четверг, 3 июня 2010 г.

Мария Семушкина: джаз в России – по-прежнему "неформат"

Мария Семушкина: джаз в России – по-прежнему неформатВ ближайшие выходные – 5 и 6 июня – на территории подмосковной усадьбы "Архангельское" пройдет крупнейший в России джазовый фестиваль "Усадьба. Джаз" - живой путеводитель по миру актуальной джазовой и околоджазовой музыки. В рамках фестиваля соберутся самые разные российские и зарубежные исполнители. О радостях и сложностях "Усадьбы. Джаз" и джазовой музыки вообще РИА Новости рассказала идейный вдохновитель и генеральный продюсер фестиваля, директор агентства "АртМания" Мария Семушкина. Беседовала Тамара Бараненкова.

О джазе

Джаз никогда не был для России "своей" музыкой, утверждает Мария Семушкина, и сегодня ситуация если и меняется, то с большим трудом, а скорее, не меняется вовсе. Дело и в средствах массовой информации, и в политике государства, мало заинтересованном в продвижении и развитии такой музыки, и, в конечном счете, в нашем общем уровне музыкальной культуры.

"Российская публика абсолютно не знает о джазе и актуальных джазовых исполнителях, а если кто-то и знает, то речь идет об очень ограниченном круге интеллигенции, которая как-то интересуется и стремится к этой музыке сама, вне всяких средств массовой информации. Причем речь не идет об очень богатых людях, о какой-то элите - на своих фестивалях я вижу самую разную публику. Но на самом деле тенденции к тому, чтобы интерес к джазовой музыке развивался и рос, нет", - говорит Семушкина.

Многие мировые джазовые исполнители, популярные на сегодняшний день во всем мире, до нас попросту не доезжают, а на фоне забивающей собой все и вся попсы, куда, между прочим, вынуждены идти и многие одаренные, прекрасно чувствующие музыку молодые российские музыканты, давно потерялись и классика, и русский романс. Что уж говорить о таком "неформате", как джаз.

В море музыкальных событий той же Москвы (в провинции все немного по-другому, объясняет Семушкина, - туда можно привезти любую затрапезную звезду, и она все равно соберет зал, но вот на серьезных звезд у регионов денег нет) джазу тоже нелегко: море афиш, море рекламы, море исполнителей. И это, конечно, не только проблема джаза - это проблема хорошей музыки вообще, музыки, которой деньги на рекламу и раскрутку найти намного труднее, нежели "звездным" и распиаренным артистам.

За немногими исключениями, джаз остается "неформатом" и для радиостанций с телеканалами. "Наверное, у руководства этих каналов осведомленности о джазе не больше, так что надеяться на положительные изменения особенно не приходится", - резюмирует продюсер фестиваля. Так что продвигать, развивать, привозить и организовывать такие мероприятия сегодня – дело энтузиастов, искренне любящих и понимающих эту музыку.

Конечно, спонсоры есть, но кризис серьезно подкорректировал их расходы - финансовые потоки теперь все больше идут на прямую рекламу, а не на поддержку фестиваля, и сокращаются даже не в два, а в пять раз, при том, что любая из статей расходов, будь то исполнители или установка сцены, дешевле не становятся.

"Каждый год "Усадьба" - сюрприз не только для слушателей, но и для самих организаторов, - говорит Семушкина. – Дело в том, что генерального спонсора у фестиваля нет, а поэтому гарантий и возможностей заранее планировать исполнителей и программу – тоже. Единственное, на что мы можем полагаться – на своих зрителей и билеты, которые они купят".

Об "Усадьбе. Джаз"

Но как бы то ни было, фестиваль существует уже седьмой год, и, вопреки всем трудностям и финансовым кризисам, собирает свою публику. По словам Семушкиной, последнюю "Усадьбу" посетили тридцать тысяч человек. Впечатляет и количество исполнителей: в этом году – более 60-ти коллективов, или 250-ти музыкантов, а площадок, на которых будет звучать музыка, будет пять.

"Второсортных имен на фестивале нет. Примерно за полгода до "Усадьбы" начинаются звонки со всей страны и СНГ: музыкантов, которые хотят попасть к нам, - огромное количество, так что у нас есть возможность выбирать лучших из лучших исходя из концепции мероприятия и площадки. К чисто джазовым исполнителям мы добавляем коллективы, которые играют музыку, из джаза вытекающую – это может быть фанк, r’n’b, шансон в его хорошем смысле, электронная музыка, блюз. Главное – определенный уровень исполнения, планка. Музыкантов действительно много и они очень разные, так что перед тем, как пойти на фестиваль, программу лучше изучить заранее", - говорит Семушкина.

