четверг, 20 октября 2011 г.

Кураторы фестиваля Photovisa: в России фотособытия случаются стихийно

Кураторы фестиваля Photovisa: в России фотособытия случаются стихийноМеждународный фестиваль фотографии PHOTOVISA, который в этом году проходит в Краснодаре, покажет работы звезд современного фотоискусства из России, Голландии, Польши, Испании, Словакии, Бразилии, Дании с 20 по 23 октября. В интервью РИА Новости руководитель фестиваля Евгений Березнер и арт-директор фестиваля Ирина Чмырева рассказали, что привело ко всемирной фотографической эпидемии, где можно увидеть реальную Россию и сможет ли в будущем фестиваль в Краснодаре стать аналогом знаменитого FotoFest (Хьюстон). Беседовала корреспондент РИА Новости Анна Червякова.

- В Краснодаре практически не осталось свободного выставочного пространства - 23 выставки и ряд кинопоказов. Фотовизы принимают все площадки города. Такой накал расписания результат высокого зрительского спроса на фотоискусство?

- Евгений Березнер: Плотная программа открытий - принятый формат для такого фестиваля. Выставочного материала всегда больше, чем площадок. Фотография сегодня пропитала, по существу, всю жизнь и конкретного человека, и социума в целом: она есть везде, начиная от паспорта и заканчивая альбомами в социальных сетях. При существующей доступности фотографической техники многие пытаются стать художниками, что привело просто ко всемирной эпидемии в этой области. И в России, как и везде в мире, было и есть огромное количество очень талантливых авторов: и тех, кто работал во второй половине ХХ века, и современных авторов, которые начинали в 80-е годы, и абсолютно молодое поколение двадцатилетних. Не случайно FotoFest 2012 в Хьюстоне будет посвящен российской фотографии. Нам есть, что показать. Но вот не всегда есть, где показывать. Поэтому в России все фотографические события происходят экспромтом, импровизированно и, в какой-то степени, стихийно.

- То, что в Краснодаре, региональном центре, возник и развивается крупный международный фестиваль - тоже стихийное явление или закономерный результат?

- Е.Б.: Краснодар - современный город, поэтому интерес к фотографии закономерен. Но, конечно, вызывает определенное изумление, что стабильно растущий фестиваль возник именно здесь. Невозможно проследить, как готовятся распуститься почки. И я не могу сказать, почему именно здесь мы получили такой результат. Но, наверное, в Краснодаре в какой-то момент сошлось много необходимых факторов.

- Ирина Чмырева: PHOTOVISA начиналась как частная инициатива подвижников, у которых не было вначале ничего, кроме понимания необходимости фестиваля и желания его делать. В этом году PHOTOVISA уже четыре года. В кризисный 2009-й было тяжело, и мы делали не полную, а "полуторную" версию, но фестиваль все-таки провели. В этом году мы вышли на федеральный уровень, нам помогает РОСИЗО и РИА Новости. Судя по тому, что было в Москве на Международном портфолио-ревю, Краснодар уже стал средой, из которой не случайно, а закономерно вышел целый ряд заметных авторов. Участвовать в портфолио ревю получили приглашение шесть краснодарских авторов, а подано заявок из Краснодара было в два раза больше. Среди других городов страны больше, чем из Краснодара, приглашали только из Петербурга. Работы одного из краснодарцев - Юрия Зайцева по итогам портфолио-ревю опубликуют в российской версии журнала ZOOM, одном из старейших и самых известных мировых изданий о современной фотографии.

- Какое место PHOTOVISA занимает в международном контексте?

- И.Ч.: Мне приходится много ездить по всему миру. И когда я говорю, что я из России, всем очень интересно. Россия - страна, в которой многим хотелось бы побывать. Региональный фестиваль фотографии как раз предоставляет иностранным гостям такую возможность - оказаться не только в Москве (что, конечно, интересно, но Москва - это, как мы сами говорим, не совсем Россия, это некое "государство в государстве"), а побывать в реальной современной, развивающейся, достаточно модернистской России. Краснодар - это не телевидение, не какой-то опыт общения по интернету, это - возможность попасть в реальную жизнь России.

