вторник, 17 ноября 2009 г.

Тиран с человеческим лицом // "Калигула" в постановке Явора Гырдева

Тиран с человеческим лицом // Калигула в постановке Явора ГырдеваВ рамках фестиваля NET, проходящего при поддержке Фонда Михаила Прохорова и Райффайзенбанка, варненский Драматический театр имени Стояна Бочварова показал на сцене Центра имени Мейерхольда спектакль Явора Гырдева по пьесе Альбера Камю "Калигула". Об одном из последних событий Года Болгарии в России рассказывает РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ.
Спектакль Явора Гырдева (синефилам этот молодой болгарский режиссер известен лучше, чем театралам, хотя спектаклей он поставил несколько десятков, а полнометражный фильм всего один, "Дзифт", но зато картина получила приз за режиссуру прошлогоднего ММКФ и вышла в российский прокат) напорист, ярок, стремителен и наполнен витальной физической энергией. Зрители сидят двумя рядами, вокруг восьмиугольной арены с наполненным водой колодцем-ванной посредине, в пространстве, ограниченном уходящими вверх ярко-красными полотнищами. Красно-черно-белая символика в виде мишеней, напоминающая нацистскую (художник Никола Тороманов), украшает эти "стены", спинки зрительских кресел и нарукавные повязки. Деревянные ступени трибун напоминают о плахе, помост перед дверью — о тяге тирании к театральности. Публика оказывается на праздничном шоу тоталитарной власти.
Пьеса классика французского экзистенциализма Альбера Камю в рекламе и похвалах не нуждается, но, поскольку вряд ли ее кто-то регулярно перечитывает, от банальных восхищений не сдержаться: какие точные формулы, какие афористичные откровения о природе абсолютной власти и тирании, о психологии страха и подчинения. Явору Гырдеву удалось то, что не так часто получается у режиссеров: с одной стороны, сохранить абсолютную преданность драматургу, с другой стороны, навязать пьесе очень рациональное и самостоятельное решение.
Режиссер буквально показывает всю эволюцию императора: впервые появляясь на сцене, Калигула первым долгом по-животному встает на четыре конечности и потягивается. Его свежая жертва, женщина, которую он несет вниз головой, похожа на добычу хищника. Калигула молча засовывает покойницу в деревянный ящик, откуда ее потом достает толстуха служанка в военной форме, чтобы раздеть, обмыть и завернуть в подобие савана перед погребением. Эти две немые сцены чрезвычайно важны для спектакля. Явор Гырдев не стесняется актерской наготы — вскоре после своего выхода Калигула обнажается, демонстрируя свои совершенные атлетические формы. Нагота жертвы и нагота убийцы рифмуются: все ужасы и красоты тоталитаризма неотделимы от телесности.
Варненский "Калигула" — жесткий психологический триллер. Камерное пространство позволяет актерам не форсировать эмоции, а зрителям наблюдать подробности человеческих перерождений. Спектакль Гырдева о том, что власть непременно превращается в насилие, быстро и даже как-то буднично порабощает мысли и действия людей. Мы успеваем рассмотреть каждого человека в окружении императора, а в этой компании есть, кажется, весь набор типовых соратников властителя — и крикливый женственный извращенец, и откровенный карьерист, и проницательный друг, и старый служака, и подавившая свое чувство женщина. Их всех Калигула весело испытывает, придумывая все новые тесты на преданность и не успевая удивляться, что они "достойно" их проходят.
Впрочем, Явор Гырдев — режиссер слишком сложный и умный, чтобы ограничиться неким плакатным обличением безграничной тирании. В отношении к Калигуле, по его мнению, должна присутствовать некая двойственность: отталкивающее в нем сложно перемешано с привлекательным. Актер Димо Алексиев очень точно почувствовал эту задачу — его Калигула не просто победоносно красив. Его стихийная порочность сродни занятному капризу, его спокойная и демагогическая рассудительность похожа на настойчивость логичного ребенка-почемучки. Со спектакля уходишь не только с чувством брезгливости и гражданского ужаса от калигуловщины, но и с чувством смущения за то, что очень не хочется, чтобы герой погиб от наставленных на него в финале пистолетов заговорщиков. Чувство благодарности за режиссерский талант прилагается.
Оригинальная статья

Последние новости по теме "Рынок рекламы":

Их едят, а они глядят
"Неужели НМГ настолько смела, чтобы иметь руководителя, которого отвергли в Кремле?" // Экс-глава "СТС Медиа" Александр Роднянский о претензиях холдинга
От компании "Комкон" уводят потребителей // Лицензию на исследование TGI получит TNS Russia
"Я использую тело как стул и стол"
На пиратской волне
Мать Лиза Голикова
Павел, патриарх Сербский. Биографическая справка
Вино с Антоном Обрезчиковым
Роял в кустах // Компания McDonald`s получила премию за гамбургеры и чизбургеры
Супермодель Синди Кроуфорд стала объектом шантажа

Последние новости по теме "Михаил Прохоров":

Смертельный люкс // Убийство Маурицио Гуччи воспроизведут в кино
Объявлен шорт-лист литературной премии "Новая словесность-2009"
Леброн тянется к Прохорову
Президенты станут наблюдать
"Полюс Золото" отсудил 4.8 млрд руб у "РБизнес Управления активами"
3G дали развернуться в Москве // "Большая тройка" запустит сети к Новому году
Президент РФ проведет совещание по развитию промышленности
«Объединенная компания будет одной из крупнейших в мире с доминированием российского капитала» // Главный управляющий директор Altimo Алексей Резникович об итогах пятилетнего конфликта с Telenor
Автовазу не угнаться за дилером // "Лада-Сервис" может достаться стороннему инвестору
Банки убедились в силе принуждения // ЦБ снижает им ставки по вкладам
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)