четверг, 17 декабря 2009 г.

Дети в подвале играли в 3D

Дети в подвале играли в 3DКультура по четвергам: выход в прокат «Аватара» оказался хорошим поводом поговорить о старом и новом, будущем и прошедшем.
Я очень редко раскрываю душу. Я расскажу тебе про Аватар. Слушай. Как я видел пандорскую бухту да тракты, улетел я туда не с бухты-барахты.
К кэмероновской нью-эйдж сказке «Аватар» можно придираться. И с биологической точки зрения – вряд ли на планете, где все живые существа, даже последний лемур, разгуливают с шестью конечностями, могли возникнуть обычные синие гуманоиды с привычным нам набором рук и ног. И с точки зрения сюжета - ну да, это стандартная американская байка о том, как плохие белые люди прибыли к индейцам, чтобы их всех убить. Покахонтасы и танцы с волками. И призывы спасти планету от экологической катастрофы у Кэмерона очень уж наивные. И вообще все очень, очень по-детски.

Понятно, что чужую планету сразу хочется назвать Пандорой.

Пандора была уже и у Фрэнка Херберта, и у Стругацких – эта родина тахоргов упоминается братьями почти во всех книгах. Вон, в «Беспокойстве» планета, на которой развилась цивилизация деревень - именно так и называлась. «Лес не только не подчинялся Базе, он противостоял ей со всеми ее миллионами лошадиных сил, с ее вездеходами, дирижаблями и вертолетами, с ее вирусофобами и дезинтеграторами». Ничего нового.

Понятно, что на чужой планете немедленно хочется разыграть знакомый сюжет.

Покахонтас, «Девушка из джунглей» Эдгара Райса Берроуза, Маугли и его сводный брат Тарзан. На этом сюжете основано несчетное количество рассказов о покорении космоса. Ничего нового.
Понятно, что надо предупредить человечество об опасности, которая грозит Земле. Спасти мир, если хотите. Понятно, что это надо сделать как-нибудь так, чтобы все услышали. А то говоришь-говоришь – а леса редеют, озоновая дыра увеличивается, летающие драконы вымирают. Ничего нового.

Все это настолько очевидно, что даже глупо предъявлять фильму претензии во вторичности.

Тем более, что Кэмерон не впервые берет очевидный сюжет (кто из зрителей «Титаника» надеялся, что корабль не утонет?) и делает с ним что-то неочевидное. Чудо.
Чудо всегда - не рассказ о чем-то новом, а неожиданный ракурс чего-то привычного. Здесь Кэмерон возвращает зрителя в прошлое. Но не в прошлое кинематографа, а в прошлое каждого человека, примерно в девятилетний возраст, когда в любую историю уходишь с головой, слово «наивность» еще не входит в твой словарь, а в любом противостоянии немедленно находишь «наших» и «врагов», причем «наши» - это чаще всего те, кто слабее, те, на кого зловредно напали. Индейцы, жители Пандоры, Мальчиш-Кибальчиш, Тимур и его команда. А «не наши» - это космические пираты и Мишка Квакин.

Возможно, это погружение происходит из-за шоковой 3D-терапии: то, что творится на экране (или теперь уже надо говорить «вокруг экрана»?), настолько непривычно, что зритель смотрит кино, как впервые в жизни.

Он действительно попадает на другую, трехмерную планету из своего двухмерного мира. 3D здесь оказывается не просто занятным спецэффектом, а чем-то вроде длинного синего хвоста у гуманоидов. Необязательная штука. Но, во-первых, это красиво. Во-вторых, удобнее передвигаться. В-третьих, неужели вам никогда не хотелось иметь длинный синий хвост?
Кэмерон – пионер, первопроходец, не только потому, что он исследует возможности 3D и играет с новейшими компьютерными технологиями. Он сам – мальчишка, играющий то в роботов (в «Терминаторе»), то в завоевание чужих планет (в «Аватаре») с наивностью и честностью пионера в дальнем походе.
Простые, чтобы не сказать – допотопные эмоции в этом новом детском мире ощущаются острее, а выбор между правдой и повиновением не кажется таким уж сложным.

Дети всегда должны повиноваться старшим, но приходит момент, когда правда оказывается важнее.

И зрители «Аватара» очень похожи на тех взрослых, которых угораздило оказаться посреди детской игры «в войнушку». Кто-то увидит знакомые сюжеты и орущих детей, которые направляют друг на друга прутики и кричат: «тыдыдыдыщ!» Кто-то увидит противостояние Добра и Зла. Кто-то подберет прутик и сам полезет тыдыдыщ.
Кэмерон играет в войнушку самозабвенно, потому что ему это нравится - и в этом главное волшебство «Аватара». Все остальное – чудо-технология, из-за которой синие люди кажутся живее кургузых человечков (настоящих, между прочим, актеров), 3D-аттракцион, который никогда еще не был настолько захватывающим, - это все меркнет на фоне детского драйва.

«Аватар» не вписывается в кинематографическую традицию.

Точнее, вписывается слишком легко, и она не объясняет, чем это он так прекрасен. Он больше похож на главу в истории дизайна – берется какая-то известная вещь (например, стул), и в зависимости от возможностей и таланта дизайнера производится новый стул – вопреки всем предыдущим или, наоборот, на их основе, только удобнее. Назначение предмета (сюжет «Аватара», его идея, его наивный призыв к человечеству) осталось привычным, но при взгляде на него ахаешь от восхищения. Ахнув на «Аватаре», ловишь себя на мысли: надо же, экология, спасение планеты, какая свежая идея. Надо бы подумать об этом.
Оригинальная статья

Последние новости по теме "Компьютеры":

Невероятная йо-йо, или Игрушка, которой Наполеон успокаивал нервы
Федор Чистяков исполнит главные хиты группы "Ноль" в четверг в Москве
Князь Лихтенштейна отменил выставку в Лондоне из-за статуса картин
Владимир Турчинский - биография
Партнеры "Сочи 2014" провели мероприятия по случаю запуска эмблемы Игр
Самедов и Чеснаускис уже в "Динамо", на очереди Погребняк - "СЭ"
Олимпийская атрибутика: символ, флаг, девиз, эмблема, талисман
"Нью-Джерси" и Илгаускас попали в иторию
Заработал Google-сервис сокращения веб-адресов
Африку и Великобританию поразила эпидемия ожирения

Последние новости по теме "Кино":

Открытие памятника поэту Борису Пастернаку переносится
Московские власти отложили установку памятника поэту Борису Пастернаку
Петербургские музыканты озвучат первый в истории цветной фильм
Африку и Великобританию поразила эпидемия ожирения
Проведено моделирование перемещения черных дыр в звездных скоплениях
"Риск есть всегда"
YouTube предложит пользователям видео по подписке
Samsung ST5500: 14,2-мегапиксельная фотокамера с модулем Wi-Fi
Алексей Мишин: "брать" судей в Ванкувере мы будем прыжками и харизмой
Франческо Тотти продлил контракт с "Ромой" на пять лет
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)