- Е.Б.: Вообще, фестивальное фотографическое движение берет свое начало во Франции - 50-60-е годы. С 80-х годов оно охватило весь мир, и сейчас практически в каждой стране есть фестиваль фотографии. Какие-то более заметны, какие-то менее, не все из них, естественно, выживают, но самые известные и самые крупные существуют за счет огромного количества спонсоров и стали теми событиями в культурной жизни города, которыми там гордятся и люди у власти, и бизнес. Например, FotoFest в Хьюстоне сейчас самый влиятельный и интересный фестиваль - он существует с начала 80-х годов, его поддерживает свыше 140 разных институций во всем мире: корпорации, фонды, муниципалитеты. Это некоммерческая организация, но благодаря их деятельности произошла реинкарнация экономики и общественной жизни целого района.

В Москве есть фестиваль фотографии, но это особая история, потому что там фотография отчасти превратилась в некий элемент светской жизни. А если говорить о России вообще, то, собственно, сейчас привлекают внимание два места - Краснодар и Пермь, которая тоже начинает очень активно развивать фотографию и готовит свой первый фотографический фестиваль в следующем году. Кстати, его руководитель, фотограф и деятель интернета, Андрей Безукладников приглашен в Краснодар в качестве гостя и ревьюера.

- Возможен ли сценарий Хьюстона в Краснодаре?

- Е.Б.: Исключать ничего нельзя. Но, понимаете, может ли человек летать без самолета, может ли он плавать под водой, не имея специального оборудования? Какое-то время он будет проявлять удивительный энтузиазм, но это ничем хорошим не кончится ни в небе, ни под водой. Потому что в любом деле, нравится нам это или нет, должна быть определенная материальная база. А на энтузиазме удастся прожить только определенное время. Материальная база появляется в том случае, когда разные слои общества, разные институции начнут понимать необходимость культурной среды. И, собственно, пока в Краснодаре движение идет как раз в этом направлении. Первый фестиваль делался почти исключительно на одном энтузиазме. Сейчас появилась поддержка, на этот фестиваль министерство культуры выделило определенную сумму, пришли спонсоры, появились реальные деньги, которые начинают придавать фестивалю устойчивость и основательность. Я не могу сказать, что Краснодар станет Хьюстоном, для этого надо 30 лет опыта и масса всяких условий, но то, что у фестиваля в Краснодаре есть перспектива - факт. И здесь, я надеюсь, произойдет не только развитие энтузиазма, но и увеличение бюджета за счет спонсорских, федеральных, краевых и городских средств. Люди, которые обладают властью, должны увидеть, что это очень перспективное направление, которое может стать еще одной визитной карточкой города и региона.

- Вы уже думаете, каким будет следующий фестиваль?

- И.Ч: В дальнейшем PHOTOVISA начнет работать круглый год - как организация, которая, помимо фестиваля и конкурса, еще проводит отдельные события. И в этом году в начале ноября под эгидой PHOTOVISA пройдет мастер-класс петербургского мэтра фотографии Евгения Мохорева. До нового года покажем еще одну выставку, а в следующем году проведем несколько выставок перед фестивалем. Так что следите за новостями.

Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Литература":

Обвиняемый в хищении замгендиректора Третьяковки отпущен под залог
Останкинский суд Москвы в среду отпустил под залог в размере 5 миллионов рублей заместителя гендиректора Третьяковской галереи Олега Беликова, обвиняемого в хищении 87 миллионов рублей на предыдущем месте работы, сообщили агентству РАПСИ в пресс-службе суда. Ранее Беликов содержался под стражей. "Сегодня суд рассмотрел ходатайство следователей о продлении Беликову срока содержания под стражей. ...
  (читать дальше)

