среда, 19 октября 2011 г.

Британцы не дали роману о ельцинской России свою главную премию

Британцы не дали роману о ельцинской России свою главную премию

Главная литературная премия Великобритании, Man Booker Prize, досталась в этом году самому очевидному из кандидатов – живому классику Джулиану Барнсу за роман "Ощущение конца" (или "Предощущение", вариантов перевода есть несколько). Не досталась премия, соответственно, всем остальным, включая бывшего корреспондента журнала Economist в Москве за роман о ельцинской России "Подснежники" – а жаль.

Кроме всего прочего, литературная общественность Великобритании в этот раз всерьез переругалась насчет того, кому и за что надо давать "Букера". И как бы ни воспринимать эти споры, они показывают, что британская литература существует, и она почти так же великолепна, как российская.

"Не тащите мне эту вашу литературу"

Итак, Барнс. 65-летний автор, трижды боровшийся за "Букера", настоящий мастер. Нынешний его роман получил премию не за то, о чем в книге рассказывается – если кратко, то о признаках старения – а за то, как это сделано. Председатель жюри Стелла Римингтон, легендарная экс-глава британской разведки, объясняет, что это роман концентрированный, его можно перечитывать, каждый раз обнаруживая в нем нечто новое, и это настоящий комплимент.

Роман-эссе (он очень короткий), великолепная концентрация смыслов и ассоциаций, нечто такое, что вначале просматриваешь без особого труда, а потом обнаруживаешь, что он тебе все время вспоминается – это достойный призер.

Здесь налицо та самая проблема, которая есть и у главной литературной премии мира – Нобелевской. В прошлом году ее дали великому перуанцу Марио Варгасу Льоса, и все сказали: да зачем ему премия, он и без нее классик, его все знают.

В этому году присудили Нобелевку шведскому поэту Тумасу Транстремеру – и опять все недовольны: его же не знают. Вы читали Транстремера, белый стих на норвежском? Я – нет, в переводе же это почти непередаваемо, если бы его даже переводил сам Пастернак.

Похожий спор вспыхнул в этот раз и в Англии. Он, этот спор, никогда и не кончится, потому что идея "главной" премии сомнительна изначально, и колебания членов жюри между "высокой" и "массовой" литературой никогда не прекратятся. Нынешнее жюри во главе с Римингтон, вроде бы, качнулось в сторону массовости и читабельности (не сильно качнулось, в конце концов, Барнс – не такой уж народный автор). И немедленно получило свою дозу критики, с намеками на литературные вкусы самой "шпионки номер один", которая тоже сейчас пишет книги. Хотя, вообще-то, если есть золотая середина между читабельностью и высоким искусством, так это Барнс и есть. Но и середина тоже безнаказанной не остается, как видим.

Не говоря о том, что в этом году звучат и такие голоса: почему никак не могут дать "Букера" чернокожему британскому писателю, Стивену Келману, сочиняющему на страшно колоритном "птичьем английском"? Доколе?

Кто критикует, понятно – так называемая литературная общественность, имеющийся в каждой стране слой людей, считающий делом чести прививать публике правильный литературный вкус, то есть свой вкус. Эти люди, потеряв терпение, сообщили на днях, что создают альтернативную "Букеру" премию, которая будет называться попросту "Литературная".

Все это до боли напоминает то, что происходит в России – вечный спор между "книжкой" (book) и Литературой. Между чем-то, что читают миллионы, и что в руки взять без дрожи не могут люди высокого вкуса, и тем, что способна прочитать разве что пара сотен профессионалов. Как видим, даже срединная позиция в этой битве успеха (в борьбе за премию, конечно) не сулит. И тут остается только вспомнить гениальную фразу некоей директрисы книжного магазина, обращенной к некоему издателю: не тащите мне эту вашу литературу, мы тут книжками торгуем, и знаете, сколько у нас аренда магазина стоит?

Директриса – российская, но в Англии то же самое. И при этом из множества стран мира сегодняшняя британская литература – по-настоящему великая. Почти на уровне современной российской. А если без излишнего патриотизма, то, может, и лучше.

Возможно, дело в том, что оба наших общества находятся в какой-то странной и очень эмоциональной переходной стадии, а таковая всегда рождает шедевры искусства.

Подснежники и бандиты

Но вернемся к "русскому фавориту" нынешнего букеровского конкурса – роману работавшего в Москве в 90-е "А. Д. Миллера" (именно так, с инициалами, значится имя на обложке) под названием Snowdrops. Это не "снежные капли", это "подснежники" - спрятанные в сугробах трупы, которые милиция (полиция) обнаруживает весной. Так что сюжет уже, в общем, понятен. Москва, 90-е, криминальный беспредел…

Корреспонденты, работавшие в России, бывают разные. Одни страдают, как раньше писали, "зоологическим антисоветизмом" (извините, русофобией), другие немножко умнее. А здесь даже не умная книга, а наполненная эмоциями (литература ведь – это там, где чувства, а факты и события – дело второе).

"Подснежники" – хорошая книга именно эмоциями и атмосферой. Это книга про этакого ежика в тумане – странный город, странная эпоха, множество прекрасных людей, их необъяснимая жестокость, слова героини Маши насчет того, что люди – это одно, а то, что они творят – это совсем другое.

Критики сказали автору пару слов насчет того, что его герой-рассказчик лишен, представьте, активной жизненной позиции. Наблюдает за всякими ужасами, вместо того чтобы вмешаться. Ну, "Букер" им судья, этим критикам. И, конечно, дебютный роман – это как дебютантка на первом балу. Чуть неуклюжая, но сияет внутренним пламенем восторга. На втором балу будет уже не так. Что касается неуклюжести, то первая книга – это всегда масса белых ниток и лобовых приемов; обычно ко второй книге хороший автор учится работать грамотнее. Так или иначе, "русская тема" в британской литературе прозвучала красиво, и Миллер все-таки вышел в короткий список, но не дотянул до первого места.

