воскресенье, 9 октября 2011 г.

Евгений Евстигнеев - легкий, элегантный, неисчерпаемый

Евгений Евстигнеев - легкий, элегантный, неисчерпаемый

Есть актеры, натужно, надсадно взращивающие свой дар. А есть те, кому сама природа дала "легкое дыхание" - высокую простоту и элегантность игры, присущие гению. Таким был Евгений Евстигнеев - артист не по ремеслу, а по складу души, мастер на все времена. 9 октября ему исполнилось бы 85 лет.

"Актер должен уметь сыграть все"

Со сменой эпох в кино меняются и популярные типажи. 1930-е-1940-е годы - время персонажей Николая Крючкова, Евгения Самойлова, Бориса Андреева - цельных натур, героев в полном смысле слова. Середина 1950-х-1970-е - эпоха Алексея Баталова, Иннокентия Смоктуновского, Михаила Ульянова, Евгения Евстигнеева, которые играли сложных, сомневающихся людей.

Евгения Евстигнеева нет уже почти 20 лет - он умер в 1992 году. Но жива его легенда - легенда о художнике вне времени, художнике с универсальным талантом. Евстигнеев был внимателен к "человеческой ткани" всех своих ролей (таково его определение), умел прочувствовать любой характер. "Актер должен уметь сыграть все", - был убежден он.

Он объяснял природу своего лицедейства так: "Я, прежде всего, любопытный. И хотя всех людей любить невозможно, интереса к ним художник терять никогда не должен".


Евстигнеев играл не только голосом и лицом, как многие современные актеры, но каждой клеточкой своего актерского естества. Внешне некрасивый, он так и приковывал взгляд, парализуя публику своим актерским электричеством.

Именно эта особенность Евстигнеева в свое время обратила на него внимание театральных педагогов. И, если он ошибался на экзаменах, педагоги прощали ему промахи за его очевидный талант.

"Говорящая" игра

Его выразительная игра иной раз делала излишними даже программные монологи его героев.

Так было, например, в спектакле "На дне" по пьесе Горького в постановке "Современника" (1968). Евстигнееву досталась роль Сатина, произносившего знаменитый монолог "Человек - свободен!.. Человек… это звучит гордо!". Поначалу актер настроился на иронию над своим героем. Однако после трагических событий в Чехословакии в августе 1968 года горьковская ода человеческой свободе звучала с совсем другими обертонами, и Евстигнеев произносил слова Сатина с горечью. На одном из спектаклей премьеры "На дне", говоря монолог-кульминацию, актер вдруг забыл текст. Галина Волчек, бывшая жена Евстигнеева и постановщик спектакля (а впоследствии - главный режиссер "Современника"), ужаснулась и объяснила сидевшему рядом с ней Анджею Вайде ошибку актера. Польский режиссер в ответ заметил, что Евстигнеев и так сказал "достаточно".


Картину "Никогда" 1962 года режиссеров Дьяченко и Тодоровского сейчас мало кто помнит. Но в ней есть гениальный эпизод - соло на вилках, исполняемое Евстигнеевым. Такое же соло исполняет в это время его лицо - то притягательное, то язвительное, то задумчивое, то азартное. С таким же самозабвением Евстигнеев играл в молодости на ударных инструментах в маленьком джазовом оркестре Нижнего Новгорода, откуда он родом.

В поколении Евстигнеева таким же универсальным артистом был Евгений Леонов. Они составляли удивительную антитезу: открытый, простодушный, чувствительный Леонов, вылитый "святой человек" Сарафанов из вампиловского "Старшего сына", - и закрытый, сложный, сдержанный Евстигнеев, отчасти похожий на профессора Преображенского из булгаковского "Собачьего сердца".

Оба актера одинаково гениально играли и трагедию, и фарс, исполняли чеховские роли (Леонов играл Иванова в одноименной пьесе, Евстигнеев - Серебрякова в "Дяде Ване", Дорна в "Чайке", Фирса в "Вишневом саде"). Оба актера не сыграли Достоевского, хотя сделали бы это превосходно. Ни Леонову, ни Евстигнееву почти не досталось "Вильяма, понимаете, нашего Шекспира".

