четверг, 3 июня 2010 г.

Анатолий Васильевич Эфрос. Биографическая справка

Анатолий Васильевич Эфрос. Биографическая справка3 июня исполняется 85 лет со дня рождения режиссера театра и кино, педагога Анатолия Эфроса.

Режиссер театра и кино, педагог, Заслуженный деятель искусство РСФСР Анатолий Васильевич (Натан Исаевич) Эфрос родился 3 июня 1925 г. в Харькове. Родители работали на авиационном заводе, отец – конструктором, мать – техническим переводчиком.

Несмотря на то, что его семья была далека от театра, он с детства интересовался искусством, много читал о Станиславском и о его спектаклях. После окончания школы Анатолий Эфрос учился в актёрской студии при театре Моссовета.

Во время войны он был в эвакуации в Перми, где работал слесарем на авиационном заводе.
В 1944 г. Эфрос поступил на режиссерский факультет Государственного института театрального искусства (ГИТИС) имени А.В. Луначарского, который окончил в 1950 году (курс Николая Петрова и Марии Кнебель).

После окончания института, в 1951-1953 гг., Анатолий Эфрос работал режиссером Рязанского драматического театра.

В 1954 г. он по приглашению директора театра перешел в Центральный детский театр (ЦДТ), где до 1963 г. был главным режиссером. При Эфросе ЦДТ (ныне – Молодежный театр) перестал быть исключительно детским. Анатолий Эфрос поставил в театре пьесы Виктора Розова "В добрый час!", "В поисках радости", "Неравный бой", "Перед ужином" с молодыми актерами, чьи имена позже составили славу российского театра: Олегом Ефремовым, Олегом Табаковым, Львом Дуровым.

В 1963 г. Анатолию Эфросу ему предложили возглавить театр Ленинского комсомола (ныне Ленком). Вокруг режиссера сконцентрировалась целая плеяда актеров, чьи имена сразу стали известными всей театральной Москве: Валентин Гафт, Анна Дмитриева, Александр Збруев, Михаил Державин, Александр Ширвиндт, Лев Дуров, Ольга Яковлева и др.

В этом театре Эфрос поставил "В день свадьбы" (1964), "104 страницы про любовь" (1964), "Мой бедный Марат" (1965), "Снимается кино…" (1965). Впервые Эфрос взялся за классику – "Чайку" (1966), "Три сестры"» Чехова, "Мольера" Булгакова (1966).

Спектакль "Три сестры" был запрещен; в 1967 г. Эфрос отстранен от руководства театром и переведен в Драматический театр на Малой Бронной в качестве "очередного режиссера". Вместе с ним ушли 10 актеров-единомышленников.

Период работы Анатолия Эфроса в театре на Малой Бронной (1967-1984) стал очередной вехой в его творческой биографии. Первый же спектакль Эфроса в новом театре – "Три сестры" по Чехову – был запрещен, а режиссер попал в большую немилость, позже был запрещен его другой спектакль – "Обольститель Колобашкин" по пьесе Радзинского. Тогда Эфрос, стараясь в своих постановках не затрагивать актуальных современных проблем, обратился к театральной классике. Он ставит свои знаменитые спектакли: "Ромео и Джульетта", "Отелло", "Буря" Шекспира, "Дон Жуан", "Тартюф" Мольера, "Месяц в деревне" Тургенева, "Женитьба" Гоголя. Изредка он ставил и современные пьесы: "Счастливые дни несчастливого человека" Арбузова, "Человек со стороны" Дворецкого, "Эшелон" Рощина и др.

Каждая постановка Эфроса становилась для театральной публики сенсацией, Эфрос был признан классиком режиссуры.

В этот период он поставил Чехова и Булгакова в Японии и в США. Два спектакля режиссер поставил на сцене Художественного театра – мольеровского "Тартюфа" и "Живой труп" Толстого. Много работал на телевидении.

К середине 1970-х гг. Анатолий Эфрос приобретает репутацию опального режиссера: в его спектаклях на современную тему изыскивают социально-политические аллюзии, также предъявляют обвинения в "искажении классики", некоторые спектакли запрещают к показу.

