суббота, 10 октября 2009 г.

От императоров до мишек // Christie`s продает коллекцию галереи Popoff

От императоров до мишек // Christie`s продает коллекцию галереи PopoffОб аукционе в Лондоне рассказывает Татьяна Маркина
Парижская галерея Popoff — один из мифов русской эмиграции и антикварного мира. Причем до сего момента деятельность галереи была важнее для культурной жизни русского зарубежья в целом, нежели для арт-рыночного сообщества. То, что продавалось в галерее — а в ней, например, создавали свою коллекцию русского фарфора Мстислав Ростропович и Галина Вишневская,— было лишь малой частью того, что в галерее хранилось, показывалось на выставках и публиковалось в каталогах. Собрание галереи теперь продается полностью — это событие уникальное и из ряда вон выходящее. Может, общая сумма предстоящей продажи и не дотянет до $100 млн, полученных за коллекцию яиц Фаберже Форбса, но потрясение на рынке русского искусства XVIII-XIX веков произведет. Причем в областях, где давненько не ставилось рекордов и не проводилось переоценок ценностей,— в разделе русского фарфора и акварельного портрета.
Галерею Popoff основал в Париже в 1920 году русский кадровый офицер Александр Александрович Попов (1880-1964), решивший остаться во Франции после Первой мировой войны. Не имевший специального образования, Александр Попов, тем не менее, стал признанным экспертом по фарфору и заметной фигурой "русского Парижа" того времени. В его доме бывали Серж Лифарь, Федор Шаляпин, Константин Коровин. Портреты Александра Попова и его жены Берты рисовали Александр Бенуа и Зинаида Серебрякова; интерьеры его галереи запечатлел Александр Серебряков, плакат для его выставки делал Сергей Чехонин. Офицерское прошлое Александра Попова отчасти проявилось в его любви ко всему императорскому — сделанному по заказу императоров фарфору и акварельным портретам членов царской семьи. А профессионализм вырос настолько, что к концу жизни, когда зрение ослабело, владелец галереи мог определить фарфоровые чашки и фигурки, ощупав их.
В течение двух дней, 12 и 13 октября, Christie`s в Лондоне будет продавать почти 600 произведений из коллекции галереи — вначале самый лучший фарфор, потом акварельные и живописные работы, старинные кокошники и головные платки, серебро и бронзу.
Самым драгоценным русским фарфором считают его наиболее ранние образцы — сделанные на Императорском фарфоровом заводе (ИФЗ), первом фарфоровом производстве в России, в конце 1750-х — 1760-х годах. Производство фарфора наладил Дмитрий Виноградов, который, как и положено русскому самородку, быстро спился и умер. К "виноградовскому" периоду относится пасхальное яйцо, расписанное букетами в традициях мейсенского фарфора (эстимейт £50-70 тыс.), и фигурка шахматного коня (£40-60 тыс.), из единственного набора фигур, сделанного на ИФЗ в конце 1750-х. (В Эрмитаже есть еще восемь фигурок из этого набора, в Русском музее — семь.) К изобретениям Дмитрия Виноградова относятся и специфически русские пакетовые табакерки — плоские, роспись на которых изображала конверт с печатью и адресатом (самая лучшая из них оценена в £140-180 тыс.).
С 1756 года на ИФЗ стали делать первый русский сервиз для царского двора — "Собственный" сервиз Елизаветы Петровны, предметы из которого покрыты золотой сеткой с рельефными цветочками. Каждая тарелка из этого сервиза (некоторые сохранили инвентарные номера кладовых Зимнего дворца) оценена ныне в £30-50 тыс. Еще один знаменитый сервиз — сделанный в 1763-1770 году, в первые годы царствования Екатерины II, в подарок графу Георгию Орлову. Предметы из сервиза украшены золотой монограммой и миниатюрной росписью серебром: она изображает сцены военного быта, трофеи и эмблемы. В сервизе было около 300 предметов, в том числе туалетная часть — с зеркалом в фарфоровой раме, флаконами и коробочками. Но на аукционе продаются тарелки — две глубокие и одна десертная, с эстимейтом £60-80 тыс. каждая.
Особый раздел в коллекции Александра Попова занимали редкие подарочные чашки, выпуск которых обычно был приурочен к дням восшествия на престол императоров. Например, чашка с блюдцем, крышка которой украшена скульптурным орлом (£150-170 тыс.), была сделана на ИФЗ ко дню коронации Екатерины II; Александр Попов был первым, кто датировал чашку 1762 годом — исходя из того, что в монограмму Екатерины включена арабская цифра "2" (впоследствии использовали римскую "II"). Не меньшую редкость представляет чашка с блюдцем ко дню восшествия на престол Павла I. Она украшена двуглавым орлом, гербом Российской империи, в который внедрен мальтийский крест, и герцогской эмблемой рода Гольштейн-Готторп (£120-160 тыс.).
Работал для императорского двора и подмосковный частный завод Гарднера. В 1778-1785 годах на фабрике был выполнен заказ Екатерины II из четырех орденских сервизов — Георгиевского, Андреевского, Александровского и Владимирского. Орденские сервизы предназначались для ежегодных торжественных приемов кавалеров чествуемых орденов в Зимнем дворце. Предметы из всех этих сервизов будут на аукционе, начиная с самого первого Георгиевского (блюдо в форме листа оценено в £20-30 тыс., ажурная корзина — в £25-35 тыс.).
Второй большой раздел торгов — акварельные портреты. Некоторые из них в 1999 году были на выставке в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, посвященной 200-летию поэта. Особенность собрания галереи Popoff в том, что это портреты высшего света России XIX века кисти самых известных художников того времени, придворного акварелиста Владимира Гау или Карла Брюллова. Две известнейшие женщины эпохи написаны этими художниками — Наталья Гончарова, жена "солнца русской поэзии", и Джованина Пачини, воспитанница графини Самойловой. Разница в воплощении этих двух типов — сдержанная античная красота и строгость первой и яркая неправильность черт второй — отражает не их индивидуальности, а стиль портретировавших их художников (эстимейты £120-160 тыс. и £100-120 тыс.). Среди графических редкостей — портфолио, включающее эскиз памятника Николаю I на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге работы Огюста Монферрана, а также проработанные архитектором детали памятника (£60-90 тыс.).
В коллекции галереи Popoff есть немало картин и рисунков, подаренных художниками семье Попова или сделанных по его заказу. Например, портреты самого Александра Попова и его жены Берты, сделанные в конце 1930-х — начале 1940-х Зинаидой Серебряковой, или ее же пастель, изображающая любимых куклу и мишку мадам Поповой. Все эти семейные реликвии тоже продаются.
Оригинальная статья

