вторник, 25 октября 2011 г.

Хореограф-художник Шен Вэй показал Европе три премьеры своих перформансов

Хореограф-художник Шен Вэй показал Европе три премьеры своих перформансовЗнаменитый нью-йоркский хореограф и постановщик перформансов Шен Вэй показал ряд своих работ на «Открытом фестивале» в итальянском городе Реджо-Эмилия. Корреспондент «Парка культуры» отправился в Италию, чтобы увидеть своими глазами его программу «Re-Turn», которая включила в себя три европейских премьеры и во всей полноте продемонстрировала уникальный стиль художника.

Жанр современного искусства, именуемый перформансом, обязан своим названием слову, отсылающему к понятию спектакля, представления. Однако при этом он изначально понимался как нечто противоположное театральной традиции. Художники-перформеры всегда старались, да и сегодня стараются избегать привычной сцены и зрительного зала, равно как и излишней отрепетированности своих действий. Чем спонтаннее, тем будто бы вдохновеннее.

Но все каноны имеют свойство меняться. Китайский хореограф Шен Вэй, эмигрировавший в 1995 году в Америку, поставил себе целью превратить перформанс в зрелище максимально выверенное, отточенное, драматургически цельное и пластически выразительное. Его опыты по скрещиванию концептуального художественного жеста с современным балетом привели к появлению особого стиля, практикуемого труппой под управлением маэстро. Для расширения творческих возможностей он даже основал в Нью-Йорке собственную компанию «Танцевальное искусство Шен Вэя» (Shen Wei Dance Arts).

Популярность перформансов в исполнении этой команды давно шагнула за океан, однако европейские гастроли у них бывают нечасто. Нынешний «Открытый фестиваль» в Реджо-Эмилии предоставил Шен Вэю сразу два несходных между собой формата, чтобы выявить разные грани его фирменного стиля. В городском театре Valli состоялось трехчастное представление «Re-Turn», где были показаны сценические версии перформансов (два из них демонстрировались в Европе впервые). А в музее Collezione Maramotti труппа Шен Вэя устроила site-specific show (то есть перформанс, созданный специально для места, в котором его показывают). Подобное шоу труппа делала в июне этого года в Нью-Йорке по заказу музея Метрополитен. Однако если у себя дома исполнители при помощи согласованных телодвижений и перемещений в пространстве (которые при некотором допущении можно назвать и танцем) обыгрывали коллекцию мраморных и бронзовых скульптур, то в Реджо-Эмилии фоном для действия стали арт-объекты и инсталляции. Принцип же драматургии остался неизменным:

полуобнаженные перформеры обоих полов на языке пластики трактовали музейные экспонаты и вовлекали публику в освоение архитектоники здания.

Проще говоря, завладевали вниманием толпы и водили ее за собой по залам и лестницам.

В нынешнем варианте соотнесение шоу с архитектурой получилось особенно выразительным – музей располагается в здании бывшей фабрики, где в послевоенные годы шили одежду марки Max Mara. Теперь здесь, конечно, нет ни раскроечных столов, ни швейных машин, но производственная планировка и соответствующий антураж были отчасти сохранены. Так что метания труппы по этажам (включая переезды в лифте) носили даже несколько авантюрный характер. Впрочем, это была лишь видимость авантюры: Шен Вэй славится именно математической точностью своих постановок. Рождая поначалу ощущение хаоса, он весьма жестко контролирует ситуацию. Нет ни секунды, когда бы организованный им псевдохаос переходил бы в сумятицу. Рваные – но в действительности очень просчитанные – ритмы быстро подчиняют себе аудиторию. Помимо воли зритель из пассивного наблюдателя втягивается в соучастие: начинает подыскивать себе все новые и новые позиции, двигаясь вслед за артистами, и поминутно вертит головой, поскольку конфигурация представления постоянно меняется. По сути,

публика исполняла здесь свой, параллельный перформанс, хотя прямых указаний от маэстро никто не получал.

Иная атмосфера царила следующим вечером в театре Valli, где компания «Танцевальное искусство Шен Вэя» давала шоу из трех перформансов – «Near the Terrace», «0-11» и «Re- (Part III)». Золоченые ярусы, потолочные росписи, красный бархатный занавес – могло даже показаться, что сейчас здесь будет показ классического балета или оперного спектакля. Но первые же шаги – вернее, переползания – актеров по сцене эту иллюзию полностью развеяли. Под медитативную музыку эстонского композитора Арво Пярта труппа из 12 человек воплощала аллегорию бренности земной жизни – так можно было расценить увиденное в отсутствие либретто. Пожалуй, этот номер оказался самым ориенталистским из всей программы, хотя Шен Вэй на дальневосточную экзотику обычно никогда не напирает, предпочитая интернациональные метафоры. Относительно короткая интермедия «0-11» запомнилась экспрессией и ловкостью, с которой солистка покрывала свое тело пятнами краски разных колоритов. (Кстати, в музейном перформансе тоже присутствовал эпизод с краской: двое исполнителей окунались в ванну, залитую черной тушью, и скатывались вниз по белоснежному пандусу, оставляя на нем следы – будто в напоминание о давней практике художника Ива Кляйна.) А наибольший эффект на зрителей произвело финальное действо под названием «Re- (Part III)», представлявшее собой умопомрачительную смесь из маршировки, кружений дервишей и судорожных пируэтов.