Живая жизнь - сатира


Как театральный актер Евстигнеев был известен с середины 1950-х. В 1956 году выпускники Школы-студии МХАТ Олег Ефремов, Галина Волчек, Олег Табаков, Евгений Евстигнеев, Игорь Кваша и Лилия Толмачева организовали Студию молодых актеров - будущий театр "Современник" - и выбрали для нее самый злободневный, наименее замутненный идеологией репертуар. Энтузиазм, который испытывали создатели театра, передавался и зрителям. В любую погоду за билетами в "Современник" стояла очередь. С 1960-х публика шла в театр "на Евстигнеева".


В начале 1970-х годов Евстигнеев вслед за Ефремовым ушел во МХАТ (Ефремов возглавил академический театр). На знаменитой сцене по традиции нередко ставились безнадежно официозные произведения, и Евстигнеев тяжело переживал отлучение от живой жизни. Ефремов, где мог, уходил от идеологических догм, и все же Евстигнеев с трудом принимал "перепады в репертуаре". "В "Современнике" у нас возникали противоречия, но мы понимали друг друга… А здесь [во МХАТе - ред.]… единой театральной веры не хватает".

Евстигнеев находил отдушину в кино. Иногда у него выходило по пять фильмов в год. Эльдар Рязанов, снявший актера в нескольких картинах ("Старики-разбойники" 1971 года - одна из лучших), вспоминал, что Евстигнеев был так измотан работой, что в паузах между съемками забирался в какой-нибудь укромный уголок и спал, пока коллеги травили анекдоты и острословили. Отдохнув, актер моментально включался в роль и обогащал ее все новыми импровизациями.

Впрочем, у этого "горения" ролью была и обратная сторона. Евстигнееву надоедало записывать дубль за дублем с тем, чтобы его партнеры наконец сыграли так, как того требовал режиссер. Снимая в 1970 году "Бег", Алов и Наумов немало помучились над сценой, в которой играли Михаил Ульянов (генерал Чарнота) и Евгений Евстигнеев (Корзухин). С каждым новым дублем Евстигнеев испытывал все меньше энтузиазма, в то время как Ульянов, наоборот, воодушевлялся. Актеров решили на время "разлучить" - Ульянову дали возможность репетировать снова и снова, а Евстигнеева развлекли приятными беседами. Наконец актеры оказались "на одной волне", и режиссеры поспешили снять сцену.

Достоинство и уязвимость

В 1988 году Евстигнеев сыграл одну из лучших своих ролей - профессора Преображенского в фильме Владимира Бортко "Собачье сердце". Лучшего булгаковского доктора - "мага и чародея" - и представить себе сложно. В словах и жестах Евстигнеева-Преображенского - неспешность и достоинство, яд иронии, высокомерие самодостаточного человека и … ужас от того, что в его уютный дом ворвался революционный хаос. "В Большом [театре - ред.] пусть поют, а я буду оперировать. Вот и хорошо… и никаких разрух", - так видит свой камерный миропорядок Преображенский.

И в творчестве Бортко, и в фильмографии Евстигнеева лента "Собачье сердце" - картина-манифест, принципиальное высказывание о профессионализме, человеческом достоинстве и одновременно - человеческой уязвимости.

В марте 1992 года Евгений Евстигнеев считанные часы не дожил до назначенной операции на сердце. Он уже прошел исследования в лондонской клинике, где его должны были оперировать. Актер верил, что сможет снова играть, преподавать, передавать молодой жене-актрисе опыт освоения ролей. Чуда не случилось. Как говорили его близкие, сказались переживания, накапливавшиеся долгие годы.

"Никто из нас не видел игры великих мастеров прошлых поколений… Вроде бы все уже было. И, что бы ни делал актер, всегда можно найти в истории соответствующую легенду…", - замечал Евстигнеев. И тут же пояснял: "Меня это не смущает. Вполне вероятно, что для будущих поколений мы создаем другую легенду". И точно: мастер Евгений Евстигнеев стал чудесной и незабываемой легендой 20 века.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции


Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Театр":

Евстигнеев не менее велик, чем Чарли Чаплин, считает Галина Волчек
Знаменитому артисту театра и кино, народному артисту СССР Евгению Евстигнееву, игравшему на ведущих столичных сценах, исполнилось бы 85 лет в воскресенье. "Евгений Евстигнеев был выдающимся артистом и мощной личностью. Он был не хуже Чарли Чаплина, - рассказала РИА Новости Галина Волчек, художественный руководитель театра "Современник", где долгие годы работал Евстигнеев. Волчек отметила, что д...
  (читать дальше)

