понедельник, 16 ноября 2009 г.

Их едят, а они глядят

Их едят, а они глядятВ прокат выходит «Короткое замыкание», сборник новелл пяти отечественных режиссеров, вдохновивших депутата Госдумы на «вон из профессии!».
Для фильма «Короткое замыкание», альманаха о любви, идеальной рекламой стало гневное выступление Станислава Говорухина в Госдуме. Режиссер обвинил молодых коллег Хлебникова, Вырыпаева, Буслова, Германа-младшего и Серебренникова в профнепригодности и стремлении снимать «абсолютную ложь, по которой Запад будет составлять представление о России». Крестовый поход классика представляется изначально бесперспективным.
Отрицательный пиар, как известно, работает куда эффективнее, чем беззубо-позитивный. Наверняка нашлись люди, которые о «Коротком замыкании» и не узнали бы никогда, однако благодаря гневной отповеди уважаемого человека решили-таки глянуть, что там у нас в кино с ложью, ориентированной на экспорт. Пусть даже и глянуть лишь затем, чтобы немедленно плюнуть. Между тем сколько-нибудь внятного антипатриотического пафоса в картине не наблюдается. Почвенническим манифестом ее, конечно, тоже трудно назвать –

ну так и патриотизм пока никто как будто не рекомендовал в качестве обязательного компонента всякой русской мелодрамы.

Если позволить себе смелость взглянуть на «Короткое замыкание» как бы глазами Станислава Сергеевича, то намек на целенаправленное ознакомление западного зрителя с образом современной России опознается в новелле Ивана Вырыпаева «Ощущать». Навстречу хаотично гуляющей по Москве с видеокамерой прекрасной полячке из подворотни выкатывается бритый наголо юноша. Угловатая пластика, бледность лица и кургузый костюмчик с цветком в петлице позволяют предположить в молодом человеке недавно откинувшегося уголовника. Что немедленно и подтверждается его программным монологом – не столько, впрочем, про нары за колючкой, сколько про то, что понять мир умом нет никакой возможности, а потому надо его просто ощущать.

Нахрап и специфическое обаяние, с которым герой талдычит про «ощущать», заставит мужа полячки, в финале просматривающего видео, ревниво выяснять, что это еще за русский с горы.

Подобный тип нашего человека выглядит, в общем, немного опасно, но скорее привлекательно и свежо – русская душа, вся такая из себя загадочная. Особенно если до этого вы не видели фильм «Кислород», настойчиво-истерическую интонацию которого Вырыпаев в «Коротком замыкании» попросту дублирует. И если кому-то ее в «Кислороде» было мало, то вот, пожалуйста, как бы бонус.
Портрет России, вглядевшись с изрядным пристрастием, можно заподозрить и в новелле Алексея Германа-младшего «Ким» на примере отдельно взятой психиатрической клиники. Туда упекают циркового артиста-корейца, кажется, только за то, что он умеет зажигать лампочки и настраивать телевизоры прикосновением руки.

Благодаря интенсивному курсу лечения единственный талант, который остается за ним в финале, – это подметание больничной дорожки.

Нравы в больнице изображены вполне себе зверскими, однако наша психушка выглядит все погуманнее, чем, скажем, американская в «Пролетая над гнездом кукушки» Милоша Формана, которой Герман определенно вдохновлялся. Совершенство, если не сказать вылизанность, каждого кадра «Кима», как минимум, не позволяет упрекнуть постановщика в отсутствии профессиональных навыков.
Тема лампочки в полной мере раскрыта в «Срочном ремонте» Петра Буслова, размещенном посередке альманаха. История влюбленного глухонемого сапожника, в жизни которого загорающаяся и гаснущая лампочка играет ту же примерно роль, что и в подвижнической карме собаки Павлова, выглядит на общем фоне наиболее консервативным высказыванием. Буслов с почти ученической аккуратностью соблюдает хрестоматийные стандарты драматургии, согласно которым неплохо бы, чтобы в кинофильме имелись и завязка с развязкой, и экспозиция с кульминацией. Творчески обыгранная цитата из «Золотой лихорадки» также не позволяет предположить в режиссере охальника, спешащего спихнуть классику с корабля современности.