Его книга, может быть, даже лучше, чем прошлогодний роман еще одного британского классика – Джона Ле Карре – "Our Kind of Traitor". Это, я бы сказал, не "Наш тип предателя", а "Типа наш предатель". Потому что главный герой – мужественный вор в законе Дима, казначей и финансист русской мафии, который хочет сдаться британской разведке, поскольку его хочет убить новое поколение мафии. Никакие не "в законе", а молодые и беспощадные бандиты, а еще эти бандиты хотят инвестировать в Лондоне миллиарды грязных русских долларов (а деньги в наши кризисные дни всем нужны). Дима же готов сдать как своих, так и их британских друзей, поэтому имеет проблемы. Грустная в общем книга, но как же хорошо выписан ее главный герой с его трогательным стремлением устроить руками британской разведки своих детей в лучшие закрытые британские школы!

Эти две книги наводят на мысль: почему мы с британцами постоянно ругаемся – может, оттого, что внутренне очень похожи? По двум нашим великим литературам это очень заметно.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Литература":

Путин поздравил Царскосельский лицей с 200-летием
Российский премьер Владимир Путин в поздравительной телеграмме по случаю 200-летия создания Императорского Царскосельского лицея отметил, что в нем были заложены многие традиции российского образования, сообщает пресс-служба правительства. Премьер-министр адресовал поздравление участникам торжественных мероприятий и всем, кому дорого общее духовное и историческое наследие. Лицей открылся 19 октя...
  (читать дальше)

Лауреатом Букеровской премии за 2011 год стал британец Джулиан Барнс
Роман "Ощущение конца" (The Sense of an Ending) знаменитого британского писателя Джулиана Барнса (Julian Barnes) получил Букеровскую премию за 2011 год, передает корреспондент РИА Новости. Книги Барнса трижды попадали в лонг-лист премии, однако награды писатель удостоен впервые. "Ощущение конца" рассказывает о судьбах четверых школьных друзей, клянущихся в вечной дружбе, теряющихся по жизни и с...
  (читать дальше)

Владимир Путин не сказал Александру Сокурову ничего утешительного о судьбе «Ленфильма»
Премьер-министр Владимир Путин не договорился с режиссером Александром Сокуровым о будущем «Ленфильма»: на встрече, прошедшей в Константиновском дворце, председатель правительства напомнил о сложной ситуации, в которой находится киностудия, о множестве вариантов решения её судьбы и посетовал, что возрождение «Ленфильма» потребует больших финансовых вложений. Никаких окончательных решений по кинос...
  (читать дальше)

Новейшие технологии атаковали издателей на Франкфуртской ярмарке
Крупнейшая в мире книжная ярмарка во Франкфурте, которая завершила свою работу в воскресенье, отразила главные тенденции в книжной индустрии - натиск новых технологий на одну из старейших отраслей и готовность Европы и России освоить их, но расстроила российских издателей уровнем оформления и наполнения отечественного павильона. По сообщению оргкомитета ярмарки, количество участников чуть уменьш...
  (читать дальше)

Жюри Букеровской премии назовет лауреата 2011 года
Жюри англоязычной Букеровской премии назовет во вторник на торжественной церемонии в Лондоне имя лауреата за 2011 год, в число финалистов вошел роман о жизни экспата в современной России. Всего на конкурс Букеровской премии в этом году было подано 138 заявок, из которых члены жюри премии во главе с писательницей и бывшим директором Службы безопасности Великобритании МИ-5 дамой Стеллой Римингтон ...
  (читать дальше)

"Большая книга" назовет лауреатов 29 ноября в Москве
Национальная литературная ежегодная премия "Большая книга" назовет лауреатов 2011 года 29 ноября, за неделю до этого станут известны победители народного голосования, сообщили РИА Новости организаторы. Литературная академия, в которую входит более ста ученых, бизнесменов и деятелей культуры, выберет трех победителей из десяти романов-финалистов. В их числе: "Орлеан" Юрия Арабова о российском гор...
  (читать дальше)

Медведев поздравил Бутусова с юбилеем
Президент России Дмитрий Медведев поздравил в субботу экс-лидера легендарной группы Nautilus Pompilius и главу "Ю-Питера" рок-музыканта Вячеслава Бутусова с 50-летним юбилеем, назвав его одним из родоначальников русского рока, сообщает сайт Кремля. "Талантливый певец, поэт и композитор, вы являетесь одним из родоначальников русского рока и основателем легендарной группы Nautilus Poмpilius, творч...
  (читать дальше)

Политехнический музей. Справка
Конкурс на архитектурную концепцию реконструкции московского Политехнического музея выиграл известный японский архитектор, лауреат "Золотого льва" Венецианской биеннале Джунья Ишигами. Политехнический музей в Москве – национальный музей истории науки и техники, один из крупнейших научно-технических музеев мира. Музей был учрежден по личному указу императора Александра II. 23 сентября 1872 года в...
  (читать дальше)

Стуруа станет главным приглашенным режиссером в театре Et Cetera
Грузинский театральный режиссер Роберт Стуруа, которого уволили из Тбилисского драмтеатра, по официальной версии - за ксенофобские высказывания, станет главным приглашенным режиссером в московском театре Et Cetera, сообщил на пресс-конференции в пятницу художественный руководитель театра Александр Калягин. После увольнения Стуруа из тбилисского театра ряд московских театров обратились с предложе...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)