Смотреть программу фестиваля >>

Среди иностранных музыкантов, на которых стоит обратить внимание, - несколько известных имен. Две главные площадки фестиваля – "классическую" "Аристократ", где звучит традиционный джаз, и "демократическую" "Партер", отведенную для музыкантов джазового мэйн-стрима, этно-джаза и популярной музыки, – в этом году поделят между собой такие исполнители как Аарон Паркс и Zap Mama, Трилок Гурту с SymFusion Orchestra и Jazzanova.

"Пианист и композитор Аарон Паркс играет современный, модный джаз, это не классика и не мэйн-стрим, это авторская музыка востребованного сегодня музыканта", - рассказала Семушкина.

Молодой, но достаточно популярный коллектив из Германии Jazzanova, который был в России с ди-джей-сетом и теперь впервые приедет к нам в полном составе, играет nu jazz, а бельгийский Zap Mama, успевший покорить практически все международные фестивали, исполняет смесь африканской музыки с джазом и r’n’b.

"Два специальных события фестиваля посвящены людям, ушедшим из жизни в этом году, – людям из разных эпох и, я бы сказала, с разных планет – Георгию Гараняну и Майклу Джексону. Георгий Гаранян, который ушел в январе этого года, должен был выступить на нынешней "Усадьбе". Мы долго общались, поддерживали отношения, поэтому решили сделать концерт-посвящение его памяти. В трибьюте примет участие огромное количество российских музыкантов, придут артисты, которые будут читать стихи", - рассказала продюсер.

А трибьют Майкла Джексона – большое шоу, для участия в котором соберется множество молодых талантливых исполнителей – станет завершением фестиваля.

О "неизвестных именах"

Одно из отличий "Усадьбы. Джаз" от крупных западных фестивалей, таких как фестиваль в Монтрё или Норд Си, - соотношений "приглашенных звезд" и российских участников: "Если брать десятку самых заметных европейских фестивалей, то у них 80% выступлений – это звезды, у нас же громких западных имен – пять-шесть, остальные – российские участники. Но мы пока не можем позволить себе звезд в таком количестве, да и не видим в этом особого смысла, ведь наши исполнители тоже должны иметь возможность себя раскручивать", - говорит Семушкина.

Но, в общем-то, вопрос о неизвестных и известных именах, тем более в нашей стране, - вещь относительная, ведь даже небольшие коллективы, выступающие по клубам и никогда не появляющиеся ни на радио, ни на ТВ, способны собирать залы по пятьсот зрителей, раскручиваясь через группы вконтакте или другие социальные сети.

Тем не менее, одна из задач фестиваля – дать молодым исполнителям реализовать себя: "К сожалению, у нас нет такой системы как на Западе, которая помогала бы исполнителю продвигать себя и свою музыку, когда, например, получая образование, музыкант может попасть в коллектив, поехать на фестиваль или получить грант или премию. В России на подобное могут рассчитывать единицы". Получается так, что, с одной стороны, у наших исполнителей есть возможность зарабатывать деньги, выступая на заказных мероприятиях – и таких возможностей, напротив, даже больше, чем у тех же европейских музыкантов, - а с другой - лишь немногие могут заниматься собственной музыкой и развиваться творчески.

Для таких малоизвестных, молодых и талантливых в рамках "Усадьбы. Джаз" существует конкурс, победитель которого получает возможность выступить на фестивале. В 2009 году его победителями стали молодые музыканты из Гнесинки SymFusion Orchestra, которые теперь выступят в тандеме со знаменитым перкуссионистом Трилоком Гурту. Два специальных гостя проекта - Аркадий Шилклопер, который играет на валторне и алпийском роге, и Лев Слепнер – один из редких исполнителей на африканском инструменте маримба.

"Усадьба", безусловно – событие очень масштабное, несмотря на то, что, в сравнении с европейскими фестивалями, идет совсем недолго – два дня. "У нас несколько другая история, нежели в Европе, где фестивали идут десять - четырнадцать дней и где ты можешь ездить от фестиваля к фестивалю, передвигаясь на автомобиле и ночуя в кемпингах. Наша аудитория в основном – москвичи и гости Москвы, хотя с каждым годом народ из Питера, Твери и других городов подтягивается тоже, - и поэтому мы не можем позволить себе проводить фестиваль в будни".

Но, в конце концов, у российского джаза есть все шансы на выживание, уверена Семушкина. В то время как фестиваль в Монтре идет сорок лет, в Антибе – все пятьдесят, "Усадьбе" - всего семь. "Я думаю, что рано или поздно все будет: и господдержка, и спонсоры, и имена мирового уровня".

