
Спортивно-танцевальную драму «Мой папа Барышников» из жизни интеллигенции накануне перестройки уже называют «нашим ответом «Билли Эллиоту» Стивена Долдри. История успеха позднесоветского школьника Бориса Фишкина (Дмитрий Выскубенко), который после занятий в хореографическом училище фарцует значками и разучивает заокеанские пируэты по кассетам с выступлениями знаменитого невозвращенца, действительно рифмуется с неведомой страстью к танцу британского подростка из шахтерского городка времен Маргарет Тэтчер.
Мифологию большого московского балета 1980-х в принципе можно разложить по категориям волшебной сказки.
После удачного пируэта по училищу ползет слух, что Фишкин — сын Барышникова. Ведьма-политрук (Людмила Титова) пугает несчастного школяра поучительной историей про мальчика, который очень любил бананы: талантливого, но неблагонадежного, его выгнали, и попал он рядовым солдатиком в Афганистан. Будущая прима капризно просит у влюбленного юноши в дар контрабандные джинсы, ну а сам он вместо балетного принца превращается в благородного разбойника. В пространстве московского хореографического училища при Большом театре обязательно должны возникнуть темы «балет и власть», «балет и номенклатура», но это будут, конечно же, темы для шуток. Балет и перестройка — стиль и время, фон, намечены крупными узнаваемыми штрихами. А место развития событий — семья, классная комната, двор.
Автор сценария и режиссер «Барышникова» Дмитрий Поволоцкий сам окончил МГАХ (Московскую государственную академию хореографии) и сам переводил сокурсникам статьи про знаменитостей из Vanity Fair. Однако рос он, очевидно, не только на инъекциях недоступной западной культуры. Фильм изобилует приметами отечественной лирической школьной комедии, населенной сплошь хорошими людьми: легкомысленной, но доброй мамой с большими глазами (Анна Михалкова), амбициозными учениками, курьезными репетиторами и кухонными интеллигентами.
Умильное восьмидесятничество разбавлено вневременными радостями балетного быта.
Порхающие ноги — и-и-и раз, и два, и три, выворотнее, выворотнее! То пуанты перед выходом на сцену натрут канифолью, то ленты прижгут, то хрупкие детские лодыжки прижмут к станку в болезненной растяжке. Половина шуток построена вокруг ехидных улыбочек и безобидного закулисного лицемерия. Что говорят старшие в балетном интернате, поймав за шкирку мелкого вертлявого однокашника? «А ну поклон классический!»
Задает контекст и музыка композитора Александра Маноцкова, получившего за саундтрек к фильму приз «Кинотавра».
На звуковой дорожке он бодро смешал махровую классику и попсовую дискотеку — от Минкуса до Boney M. Ведь и сам Барышников — символ свободы, всеобщая и обобщенная заграничная мечта, звезда одновременно балета, Бродвея и Голливуда.
Ее несбыточность отражается в кусочках разбитого зеркала, которыми мальчик оклеивает глобус, а потом, непонятый сверстниками, пускает символ красивой жизни по Москве-реке (эту трогательную сцену режиссер целиком позаимствовал из своей короткометражки «Pal/Secam»).
Но больше всего делает этот фильм исполнитель главной роли, четырнадцатилетний Дмитрий Выскубенко, обладатель правильной осанки и изумительно ералашного выражения лица. С таким только и может смотреть птенец советского балетного училища на постмодернистскую хореографию Твайлы Тарп — именно она ставила танец в фильме «Белые ночи» (1985) с Михаилом Барышниковым и Хелен Миррен, кассета с которым досталась Фишкину от интуриста. Выскубенко явно наделен столь необходимым для балетного актерским умением вживаться в персонажа и предлагаемые обстоятельства. Его герой — гибкий, но не очень мощный мальчик — не выдерживает нагрузок у станка и с трудом поднимает партнершу. Кстати, балетоманы знают, что божественный Барышников в юности был не очень высокого роста и не слишком мощной комплекции, хоть и славился легкостью прыжка и артистизмом.
Однако за нашего Борю Фишкина волноваться не приходится: по законам жанра перестройка закончится для него вполне благополучно, хотя с балетом, а это уже закон того времени, ему придется попрощаться. Это дает почувствовать уверенный тон взрослого закадрового голоса, который мы слышим еще в самом начале, в несколько сентиментальной манере описывающего эпоху на расстоянии.
Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!