Рукопись Спинозы обнаружена в Ватиканской библиотеке
Рукопись "Этики" - основного труда голландского философа еврейского происхождения Бенедикта Спинозы обнаружена в Ватиканской библиотеке, сообщило в среду радио Ватикана со ссылкой на директора отдела рукописей профессора Паоло Виана (PaoloVian). Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677) - один из главных представителей философии Нового времени. "Этика", в которой Спиноза систематически изложил свою ф...
  (читать дальше)

Финалисты "Большой книги" видят в ней защиту для писателей от критики
Финалисты ежегодного литературного конкурса "Большая книга" за 2011 год Юрий Арабов (роман "Орлеан") и Сергей Кузнецов (семейная сага "Хоровод воды") видят в премии защиту от критиков и завистников, но ограниченную по срокам действия, сообщает корреспондент РИА Новости. В конкурсе "Большая книга" могут участвовать прозаические произведения разных жанров - романы, сборники рассказов, мемуары, био...
  (читать дальше)

В прокат выходит «Ромовый дневник» Брюса Робинсона по книге Хантера Томпсона
Завтра в прокат выходит фильм «Ромовый дневник» по книге Хантера Томпсона. Против ожиданий, режиссер Брюс Робинсон и исполнитель главной роли Джонни Депп превратили историю о беспробудном пьянстве в повесть о том, как пить легко и с удовольствием. Молодой писатель на пороге творческого кризиса Пол Кемп (Джонни Депп) перебирается из Нью-Йорка в Сан-Хуан, Пуэрто-Рико, где устраивается поденщиком в ...
  (читать дальше)

На выставке топ-лотов Sotheby`s эксперты констатировали рост арт-рынка
Рынок искусства привлекает все больше покупателей из-за нестабильной экономической ситуации в мире, сказал на открытии в среду в Москве выставки топ-лотов серии осенних торгов "Сотбис" (Sotheby`s) генеральный директор российского представительства аукционного дома Михаил Каменский. "На фоне турбулентного фондового рынка рынок искусства выглядит довольно стабильно, это объясняется тем, что инвест...
  (читать дальше)

Оценить букеровского лауреата Барнса мешает перевод, считают эксперты
Британский писатель Джулиан Барнс, который во вторник вечером удостоился одной из самых престижных литературных премий в мире - Букера, по праву заслужил приз, являясь блестящим публицистом, автором философско-сатирических романов, переведенных на многие языка мира, в том числе и на русский, но в плохом качестве, как полагают эксперты. Барнс был четырежды номинирован на Букера, и только с пятой ...
  (читать дальше)

Британцы не дали роману о ельцинской России свою главную премию
Главная литературная премия Великобритании, Man Booker Prize, досталась в этом году самому очевидному из кандидатов – живому классику Джулиану Барнсу за роман "Ощущение конца" (или "Предощущение", вариантов перевода есть несколько). Не досталась премия, соответственно, всем остальным, включая бывшего корреспондента журнала Economist в Москве за роман о ельцинской России "Подснежники" – а жаль. ...
  (читать дальше)

Путин поздравил Царскосельский лицей с 200-летием
Российский премьер Владимир Путин в поздравительной телеграмме по случаю 200-летия создания Императорского Царскосельского лицея отметил, что в нем были заложены многие традиции российского образования, сообщает пресс-служба правительства. Премьер-министр адресовал поздравление участникам торжественных мероприятий и всем, кому дорого общее духовное и историческое наследие. Лицей открылся 19 октя...
  (читать дальше)

Лауреатом Букеровской премии за 2011 год стал британец Джулиан Барнс
Роман "Ощущение конца" (The Sense of an Ending) знаменитого британского писателя Джулиана Барнса (Julian Barnes) получил Букеровскую премию за 2011 год, передает корреспондент РИА Новости. Книги Барнса трижды попадали в лонг-лист премии, однако награды писатель удостоен впервые. "Ощущение конца" рассказывает о судьбах четверых школьных друзей, клянущихся в вечной дружбе, теряющихся по жизни и с...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)