пятница, 28 октября 2011 г.

Главный театр страны начинает 236-й сезон и новую жизнь с открытия Основной сцены

28 октября откроется Основная сцена Большого театра, ремонт и реконструкция которой продолжались шесть лет. Победную ленточку разрежут в рамках торжественного концерта и в присутствии первых лиц государства вкупе с зарубежными VIP-персонами.

Большой театр всегда напоминал двуликого Януса. С одной стороны, лицо с государственной миной: правители всех времен в Царской ложе, былая идеологическая цензура, декады искусства дружных народов и официальные делегации на балете «Лебединое озеро». С другой – что-то личное, родное и милое. Борьба «лемешисток» с «козловистками», братание зрителей в очередях за билетами, споры до хрипоты о танце «Ванечки» и «Наташи», проклятья «режиссерской опере» и ревнивый подсчет исполненных фуэте. Впрочем, лик номер один в последние годы ослаб. Что и как ставят в Большом, верхи почти не интересует (исключение – скандал вокруг «Детей Розенталя»). Главное, чтобы сохранялся статус «главного театра страны», который и далекие от искусства россияне знают по изображениям на денежных купюрах.

Остается второе лицо, обращенное к зрителям. И только от театра зависит, каким оно будет – сморщенно-старческим или вечно молодым. А что нужно для сохранения молодости? Известно что – образ жизни без крайностей и свежий воздух.

Руководство ГАБТа об этом знает: на сегодняшний день оно состоит из амбициозных людей.

«До конца сезона предстоит работа по возвращению старого классического репертуара. Новая сцена в чистом виде станет нашей экспериментальной площадкой, где будет идти поиск новых форм, привлекаться молодые исполнители, оперные режиссеры и балетмейстеры», – заявил директор театра Анатолий Иксанов.

«Мне интересно «возиться» с современной музыкой. А современная режиссура? Бояться ее не нужно, а нужно и можно о ней спорить, – поддержал его музыкальный руководитель и главный дирижер театра Василий Синайский. – Большой имеет традиции, но нельзя превращаться в нечто застывшее и устаревшее. В любом случае нельзя делать театр прокатной площадкой для одного типа слушателей».

«Хочу, чтобы Большой был действительно мировым театром. Это историческая сцена, которой нужна коллекция лучших исторических спектаклей и четкая система «воркшопов», где мы пробуем разное. И чтобы зрители приходили не на бренд «Большой», а на репертуар и артистов Большого», – резюмировал худрук балета Сергей Филин.

Судя по репликам, театр не хочет быть ни доморощенным «патриотом», зацикленным на родных осинах, ни безродным космополитом, поплевывающим на основы. Бежать впереди паровоза он тоже не собирается – и не смог бы, даже если б захотел: такую инерционную махину повернуть совсем не просто. На сегодняшний день Большой позиционирует себя в качестве театра, который желает быть законодателем эстетических мод внутри отечества и ведущим игроком на международном музыкальном рынке. А наличие двух сцен позволит разумно показывать афишные спектакли:

на Основной сцене пойдут классические блокбастеры и масштабные проекты, на Новой сцене – камерные опусы и всевозможные эксперименты.

Собственно говоря, такова политика главных оперно-балетных домов Европы. Взять хотя бы балет. В каждой стране есть свой отец-основатель национального репертуара. У нас уповают на Петипа. Лондонский Ковент-Гарден лелеет опусы Макмиллана и Аштона. Датский Королевский балет носится с произведениями Бурнонвиля. Но это не мешает «перекрестному опылению» и приглашениям современных мастеров. Их балеты, как правило, кочуют из страны в страну. Ведь глобализм еще никто не отменил, что для нас хорошо, потому что кризис хореографов, давно поразивший Россию, с годами только крепнет. Это в опере мы можем предъявить миру Дмитрия Чернякова. А в балете был Алексей Ратманский, да и тот уехал

Теперь вглядимся в конкретные планы сезона.

Первый спектакль на Основной сцене – «Руслан и Людмила» Глинки в постановке Чернякова. Понятно, что открывать национальный театр нужно русской оперой.

Но какой? Режиссер подумал: большинство наших опер – трагедии с мрачным сюжетом. Не ставить же в такой момент «Хованщину», где в финале все самосжигаются! А «Руслан» – опус со счастливым концом, да и партитура шикарная. Черняков описывает ее как «чистое наслаждение, смесь бельканто и русской традиции романса». К тому же в «Руслане» участвуют все типы голосов, кроме баритона, а рядом с пением можно и нужно задействовать балет, то есть показать труппу театра в целом. К апрелю подготовят «Кавалера розы» Рихарда Штрауса. Этот композитор-экспрессионист для Большого театра (и для русской сцены) – большая редкость, а ставит англичанин Стивен Лоулесс – то самый, что когда-то был ассистентом Андрея Тарковского в бытность того оперным режиссером. Июнь пополнит афишу нечасто исполняемой «Чародейкой» Чайковского. Музыкальным руководителем тут станет Александр Лазарев, сценографом – Валерий Левенталь, режиссером приглашен Александр Титель. Команда именитых в музыкальном театре людей, умеющих держать баланс между субъективной волей постановщиков и объективным требованием партитуры.

