вторник, 11 октября 2011 г.

Марина Абрамович: идея стоит дороже, чем картина на стене

Марина Абрамович: идея стоит дороже, чем картина на стенеСербская художница Марина Абрамович с легкостью может заставить человека направить себе дуло в висок или стрелу в сердце, неподвижно просидеть 716 часов 30 минут или же отправиться по Великой китайской стене навстречу своему возлюбленному, чтобы в точке схода проститься с ним навсегда. Подобными фокусами она занимается уже 40 лет и преуспела в них настолько, что ретроспектива ее работ заполнила целый "Гараж". В интервью РИА Новости она рассказала о том, как продлить жизнь перформансу и зачем нематериальному искусству 140 тысяч квадратных метров. Беседовали Светлана Янкина и Анна Загородникова.

- Как вам кажется, зрители в России готовы к контакту с таким искусством?

- Я очень хотела увидеть реакцию российской публики на свои работы. Я же славянский художник из Югославии. Моя история и биография тесно связаны с Россией, с ее литературой, музыкой – этому меня учили в школе. Приезд сюда для меня – очень важное переживание, можно даже сказать, что дежавю. Полагаю, русские понимают мои работы намного лучше, чем зрители в Европе и Америке, ведь в том, что я делаю, отражается пресловутая славянская душа.

- Вам 65, выглядите вы на 40. Не задевает, когда вас называют живым классиком перформативного искусства?

- В семидесятые годы я действительно была классическим перформансистом. А теперь я еще делаю фильмы, работаю над театральными постановками, занимаюсь наукой – нельзя сказать, что все ограничивается перформансом в чистом виде. Мне нравится расширять границы, я по природе любопытна, постоянно увлекаюсь какими-то новыми вещами – и этим сильно отличаюсь от прочих представителей своего поколения.

- Вы по специальной методике обучаете волонтеров показывать перформансы. Зачем?

- Мне нравится помогать молодым художникам – хотя это в моем поколении тоже не принято; принято думать, что в прошлом все было прекрасно, а сейчас осталось одно дерьмо. Я верю, что у молодых другое видение, оно содержит в себе большой потенциал. Мне вообще нравится идея передачи опыта, преподавания. Я работаю над тем, чтобы создать систему обучения перформансам - чтобы, когда меня не станет, искусство продолжалось.

- Как это будет выглядеть?

- Я открываю два центра для сохранения и развития перформативного искусства. Один, Marina Abramović Foundation for the Preservation of Performance Art, находится в Хадсоне, в двух часах езды от Нью-Йорка – и его основой станет так называемый длительный перформанс, для показа которого требуется физическая и эмоциональная концентрация.

Но, как я уже говорила, дело не обязательно должно ограничиваться перформансом в чистом виде; проект может существовать на стыке кино, видеоарта, театра и танца. Другой центр я открываю в Черногории, в Цетине, на бывшей фабрике, от которой осталось 140 тысяч квадратных метров пространства. Я бы хотела создать там киностудию, театр. То есть это будет такой мультикультурный арт-центр, связанный также с наукой. Конечно, если нам удастся собрать на проект достаточно средств. Такова моя концепция, в обмен на которую правительство Черногории представило помещения. Управлять центром будут другие люди, а я буду его почетным директором.

- В чем состоят обязанности почетного директора?

- Я буду следить за тем, чтобы центр не коммерциализировался, служить чем-то вроде контроля качества. Если мы решим снимать кино – это должны быть не голливудские помои, а фильмы с богатым содержанием. Если там будет театр, то к постановкам привлекут лучших режиссеров и актеров. А я буду чем-то вроде инспектора, решающего, что есть хорошее искусство, а что - отстой.

- Вы могли бы почивать на лаврах, а вместо этого затеваете все новые и новые проекты.

- Я очень много размышляю над тем, как объяснить людям, что такое нематериальное искусство. Арт-рынок существует только для картин, фотографий и иже с ними. Но как купить идею? Поэтому художнику, создающему перформансы, очень сложно жить. Никто не хочет покупать то, что в принципе невозможно продать. Но я твердо верю, что порой идея стоит дороже, чем картина на стене.

- Сейчас, в эпоху высоких скоростей, перформативное искусство может быть востребовано так, как раньше? Ведь оно требует остановиться, порой на несколько часов, подумать.

- Благодаря технологиям появились MTV и Леди Гага, которые превратили искусство перформанса в мейнстрим. Но вот загадка: когда я задумала свой проект "В присутствии художника", никто не верил, что зрители туда придут. Я должна была сидеть на стуле, а посетителям выставки в МоМА предлагалось усаживаться напротив и смотреть мне в глаза, чтобы стать моим соавтором. Кураторы были уверены, что кресло останется пустовать – а оно было постоянно занято в течение трех месяцев. Никто не ожидал, что в Америке, где ни у кого нет времени ни на что, люди станут спать на улице, чтобы посидеть рядом со мной. А они сидели часами и потом возвращались снова и снова. И это было необъяснимо. Значит, что-то происходит с сознанием, случается что-то неожиданное, чего раньше предвидеть было нельзя. И есть шанс, что люди благодаря хорошему искусству смогут замедлить ход своей жизни.

Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Кино":

"Живая сталь" держит мировой прокат стальной хваткой
Самым успешным фильмом минувшего уикенда и в Северной Америке, и в России стал фантастический боевик "Живая сталь" (Real Steel), который, по данным ресурса Boxofficemojo.com, собрал в общей сложности 49 миллионов долларов. Из них 27,3 миллиона были заработаны в США и Канаде, а 7,4 миллиона долларов, по предварительным данным журнала "Кинобизнес сегодня", выручила русскоязычная версия. Имевшая о...
  (читать дальше)

Минкультуры увеличит бюджет фестиваля "Зеркало" к юбилею Тарковского
Международный кинофестиваль "Зеркало" имени Андрея Тарковского, который проходит ежегодно в Ивановской области, получил приоритетную поддержку министерства культуры РФ в связи с предстоящей годовщиной 80-летия режиссера, сообщает пресс-служба правительства Ивановской области. Губернатору края Михаилу Меню удалось заручиться поддержкой министра Александра Авдеева в увеличении федерального финанси...
  (читать дальше)

Героиня фильма "А зори здесь тихие" отметит юбилей в театре киноактера
Творческий вечер актрисы Ирины Шевчук, приуроченный к ее шестидесятилетию, состоится во вторник на сцене московского театра киноактера в Москве, сообщили РИА Новости в пресс-службе театра. "Моя жизнь в искусстве делится на две половины: театр и кино, - сказала РИА Новости Шевчук. - Сегодня моя любовь отдана театру, где мне посчастливилось сыграть много интересных ролей, из которых главная и сама...
  (читать дальше)

Киностудия Sony выложила $1 млн за права на экранизацию книги о Джобсе
Киностудия Sony приобрела права на экранизацию биографии скончавшегося на прошлой неделе создателя компании Apple Стива Джобса, выложив за них не менее 1 миллиона долларов, сообщает сайт Deadline.com. Официальных комментариев от студии, впрочем, пока не поступало, однако известно, что именно Sony в последнее время специализируется на превращении деловой литературы в "оскароносные" хиты: эта студ...
  (читать дальше)

Режиссер Ибрагимбеков получил награду на кинофестивале в Турции
Пожизненную почетную награду на открывшемся в субботу 48-м международном кинофестивале "Золотой апельсин" в Антальи получил известный азербайджанский сценарист и кинорежиссер Рустам Ибрагимбеков, сообщает в воскресенье корреспондент РИА Новости. "В середине 80-х годов моя картина "Храни меня, мой талисман" получила на фестивале в Анталье главный приз. Это был один из главных призов в моей жизни"...
  (читать дальше)

Евгений Евстигнеев - легкий, элегантный, неисчерпаемый
Есть актеры, натужно, надсадно взращивающие свой дар. А есть те, кому сама природа дала "легкое дыхание" - высокую простоту и элегантность игры, присущие гению. Таким был Евгений Евстигнеев - артист не по ремеслу, а по складу души, мастер на все времена. 9 октября ему исполнилось бы 85 лет. "Актер должен уметь сыграть все" Со сменой эпох в кино меняются и популярные типажи. 1930-е-1940-е годы ...
  (читать дальше)

Голливудская актриса Жа Жа Габор снова попала в больницу
Престарелая голливудская актриса Жа Жа Габор, у которой в последнее время часто возникали проблемы со здоровьем, вновь была госпитализирована в ночь на воскресенье в Лос-Анджелесе, после того как потеряла сознание в своем доме, передает агентство Ассошиэйтед Пресс. По словам ее супруга Фредерика Принца фон Анхальта, когда 94-летняя актриса попала в больницу, медики отмечали у нее сильный жар. Од...
  (читать дальше)

Евстигнеев не менее велик, чем Чарли Чаплин, считает Галина Волчек
Знаменитому артисту театра и кино, народному артисту СССР Евгению Евстигнееву, игравшему на ведущих столичных сценах, исполнилось бы 85 лет в воскресенье. "Евгений Евстигнеев был выдающимся артистом и мощной личностью. Он был не хуже Чарли Чаплина, - рассказала РИА Новости Галина Волчек, художественный руководитель театра "Современник", где долгие годы работал Евстигнеев. Волчек отметила, что д...
  (читать дальше)

Медведев поздравил Леонида Куравлева с юбилеем
Президент России Дмитрий Медведев поздравил с юбилеем актера Леонида Куравлева, которому в субботу исполняется 75 лет, сообщает пресс-служба Кремля. Чтобы разместить это видео у себя в блоге, скопируйте данный код "Зрители разных поколений знают Вас как замечательного актера, в творческой биографии которого - около двухсот ролей. Сегодня трудно представить российский кинематограф без таких изве...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)