Оригинальная статья

Ранее в новостях культуры и искусства:

OneRepublic прохлопали Москву
В Москве выступили американские поп-рокеры OneRepublic — любимцы Тимбаленда вскружили голову своим поклонницам и показали, как работает живьем их машина по зарабатыванию «Грэмми». Лишние билеты начинали спрашивать метров за 20 от входа — там, где обычно заканчивается очередь на аншлаговые концерты. На сей раз очереди не было, но, видимо, просто место уже намоленное. Ажиотажа концерт американцев ...
Анатолий Васильевич Эфрос. Биографическая справка
3 июня исполняется 85 лет со дня рождения режиссера театра и кино, педагога Анатолия Эфроса. Режиссер театра и кино, педагог, Заслуженный деятель искусство РСФСР Анатолий Васильевич (Натан Исаевич) Эфрос родился 3 июня 1925 г. в Харькове. Родители работали на авиационном заводе, отец – конструктором, мать – техническим переводчиком. Несмотря на то, что его семья была далека от театра, он с д ...
"Георгием" по воробьям // Московский кинофестиваль расстается с прошлым
В Москве вчера состоялась пресс-конференция 32-го Московского международного кинофестиваля, который пройдет с 17 по 26 июня. Об особенностях конкурсной программы и составе жюри узнала ЛИДИЯ МАСЛОВА. Как уже было объявлено ранее, председателем жюри нынешнего ММКФ станет французский режиссер Люк Бессон, а кроме него судьбу семи "Святых Георгиев" будут решать австрийский продюсер Файт Хайдушка, л ...
Внедрение во храм // "Двоесловие/Диалог" в церкви Св. Татьяны
Выставка, строго говоря, проходит не в самом храме, а в обширном притворе, похожем на актовый зал, где обычно проходят детские праздники, концерты и занятия. О том, что выставка состоится, стало известно еще в начале весны. Художник Гор Чахал, главный организатор, сообщал о процессе подготовки в своем блоге. Кроме него самого, в выставке приняли участие художники Никита Алексеев, Кирилл Асс, Татья ...
Музейный звук // Гидон Кремер и Kremerata Baltica в ГМИИ
На фестивале "Черешневый лес" выступили знаменитый скрипач Гидон Кремер и его камерный оркестр Kremerata Baltica. Их небольшой концерт с исполнением музыки Александра Раскатова, Гии Канчели и творчески переосмысленного Антонио Вивальди, проходивший в Белом зале ГМИИ имени Пушкина, послушал СЕРГЕЙ ХОДНЕВ. Концерт должен был быть не из разряда совсем серьезных — по сути, прелюдия к вручению прем ...
Искусство в трехстах соснах // 5000 лет корейского искусства в Эрмитаже
В Николаевском зале Зимнего дворца открылась выставка высшего представительского уровня: Национальный музей Кореи привез в главный российский музей свои главные национальные художественные сокровища. 354 тщательно отобранных предмета готовы рассказать историю 5000 лет искусства большой и древней страны. Рассказывает КИРА ДОЛИНИНА. Выставка занимает самое большое и самое важное в местной иерарх ...
Четверка по выведению // Дети разных народов в фильме "Малыши"
Сегодня на московских экранах появился французский документальный фильм "Малыши" (Bebe(s)), пользующийся большим кассовым успехом в Европе и Америке — особенно благодаря тому, что тамошняя премьера была приурочена к Дню матери. У нас "Малыши" приближены к Дню защиты детей, хотя никаких опасностей, от которых можно было бы их защитить, в фильме ЛИДИЯ МАСЛОВА не обнаружила. В "Малышах" показан п ...
Реставрация всемирно известной статуи Христа в Рио завершена
Реставрация 38-метровой статуи Христа-Искупителя в Рио завершена, сообщила во вторник администрация национального парка Тижука, на территории которого расположен монумент. По данным ведомства, рабочие уже начали демонтаж строительных лесов, который может занять до десяти дней в зависимости от погоды. После этого один из главных символов Рио и всей Бразилии предстанет перед посетителями в обнов ...
Армянский документальный фильм стал призером международного фестиваля
Армянский документальный фильм "От Арарата к Сиону" завоевал приз в номинации "Лучший европейский документальный фильм" на международном кинофестивале Swansea Bay Film Festival, который прошел в Великобритании в мае, сообщает агентство "Новости-Армения" в среду. "Участие в первом же международном фестивале принесло важный результат - фильм победил в номинации "Лучший европейский документальный ...
Сильвиан: фестиваль оркестров выполнил задачу продвижения Дня России
Фестиваль симфонических оркестров мира, который в этом году в пятый раз проходит в Колонном зале Дома союзов со 2 по 11 июня, выполнил поставленную перед ним задачу акцентировать внимание на новом празднике - Дне России, сказала в интервью РИА Новости директор Ассоциации руководителей симфонических и камерных оркестров России (АСКОР) Лолита Сильвиан. "Пять лет - это колоссальная для нас дата. ...
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)