четверг, 1 октября 2009 г.

Плесовая музыка

Плесовая музыкаМузыкальные фестивали у нас играют двоякую роль: во-первых, они, как и положено фестивалям, разнообразят и оживляют течение музыкальной жизни, это понятно. Во-вторых, это еще и логистика; если даже не брать заграничных знаменитостей (международных фестивалей, понятное дело, не так много), то «шапка» того или иного фестиваля позволяет устраивать хоть какой-то обмен информацией и проектами между безнадежно разнесенными по карте регионами.
Не у каждого провинциального оркестра, пусть даже хорошего, сыщутся возможности приехать с приличными гастролями в Москву, но его может пригласить, допустим, фестиваль симфонических оркестров. То же и с оперными спектаклями — так бы столичная публика и не знала, какие оперные чудеса могут произрасти где-нибудь на Урале или за Уралом, если бы не фестиваль «Золотая маска» (пишу без иронии: допустим, «Орфея» Монтеверди впервые за десятилетия поставили не в Москве и не в Питере, а в Перми). Даже Валерий Гергиев и тот предпочитает свои с оркестром Мариинского театра скоростные гастроли по России проводить под маркой Пасхального фестиваля.
Но это все фестивали большие, государственные. На повседневном уровне погоду в музыкальной жизни, надо это признать, делают не только они — серьезные камерные фестивали, вроде бы и не претендующие на государственное величие, но хорошо и принципиально придуманные, тоже вещь довольно существенная для музыкальной жизни и музыкальной культуры.
Это не нужно, может быть, объяснять в наших столицах и тем более не нужно объяснять в Европе, где резиденциями таких фестивалей часто становятся крохотные старинные городки, иногда почти деревеньки, спокойные, опрятные и уютные. Таков швейцарский Вербье, небольшой горнолыжный курорт, ставший тем не менее местом проведения престижного фестиваля даже не совсем камерных масштабов, участвовать в котором принято считать почестью. Таковы норвежский Ризер, где проводит свой международный камерный фестиваль знаменитый пианист Лейф Ове Андснес, и австрийский Локенхауз, где проходит собственный же фестиваль Гидона Кремера. Примеров, словом, много, с нашей стороны аналогов им почти не набирается, и проще было бы успокоиться на том, что такие аналоги, вероятно, по нашим условиям и не нужны.
Оказывается, нужны. Нынче осенью прошел во второй раз организованный в прошлом году Левитановский фестиваль в Плесе, и получилось, что это самое великорусское из наших курортно-туристических мест довольно аккуратно и дельно откликается на буржуазно-европейскую фестивальную практику. С другой стороны, фестиваль пришел в Плес все-таки не на пустое место с традициями и с пейзажами, а на сформированную инфраструктуру: ему есть на что рассчитывать в смысле интереса публики не только местной, но и приезжей и даже довольно взыскательной, той, что сможет оценить сложность и изысканность, с которой выстроены фестивальные программы.
Скажем, хор мальчиков училища имени Свешникова пел не только духовные песнопения Чеснокова, Рахманинова, Балакирева и Бортнянского, но и «Нельсон-мессу» Гайдна, а также вместе с художественным руководителем фестиваля пианистом Алексеем Гориболем «водевиль» Бриттена «Золота тщета». Лондонец Максим Рысанов, известный альтист, которого в Европе привечают как одного из самых интересных инструменталистов молодого поколения, играл вместе с пианистом Яковом Кацнельсоном Баха, Шумана, Прокофьева, «Джазовую сюиту» Добринки Табаковой (современного автора, которого у нас популяризировали концерты фестиваля «Возвращение»), а также грандиозную альтовую сонату Шостаковича. Алексей Гориболь представил прекрасный «русский эпизод» фестиваля, вечер камерной музыки Валерия Гаврилина, посвященный 70-летию со дня рождения композитора, с участием певиц Яны Иваниловой и Ларисы Костюк.
С худруком фестиваля выступали в первом отделении собственного концерта и звезды Большого: Елена Манистина пела Малера, Анна Аглатова — Пуленка, а Маквала Касрашвили согласилась спеть «Сатиры» Шостаковича. И если, скажем, месса Гайдна звучала под аккомпанемент рояля в четыре руки, то ансамбль Назара Кожухаря The Pocket Symphony привез с собой в Плес свой драгоценный аутентичный инструментарий, включая клавесин, теорбу и несколько виол, чтобы сыграть баховскую программу: Бранденбургский концерт № 5, оркестровую сюиту си-минор и избранные контрапункты из «Искусства фуги» с колоритно варьирующейся инструментовкой.
Несмотря на уютно-неформальную атмосферу, работает фестиваль, как видно по этому перечислению, на очень хорошем уровне: такая программа как минимум не потерялась бы и в московских условиях. Хотя есть еще нюанс, всегда актуальный для такого рода событий. Все-таки одно дело — слушать Шостаковича или аутентичного Баха (причем в хорошем исполнении) в столице, в привычном филармоническом зале, другое дело — на берегу Волги, в городке с населением две с половиной тысячи жителей, где каждый пришедший на эту музыку человек, следовательно, весомостью своего присутствия соответствует четырем тысячам москвичей.
Сергей Ходнев
Оригинальная статья

Последние новости по теме "Австрия":

«Получили решение ЦК с разрешением на выпуск романа в свет»
Джаз и авангард объединятся на фестивале "Апозиция" в Петербурге
Столичные концертные площадки основательно подготовились ко Дню музыки
Европейские звезды выступят на фестивале классической музыки в Ереване
Прах поэта Александра Межирова захоронили на кладбище в Переделкине
Российский коллектив Fortuna Brass band начал гастроли в Вене
Сегодня отмечается День музыки
Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ). Справка
А.Меркель принимает поздравления с победой на выборах
"Шестерка" возлагает надежды на встречу с представителями Ирана
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)