Ранее в рубрике "Кино":
Марина Абрамович: идея стоит дороже, чем картина на стенеСербская художница Марина Абрамович с легкостью может заставить человека направить себе дуло в висок или стрелу в сердце, неподвижно просидеть 716 часов 30 минут или же отправиться по Великой китайской стене навстречу своему возлюбленному, чтобы в точке схода проститься с ним навсегда. Подобными фокусами она занимается уже 40 лет и преуспела в них настолько, что ретроспектива ее работ заполнила це... | ||
(читать дальше) |
"Живая сталь" держит мировой прокат стальной хваткой
Самым успешным фильмом минувшего уикенда и в Северной Америке, и в России стал фантастический боевик "Живая сталь" (Real Steel), который, по данным ресурса Boxofficemojo.com, собрал в общей сложности 49 миллионов долларов. Из них 27,3 миллиона были заработаны в США и Канаде, а 7,4 миллиона долларов, по предварительным данным журнала "Кинобизнес сегодня", выручила русскоязычная версия. Имевшая о... | ||
(читать дальше) |
Минкультуры увеличит бюджет фестиваля "Зеркало" к юбилею Тарковского
Международный кинофестиваль "Зеркало" имени Андрея Тарковского, который проходит ежегодно в Ивановской области, получил приоритетную поддержку министерства культуры РФ в связи с предстоящей годовщиной 80-летия режиссера, сообщает пресс-служба правительства Ивановской области. Губернатору края Михаилу Меню удалось заручиться поддержкой министра Александра Авдеева в увеличении федерального финанси... | ||
(читать дальше) |
Героиня фильма "А зори здесь тихие" отметит юбилей в театре киноактера
Творческий вечер актрисы Ирины Шевчук, приуроченный к ее шестидесятилетию, состоится во вторник на сцене московского театра киноактера в Москве, сообщили РИА Новости в пресс-службе театра. "Моя жизнь в искусстве делится на две половины: театр и кино, - сказала РИА Новости Шевчук. - Сегодня моя любовь отдана театру, где мне посчастливилось сыграть много интересных ролей, из которых главная и сама... | ||
(читать дальше) |
Киностудия Sony выложила $1 млн за права на экранизацию книги о Джобсе
Киностудия Sony приобрела права на экранизацию биографии скончавшегося на прошлой неделе создателя компании Apple Стива Джобса, выложив за них не менее 1 миллиона долларов, сообщает сайт Deadline.com. Официальных комментариев от студии, впрочем, пока не поступало, однако известно, что именно Sony в последнее время специализируется на превращении деловой литературы в "оскароносные" хиты: эта студ... | ||
(читать дальше) |
Режиссер Ибрагимбеков получил награду на кинофестивале в Турции
Пожизненную почетную награду на открывшемся в субботу 48-м международном кинофестивале "Золотой апельсин" в Антальи получил известный азербайджанский сценарист и кинорежиссер Рустам Ибрагимбеков, сообщает в воскресенье корреспондент РИА Новости. "В середине 80-х годов моя картина "Храни меня, мой талисман" получила на фестивале в Анталье главный приз. Это был один из главных призов в моей жизни"... | ||
(читать дальше) |
Евгений Евстигнеев - легкий, элегантный, неисчерпаемый
Есть актеры, натужно, надсадно взращивающие свой дар. А есть те, кому сама природа дала "легкое дыхание" - высокую простоту и элегантность игры, присущие гению. Таким был Евгений Евстигнеев - артист не по ремеслу, а по складу души, мастер на все времена. 9 октября ему исполнилось бы 85 лет. "Актер должен уметь сыграть все" Со сменой эпох в кино меняются и популярные типажи. 1930-е-1940-е годы ... | ||
(читать дальше) |
Голливудская актриса Жа Жа Габор снова попала в больницу
Престарелая голливудская актриса Жа Жа Габор, у которой в последнее время часто возникали проблемы со здоровьем, вновь была госпитализирована в ночь на воскресенье в Лос-Анджелесе, после того как потеряла сознание в своем доме, передает агентство Ассошиэйтед Пресс. По словам ее супруга Фредерика Принца фон Анхальта, когда 94-летняя актриса попала в больницу, медики отмечали у нее сильный жар. Од... | ||
(читать дальше) |
Евстигнеев не менее велик, чем Чарли Чаплин, считает Галина Волчек
Знаменитому артисту театра и кино, народному артисту СССР Евгению Евстигнееву, игравшему на ведущих столичных сценах, исполнилось бы 85 лет в воскресенье. "Евгений Евстигнеев был выдающимся артистом и мощной личностью. Он был не хуже Чарли Чаплина, - рассказала РИА Новости Галина Волчек, художественный руководитель театра "Современник", где долгие годы работал Евстигнеев. Волчек отметила, что д... | ||
(читать дальше) |