Золотухин будет руководить Театром на Таганке на постоянной основе
Актер Валерий Золотухин, с 3 июля исполняющий обязанности руководителя Театра на Таганке, останется на этом посту, сообщил в субботу глава столичного департамента культуры Сергей Капков в интервью "Эху Москвы". Юрий Любимов, руководивший театром с момента его основания, 1 июля ушел в отпуск, а через несколько недель официально покинул пост директора и художественного руководителя театра. Подроб...
  (читать дальше)

Нина Ивановна Сорокина. Биографическая справка
8 октябряв Москве на 70-м году жизни скончалась бывшая солистка Большого театра народная артистка СССР Нина Сорокина Артистка балета, народная артистка СССР Нина Ивановна Сорокина родилась 13 мая 1942 года в городе Электросталь Московской области. Окончила Московское хореографическое училище, педагог – Софья Головкина. В 1961-1988 годах – в труппе Большого театра, совершенствовалась под руково...
  (читать дальше)

Премьера оперы Крымова состоится в театре Станиславского
Премьера оперы "Х.М. Смешанная техника" режиссера и художника Дмитрия Крымова состоится на малой сцене столичного музыкального Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко в субботу, сообщили РИА Новости в пресс-службе театра. Малая сцена, предназначенная для различных экспериментов, обычно предлагала зрителю новый взгляд на оперный жанр. На ней уже шли такие работы как "Кафе "Сократ", "Гам...
  (читать дальше)

Каждая роль Куравлева - событие для российского кино, считает Путин
Премьер-министр России Владимир Путин поздравил с 75-летием актера театра и кино, народного артиста РСФСР Леонида Куравлева, сообщает пресс-служба правительства РФ. "Актер, наделенный большим, самобытным талантом и яркой творческой индивидуальностью, Вы добились профессионального признания, покорили сердца нескольких поколений зрителей. Каждая Ваша работа - всегда событие для отечественного кине...
  (читать дальше)

Марк Наумович Бернес. Биографическая справка
8 октября исполняется 100 лет со дня рождения актера и певца Марка Бернеса. Актер театра и кино, исполнитель песен, Народный артист РСФСР Марк Наумович Бернес (настоящая фамилия — Нейман) родился 8 октября (25 сентября по старому стилю) 1911 года в Нежине на Украине. Его отец, Наум Самойлович Нейман был служащим в артели по сбору утильсырья, мать, Фаня Филипповна — домохозяйкой. В 1916 году Марк...
  (читать дальше)

Мюзикл "Отверженные" получил в Вашингтоне теплый прием
Мюзикл "Отверженные" встретил теплый прием в Вашингтоне, хотя и не вызвал большого шума в СМИ. Гастроли "Отверженных" приурочены к 25-летию мюзикла Кэмерона Макинтоша - знаменитого британского продюсера, в активе которого также мюзиклы "Призрак оперы", "Мэри Поппинс" и "Кошки". Нынешняя постановка - совсем новая, за основу декораций и костюмов взяты рисунки самого автора романа - Виктора Гюго. В...
  (читать дальше)

В Центре фотографии имени братьев Люмьер откылась выставка Йoзефа Коуделки «Вторжение 68 Прага»
В Москве открылась выставка легендарного Йозефа Коуделки — тот самый фоторепортаж про героических чехов и советских оккупантов. На фотографиях танки, рабочие, плачущие женщины и отчаявшийся старик — настоящая классика. В ночь на 21 августа 1968 года войска Варшавского договора перешли чехословацкую границу. Польские, болгарские, венгерские и, разумеется, советские танки мгновенно пересекли страну...
  (читать дальше)

Интервью с танцовщиком Дэвидом Холбергом
Танцовщик Дэвид Холберг, звезда Американского театра балета (АВТ), рассказал «Парку культуры» о причинах своего перехода в Большой театр, о важности общении в интернете, о связи классики с тоталитаризмом и различиях между балетными принцами разных стран. – Дэвид, приход американца в российский театр стал мировой сенсацией. Вы говорили, что профессиональное любопытство было главной причиной вашего...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)