Последние новости по теме "Шахматы":

Владимир Путин поздравил с 65-летием артиста Александра Михайлова
Орбакайте не против, чтобы Дени жил с отцом, но от сына не откажется
Элтон Джон - неудавшийся банкир, ставший королем эпатажа
Закоптелов выдвинут кандидатом в президенты Международной федерации шашек
Александр Яковлевич Михайлов. Биографическая справка
Шахматная доска из "Седьмой печати" Бергмана продана за $143 тысяч
All we need is по-прежнему love
Сихарулидзе сыграет в настольный теннис на первой Европарлампиаде в Москве
Колобков стал членом Общественной палаты РФ третьего созыва
Партии сказали // Гарри Каспаров разгромил Анатолия Карпова

Последние новости по теме "Солнце":

Жюри Букеровской премии назовет имя лауреата 2009 года
Сегодня назовут букеровского лауреата
Первая база может быть создана в районе, где зонд врезался в Луну
Археологи нашли на Кубани городище времен Золотой Орды
НАСА взорвало Луну в поисках воды
На борт МКС пригласили новых космических туристов
С родом и племенем // Сергей Ястржембский показал свой фильм про бушменов
Пеле победил Обаму
Регионы пытаются беречь энергию, но им мешают законы и кризис
Ученым из РФ и США вручена премия за методы выращивания наноструктур

Другие новости культуры и искусства со словами POPOFF, РУССКОГО, АЛЕКСАНДР, ПОПОВ, СЕРВИЗ, ЕКАТЕРИНЫ:

В Москве показывают лоты "русских торгов" "Кристис"
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)