Заданная тема любви в «Коротком замыкании», надо сказать, развивается в сугубо платоническом ключе.

Свежая «Пассажирка» того же Говорухина номинально рискует показаться произведением вполне куртуазным, а то и фривольным, рядом с «Позором» Бориса Хлебникова. В персонаже Александра Яценко без труда опознается сыгранный этим же артистом в «Свободном плавании» юноша, мыкающийся в поисках жизненного призвания. В новелле эксперименты довели героя до журналистики, и метафизического подхода к служебным обязанностям он не растерял. Прибыв по заданию редакции порасспросить жильцов дома о бесчинствах ЖЭКа, молодой человек вперяется взглядом в надпись на гараже «Оля – сиська» и проводит лирическое расследование, не имеющее никакого отношения к теплосетям.

Открывающий альманах «Позор» – наиболее удачная зарисовка в «Коротком замыкании», однако это вовсе не повод малодушно покинуть зал сразу по окончании фильма Хлебникова.

Во-первых, все представленные новеллы так или иначе заслуживают внимания, во-вторых, апофеоз с элементами манифеста закономерно приходится на финал, и это «Поцелуй креветки» Кирилла Серебренникова. Главный герой, работающий живой рекламой ресторана, вняв пожеланиям руководства привлечь к себе внимание каким угодно способом, фланирует по набережной Москвы-реки в уродливо-величественном костюме креветки. Кратко отчитавшись об ассортименте блюд и живой музыке, он целует гуляющих взасос. К несчастью самоотверженного юноши, навстречу попадаются все больше настоящие мужчины ортодоксальных воззрений, милиционеры да моряки, которые реагируют на поцелуй единственно возможным для себя способом.

В происходящем читается метафора, точность которой и подтвердили думские дебаты.

В конце концов, легко себе представить, что, наткнись Человек-креветка на господина с внешностью, харизмой и жизненной позицией Говорухина (тьфу, что называется, тьфу), он едва ли малодушно обогнул бы кинорежиссера. Да и Станислав Сергеевич, настоящий мужчина, привыкший снимать про настоящих мужчин, наверняка отреагировал бы на такой фокус не чересчур толерантно.
Наверное, именно последняя глава «Короткого замыкания» (креветка-камикадзе – подходящий символ молодого российского кино) более всего раззадорила классика. По ходу действия герой превращается натурально в фарш. Однако из этого фарша, как в присказке про пироги, смотрят на мир такие живые и одухотворенные глазки, что становится понятно – как-то унять эту одухотворенность едва ли под силу и административному, и физическому ресурсу.
Оригинальная статья

Последние новости по теме "Кино":

Казаки предлагают создать культурный центр войска Донского
В 2011 году в России пройдет Год Италии, а в Италии - Год России
Роман Матесона "Посылка" выйдет в России одновременно с экранизацией
Хляби небесные и благорастворение воздухов
Cirque du Soleil планирует посетить в 2010 году разные города России
От компании "Комкон" уводят потребителей // Лицензию на исследование TGI получит TNS Russia
Дефицит без очереди
Порно камерного века
Ху знает как
"Газпром" подрастерял контроль над издержками // Прибыль компании упала вдвое

Последние новости по теме "Рынок рекламы":

"Я использую тело как стул и стол"
На пиратской волне
Вино с Антоном Обрезчиковым
Роял в кустах // Компания McDonald`s получила премию за гамбургеры и чизбургеры
Павел, патриарх Сербский. Биографическая справка
Мать Лиза Голикова
Супермодель Синди Кроуфорд стала объектом шантажа
"Дайте народу мяса!"
Перепись вернули на место
Ничейный синдром
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)