Последней работой Эфроса в театре на Малой Бронной был спектакль "Директор театра". В разгар сезона в 1984 г. Эфрос ушел из театра. В соответствии с приказом Управления культуры, он был уволен из театра по собственному желанию в порядке перевода на должность главного режиссера Московского театра драмы и комедии на Таганке.

Анатолий Эфрос принял руководство Театром на Таганке после того, как Юрий Любимов был лишен гражданства и вынужден был покинуть страну. Этот период его жизни стал особенно драматичным. Юрий Любимов обвинил Эфроса в забвении корпоративной солидарности, Анатолий Васильевич оказался втянутым в политические игры, которых всегда сторонился.

Коллектив театра на Таганке не принял своего нового художественного руководителя, несколько известных актеров демонстративно покинули труппу театра, когда он туда пришел. Остальная труппа объявила ему жестокий бойкот.

Последние спектакли Эфроса – "На дне", "Мизантроп", "У войны не женское лицо", "Полтора квадратных метра", "Прекрасное воскресенье для пикника", "Вишневый сад", были осуществлены через огромное сопротивление труппы. Многие из участников этого конфликта позже с горечью говорили о своей неправоте.

Время все расставило на свои места: имя Анатолия Эфроса стало неотъемлемой частью истории российского театрального искусства, наряду со Станиславским, Вахтанговым, Мейерхольдом, Таировым.

Помимо театральной режиссуры, Анатолий Эфрос известен как кинорежиссёр. Он снял фильмы "Шумный день"; "Високосный год"; "Двое в степи"; "Борис Годунов. Сцены из трагедии"; "Марат, Лика, Леонидик"; "Милый лжец"; "В четверг, и больше никогда"; "Острова в океане"; "Ромео и Джульетта"; и др. Фильм "В четверг и больше никогда" вошел в число лучших лент советского интеллектуального кино. Был режиссером и автором сценарев фильмов "Герой нашего времени. Страницы журнала Печорина"; "Таня".

У Эфроса были работы и на телевидении: это телепостановки "Борис Годунов", "Всего несколько слов в честь господина де Мольера", "Страницы журнала Печорина", "Вешние воды".

Анатолий Эфрос – автор книг и статей по вопросам театрального искусства – "Репетиция -любовь моя", "Профессия: режиссер", "Продолжение театрального рассказа", "Книга четвертая".

Все актеры Анатолия Эфроса считают себя его учениками – включая и тех, кому не довелось учиться на его курсах в ГИТИСе (он с перерывами преподавал там с 1964 г.). Эфрос воспитал плеяду "своих" актеров: Николая Волкова, Льва Дурова, Ольгу Яковлеву, Леонида Броневого, Анатолия Грачева.

В 1975 г. Анатолию Эфросу был вручен приз Белградского международного театрального фестиваля (БИТЕФ) за постановку на сцене Белградского театра спектакля "Дон Жуан" и Гран-при Международного телевизионного фестиваля "Злата Прага" (за фильм "Фантазия").

В 1976 г. он получил звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР.

В 1985 г. был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В 1993 г. его наградили премией Профессионального Фонда "Русский театр" (за значительный вклад, посмертно).

Последние годы Эфроса были омрачены внутренними конфликтами в театре и вокруг него, что и привело к преждевременной смерти.

13 января 1987 г. Анатолий Васильевич скончался от инфаркта. Он похоронен в Москве на Кунцевском кладбище. Рядом с ним похоронена его жена, известный театральный критик Наталья Крымова. У них остался сын – Дмитрий Крымов, театральный художник и режиссер.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников.

Оригинальная статья

Ранее в новостях культуры и искусства:

"Георгием" по воробьям // Московский кинофестиваль расстается с прошлым
В Москве вчера состоялась пресс-конференция 32-го Московского международного кинофестиваля, который пройдет с 17 по 26 июня. Об особенностях конкурсной программы и составе жюри узнала ЛИДИЯ МАСЛОВА. Как уже было объявлено ранее, председателем жюри нынешнего ММКФ станет французский режиссер Люк Бессон, а кроме него судьбу семи "Святых Георгиев" будут решать австрийский продюсер Файт Хайдушка, л ...
Внедрение во храм // "Двоесловие/Диалог" в церкви Св. Татьяны
Выставка, строго говоря, проходит не в самом храме, а в обширном притворе, похожем на актовый зал, где обычно проходят детские праздники, концерты и занятия. О том, что выставка состоится, стало известно еще в начале весны. Художник Гор Чахал, главный организатор, сообщал о процессе подготовки в своем блоге. Кроме него самого, в выставке приняли участие художники Никита Алексеев, Кирилл Асс, Татья ...
Музейный звук // Гидон Кремер и Kremerata Baltica в ГМИИ
На фестивале "Черешневый лес" выступили знаменитый скрипач Гидон Кремер и его камерный оркестр Kremerata Baltica. Их небольшой концерт с исполнением музыки Александра Раскатова, Гии Канчели и творчески переосмысленного Антонио Вивальди, проходивший в Белом зале ГМИИ имени Пушкина, послушал СЕРГЕЙ ХОДНЕВ. Концерт должен был быть не из разряда совсем серьезных — по сути, прелюдия к вручению прем ...
Искусство в трехстах соснах // 5000 лет корейского искусства в Эрмитаже
В Николаевском зале Зимнего дворца открылась выставка высшего представительского уровня: Национальный музей Кореи привез в главный российский музей свои главные национальные художественные сокровища. 354 тщательно отобранных предмета готовы рассказать историю 5000 лет искусства большой и древней страны. Рассказывает КИРА ДОЛИНИНА. Выставка занимает самое большое и самое важное в местной иерарх ...
Четверка по выведению // Дети разных народов в фильме "Малыши"
Сегодня на московских экранах появился французский документальный фильм "Малыши" (Bebe(s)), пользующийся большим кассовым успехом в Европе и Америке — особенно благодаря тому, что тамошняя премьера была приурочена к Дню матери. У нас "Малыши" приближены к Дню защиты детей, хотя никаких опасностей, от которых можно было бы их защитить, в фильме ЛИДИЯ МАСЛОВА не обнаружила. В "Малышах" показан п ...
Реставрация всемирно известной статуи Христа в Рио завершена
Реставрация 38-метровой статуи Христа-Искупителя в Рио завершена, сообщила во вторник администрация национального парка Тижука, на территории которого расположен монумент. По данным ведомства, рабочие уже начали демонтаж строительных лесов, который может занять до десяти дней в зависимости от погоды. После этого один из главных символов Рио и всей Бразилии предстанет перед посетителями в обнов ...
Армянский документальный фильм стал призером международного фестиваля
Армянский документальный фильм "От Арарата к Сиону" завоевал приз в номинации "Лучший европейский документальный фильм" на международном кинофестивале Swansea Bay Film Festival, который прошел в Великобритании в мае, сообщает агентство "Новости-Армения" в среду. "Участие в первом же международном фестивале принесло важный результат - фильм победил в номинации "Лучший европейский документальный ...
Сильвиан: фестиваль оркестров выполнил задачу продвижения Дня России
Фестиваль симфонических оркестров мира, который в этом году в пятый раз проходит в Колонном зале Дома союзов со 2 по 11 июня, выполнил поставленную перед ним задачу акцентировать внимание на новом празднике - Дне России, сказала в интервью РИА Новости директор Ассоциации руководителей симфонических и камерных оркестров России (АСКОР) Лолита Сильвиан. "Пять лет - это колоссальная для нас дата. ...
Названы лауреаты ХIХ Международного кинофорума "Золотой витязь"
Жюри ХIХ Международного кинофорума "Золотой витязь", торжественная церемония закрытия которого состоялась в Центральном Доме кино, назвало лауреатов, передает в среду корреспондент РИА Новости. Гран-при получила российская картина известного режиссера Владимира Хотиненко "Поп". "Золотыми Витязями" награждены два фильма: "Святой Георгий убивает змия" из Сербии - режиссер Срджан Драгоевич и росс ...
Пьер Паоло Пазолини. Биографическая справка
Итальянский еженедельный журнал "Оджи" (Oggi) опубликовал 2 июня некоторые документы полиции, которые проливают свет на загадочные обстоятельства убийства выдающегося итальянского кинорежиссера, писателя и поэта Пьера Паоло Пазолини. Итальянский кинорежиссер, поэт, писатель Пьер Паоло Пазолини родился 5 мая 1922 г. в Болонье, Италия. Его отец был унтер-офицером, мать – простой крестьянкой. С ...
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)