четверг, 4 марта 2010 г.

Снова на балконе // "Ромео и Джульетта" в большом театре...

Снова на балконе // Ромео и Джульетта в большом театре......приглашает Эдуард Дорожкин
Большой театр вновь выводит на сцену балет "Ромео и Джульетта": совсем скоро нам предстоит увидеть капитальное возобновление так называемой "версии Григоровича". Новый-старый балет пополнит когорту "валютных" спектаклей-тяжеловесов — "Лебединое озеро", "Спартак", "Дон Кихот", билет на которые всегда считался лучшим подарком к серьезной дате. Самая главная история любви и впрямь настолько печальна, что по сравнению с ней все наши беды — сахарная вата.
Свое сценическое существование предыдущая реинкарнация "Ромео и Джульетты" Юрия Григоровича в Большом закончила не вполне романтически — с сильным привкусом Трудового кодекса. Зрители, пришедшие 10 марта 1995 года смотреть кто на люстру, а кто и на балет, люстру увидели, а вот балета — нет. В знак протеста против смены руководства театра (тогда гендиректором назначили Владимира Коконина, а артистическим директором — Владимира Васильева) ведущие солисты театра отказались танцевать спектакль. На сцену артисты все же вышли, но только для того, чтобы объяснить зрителям причину срыва. Среди 14 "забастовщиков" были прима-балерина театра, жена Юрия Григоровича Наталья Бессмертнова, а также Мария Былова, Римма Карельская и Юрий Ветров. Суд поддержал решение администрации театра, уволившей хулиганов, однако многих с течением времени театр простил: блистательная Бессмертнова до конца своих дней работала педагогом-репетитором, а Римма Карельская трудится в театре сегодня и, вероятно, примет деятельное участие в нынешнем возобновлении.
Словом, для Юрия Григоровича возвращение его "Ромео и Джульетты" в афишу главного театра страны — это не просто очередное перекраивание собственной работы 30-летней давности. Это еще шаг символический, окончательное и бесповоротное вхождение в одну и ту же реку второй раз, опровергающее все возможные пословицы и поговорки на сей счет.
Для московских любителей балета, в последние годы избалованных прекрасными старинными балетами, "Ромео и Джульетта" — это тоже не просто очередная премьера. Прощайте, дневные поезда в Санкт-Петербург! Гуд-бай, ночной "Николаевский экспресс" из Санкт-Петербурга! Великая постановка Леонида Лавровского (1940), в неприкосновенности сохранившаяся в репертуаре Мариинского театра, была одним из немногих поводов тратить деньги на услуги РЖД. Осталось должным образом "прописать" в репертуаре Большого "Легенду о любви" — и, тихие и счастливые, мы будем сидеть на месте, заглядывая на сайт лучшей питерской Джульетты — Дианы Вишневой — лишь из праздного интереса.
На самом деле "Ромео и Джульетта" никогда не исчезал из репертуара Большого надолго. Уже в 1946 году Большой театр, десятью годами раньше отказавшийся принимать им же заказанную музыку Прокофьева (государственная комиссия указала на ее "несценичность"), представил публике спектакль Лавровского со знаменитым "танцем с подушками" и сценой смерти Тибальда, ставшей одной из самых расхожих цитат в истории балета. Скажем, мы с огромным удивлением увидели "носилки отчаяния" в версии итальянцев, показанной несколько лет назад в Большом, с крайне неубедительными юным Роберто Болле и пожилой Алессандрой Ферри в главных партиях. А в 1979-м в ГАБТе уже вышел спектакль Григоровича.
В новые времена на Новой сцене Большого, ставшей единственной, шла двухактная версия трехактного шедевра в совместной постановке режиссера Деклана Доннелана и Раду Поклитару. Спектакль, больше похожий на ремейк "Вестсайдской истории", однако содержавший значительное число выдающихся танцевальных номеров, имел полное право оставаться в афише театра — в том числе и потому, что ему симпатизировал (и однажды проговорился об этой своей симпатии) гендиректор Большого Анатолий Иксанов. Но потомков Сергея Прокофьева не устроило "укорачивание" истории, и, чтобы театр оставался в цивилизованном правовом поле, двухактный спектакль закрыли.
За право участвовать в новой постановке старого шедевра сейчас идет настоящая борьба. Для молодых и даже для относительно молодых солистов Большого нынешняя версия "Ромео и Джульетты" — это единственный в ближайшей перспективе шанс столкнуться с великим хореографом в режиме реальной работы. Среди возможных участников постановки называют Екатерину Крысанову, Нину Капцову, Андрея Меркурьева: сам Юрий Григорович всегда говорил, что идеальные Ромео, Джульетта, Меркуцио, Бенволио должны быть молоды и хороши собой.
Почувствовав пьянящий аромат аншлага, билетные агентства подняли цены на искусство до немыслимых высот. При государственной цене в пять тысяч рублей так называемые "белые" билеты (то есть партер) на премьерные показы "Ромео и Джульетты" они предлагают по десять тысяч. Впрочем, за три тысячи можно купить балкон: как раз в этой истории он вполне уместен.
Подари
Оригинальная статья

Последние новости по теме "Санкт-Петербург":

Хоккей: Фильм о Валерии Гергиеве и Мариинке представлен в Вашингтоне
В США показали фильм о Валерии Гергиеве
Первый фестиваль "Неделя Ростроповича" откроется в Москве
Футбол: "Купить чемпионат мира невозможно"
Славский: с приходом Мутко многое изменилось
Футбол: Армянский ляп Палыча
Памяти отцов-разрушителей // За неоценимый вклад
Депутаты Петербурга будут решать судьбу референдума по "Охта центру"
Костина: финские соцработники дошли до абсурда, защищая сына Ранталы
Номера в московских гостиницах за 2009 год подешевели на 44 процента
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)