Планы балета скромнее, но они тоже показательны. Ноябрьская «Спящая красавица» в новых декорациях и костюмах – оплот традиций, апофеоз идеи русского Императорского балета. Майские «Драгоценности» – конгломерат одноактных балетов Джорджа Баланчина, «русского американца», который привел классический танец в соответствие с ритмами и стилями ХХ века. А впереди (после лета) «Весна священная» – вечно авангардный Стравинский и продвинутый балетмейстер-британец Уэйн Макгрегор, моделирующий движения на компьютере. В основе «Весны» древний языческий славянский обряд, но хореограф обещает: в Большом театре появится балет не о прошлом. Скорее о будущем.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Театр":

Первые гости появились на красной дорожке Большого театра
Первые гости, среди которых Зураб Церетели, юрист Михаил Барщевский, продюсер Александр Роднянский, спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой и другие, прошли по красной дорожке, ведущей в обновленный Большой театр, открывающийся торжественным гала-концертом после шестилетней реконструкции. Также на торжественное гала-открытие прибыли министр спо...
  (читать дальше)

Путин поздравил с юбилеем режиссера Романа Виктюка
Премьер-министр РФ Владимир Путин поздравил театрального режиссера, заслуженного деятеля искусств, народного артиста РФ Романа Виктюка с 75-летием, сообщила в пятницу пресс-служба правительства. "Талантливый режиссер и настоящий Мастер, Вы создали свой, авторский театр, воплотили в жизнь яркие, во многом уникальные творческие замыслы, завоевали высокое профессиональное признание. Важно, что свои...
  (читать дальше)

Большой организует трансляцию открытия на Театральной площади в Москве
Большой театр устроит прямую трансляцию своего торжественного открытия после шестилетней реконструкции на специальных двух экранах, установленных на Театральной площади, сообщили в пятницу РИА Новости в пресс-службе Большого театра. Прямая трансляция праздника начнется в 19.00 (мск) и будет доступна во всем мире: в Европе, Латинской Америке, США и Японии, в России ее покажут Первый канал, Росс...
  (читать дальше)

Двухчасовую трансляцию открытия Большого театра обеспечат 30 телекамер
Прямую трансляцию торжественного открытия исторической сцены Большого театра после шестилетней реконструкции телеканал "Россия" будет вести в течение двух часов, обеспечивать ее будут три передвижных телевизионных станции (ПТС) и более 30 камер, сообщили РИА Новости в пресс-службе канала. Прямая трансляция праздника на "России" начнется в 19.00 и продлится до 21.00 мск. Трансляция церемонии откр...
  (читать дальше)

Роман Григорьевич Виктюк. Биографическая справка
28 октября театральному режиссеру Роману Виктюку исполняется 75 лет. Народный артист РФ, народный артист Украины, основатель и художественный руководитель Театра Романа Виктюка Роман Григорьевич Виктюк родился 28 октября 1936 года во Львове (Украина) в семье учителей. Будучи школьником, пробовал ставить небольшие спектакли, в которых были задействованы одноклассники и друзья.В 1956 году окончил ...
  (читать дальше)

Фотовыставка шедевров деревянного зодчества пройдет в Петрозаводске
Фотовыставка лучших образцов русской деревянного зодчества пройдет в Петрозаводске с 28 октября по 20 ноября, сообщает Минприроды. "В Национальном театре Карелии открывается фотовыставка "Исчезающие шедевры". Выставка продлится в Петрозаводске до 20 ноября 2011 года, а затем будет демонстрироваться в Вологде, Архангельске и Москве", - говорится в сообщении министерства природных ресурсов и эколо...
  (читать дальше)

Режиссер Занусси премьерой спектакля в Перми откроет новое имя
Пермский театр "У Моста" в пятницу представит зрителям премьерный спектакль "Запах" в постановке легенды польского театра и кино Кшиштофа Занусси, которая откроет для российского театра новое имя итальянской драматургии, передает пресс-служба "У Моста". Для постановки в пермском театре выбрана пьеса Рокко Фамиляри, итальянского драматурга, известного прежде всего в качестве киносценариста. В час...
  (читать дальше)

Марлен Хуциев проходит в больнице профилактическое обследование
Кинорежиссер, профессор ВГИКа, президент Гильдии кинорежиссеров России, народный артист СССР Марлен Хуциев уже неделю находится в больнице на профилактическом обследовании, в реанимацию он не попадал, сообщил РИА Новости источник в окружении режиссера. По сообщениям некоторых СМИ, Хуциев попал в реанимацию с инфарктом. "Он действительно в больнице, но на профилактическом обследовании", - сказал...
  (читать дальше)

Хронология реконструкции Большого театра. Справка
8 октября состоится торжественное открытие исторической сцены Большого театра после длительной реконструкции. Большой театр в Москве открылся 18 (6 по ст. ст.) января 1825 года. За долгую историю Большого театра в здании много раз проводились строительные, ремонтные, реставрационные, перепланировочные и прочие работы.В 1894 году в связи с ремонтом театр закрывался на год. К северному фасаду здан...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)