гафта относительно удовлетворительное", - сказал собеседник агентства. Ранее в театре "Современник", ...
  (читать дальше)

Фестиваль "Новый Европейский Театр" проведет токи времени в Москву
Фестиваль "Новый Европейский Театр" (NET), который в тринадцатый раз пройдет с 18 по 30 октября в Москве, представит столичным зрителям работы литовца Алвиса Херманиса, венгра Виктора Бодо и француза Пьерика Сорена, сообщили РИА Новости на пресс-конференции в понедельник. "Все приглашенные на NET работают в разной стилистике и разных манерах, но объединены ключевым для нашего фестиваля свойством...
  (читать дальше)

Российско-итальянский форум "Взгляд в будущее" открылся в Римини
Первый Российско-итальянский форум работников культуры "Взгляд в будущее", в работе которого принимают участие представители почти 50 театров, музеев, филармоний, академий, фондов, фольклорных коллективов, школ искусств и других учреждений культуры наших стран, открылся в понедельник в знаменитом "Гранд Отеле" города Римини, который увековечил в своих фильмах великий режиссер Федерико Феллини, пе...
  (читать дальше)

В Москве открывается фестиваль NET
Во вторник спектаклем Оскараса Коршуноваса «На дне» откроется работа театрального фестиваля NET, который ежегодно привозит в Москву самые показательные постановки, прошедшие за последние годы в Европе. В этом году его географический охват – от Норвегии до Венгрии, а жанровый – от физического театра до видеоперформанса. Вообще, начало NETa проходит целиком под знаком драматургии Горького: помимо я...
  (читать дальше)

Гастроли Saltimbanco от Cirque du Soleil начались в Екатеринбурге
Знаменитый Cirque du Soleil со своим классическим шоу Saltimbanco о жителях мегаполисов в пятницу начал гастроли в Екатеринбурге, передает корреспондент РИА Новости. Шоу было создано в 1992 году и побывало в более чем 200 городах мира. В 2007 году спектакль, гастролирующий по миру с собственным шатром, был адаптирован для показов на уже существующих спортивных площадках в формате арена-шоу, что ...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)