Босоногие перформеры двигались в таком темпе и по столь витиеватым траекториям, что казалось, столкновения и сбои просто неизбежны.

Однако все завершилось благополучно (надо полагать, отнюдь не по счастливой случайности, а благодаря железной хореографии).

На протяжении шоу ни одного типично балетного па замечено не было: Шен Вэй верен своему методу, предполагающему перенос в артистическое пространство утрированных, преувеличенных телодвижений из жизни вокруг. Да и присущая его работам междисциплинарность не позволяет приравнивать их к танцам как таковым. Поговаривают, впрочем, что к опыту китайско-американского постановщика внимательно приглядываются худруки крупнейших музыкальных театров мира. Так что, возможно, скоро перформансы Шен Вэя начнут теснить на академических подмостках «Жизель» с «Лебединым озером».
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Живопись":

Суд отменил изъятие залога, внесенного за активиста арт-группы "Война"
Санкт-Петербургский городской суд в понедельник отменил постановление Дзержинского районного суда Петербурга, который решил обратить в доход государства залог в размере 300 тысяч рублей, внесенный в феврале этого года за освобождение активиста арт-группы "Война" Олега Воротникова, сообщила РИА Новости адвокат активиста Анастасия Екимовская. Участников "Войны" Олега Воротникова и Леонида Николаев...
  (читать дальше)

У Третьяковки нет средств на приобретение шедевров Поленова
Картины Василия Поленова "Повинен смерти" (1906) и "Кто из вас без греха" (1908), которые после двухнедельной выставки в Третьяковке продадут на русских торгах Bonhams в Лондоне, навряд ли будут куплены для национальной галереи из-за высокой стоимости, рассказала в понедельник РИА Новости замгендиректора ГТГ по научной работе Лидия Иовлева. Выставка из двух картин Поленова, принадлежащих к еванг...
  (читать дальше)

Фонд Энди Уорхола закрывает совет по подтверждению подлинности работ основателя поп-арта
Фонд Энди Уорхола закрывает совет по аутентификации произведений художника из-за критики и судебных исков, а сэкономленные на содержании совета деньги направит на поддержку изобразительного искусства. Фонд изобразительных искусств Энди Уорхола принял решение закрыть в начале 2012 года совет по подтверждению подлинности работ художника. Причиной столь непростого решения послужила критика основной ...
  (читать дальше)

Выставка «Что есть истина? К 180-летию Николая Ге» в Третьяковской галерее
Выставку «Что есть истина? К 180-летию Николая Ге» в Третьяковской галерее музейщики называют одним из главных событий нынешнего сезона. Популярность этого художника в России всегда была велика, но широкой публике знакомы, как правило, лишь несколько хитов вроде картины «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе». Масштабная ретроспектива позволяет взглянуть на творчество Ге с самых разных, ...
  (читать дальше)

В Москве открывается фестиваль независимого кино «2morrow/Завтра»
Во вторник начинает свою работу кинофестиваль «2morrow/Завтра», ежегодно представляющий панораму некоммерческого кино со всего мира. Во внеконкурсных программах – Мартин Скорсезе и Рождер Корман, в конкурсе – Ким Ки Дук, Джафар Панахи и Юрий Лейдерман. Определение «независимое» в названии фестиваля является новинкой этого года и призвано описать направление, в котором двинулись организаторы. Тепе...
  (читать дальше)

Выставка «Эстетика vs информация. Vol.2» художников из Литвы, Латвии и Эстонии
На выставке «Эстетика vs информация. Vol.2» в «Галерее искусств Зураба Церетели» на Пречистенке художники из Литвы, Латвии и Эстонии предлагают свой взгляд на то, как поставить концепцию на службу искусству, а искусство превратить в источник полезных сведений. Кураторы современных выставок склонны полемизировать, это медицинский факт. Если ты ни с кем не споришь, то получается, что у тебя вроде ...
  (читать дальше)

Пожар чуть не погубил один из проектов Московской биеннале
Выставочный проект "Артхаус Сквот Форум", расположенный в недостроенном жилом комплексе на набережной Яузы, пострадал от пожара, возникшего в ночь с пятницы на субботу в подвале одного из корпусов, рассказала РИА Новости одна из участниц проекта. "Артхаус" собрал на территории более 13 тысячи квадратных метров около двадцати выставок российских и западных художников. Один из корпусов полностью о...
  (читать дальше)

В галерее Roza Azora открылась выставка «Сохранить как...»
В столичной галерее Roza Azora открылась выставка «Сохранить как...», где представлены работы двух художников прошлого века – Константина Истомина и Леонида Казенина. Первый из них – классик русского искусства, легендарный «дядя Костя», преподававший во ВХУТЕМАСе, второй – его ученик, мало известный публике, зарекомендовал себя как верный продолжатель дела Истомина и стал хранитель его наследия. ...
  (читать дальше)

"Любовное письмо" Вермеера прибыло в Эрмитаж на выставку одной картины
Полотно Йоханнеса Вермеера "Любовное письмо" прибыло из Рейксмузея в Амстердаме в Санкт-Петербург, на "Выставку одного шедевра" в Эрмитаж, сообщили РИА Новости в пятницу в пресс-службе музея. "В течение месяца у нас есть возможность показать одну из лучших картин в мире. К сожалению, у нас нет Вермеера, так он оказался одним из тех художников, которые не ценились в то время, когда формировалась ...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)