понедельник, 12 октября 2009 г.

Оазис реальности // Борис Михайлов и Владимир Тарасов в Большом Манеже

Оазис реальности // Борис Михайлов и Владимир Тарасов в Большом МанежеВ рамках 3-й Московской биеннале Мультимедийный комплекс актуальных искусств под управлением Ольги Свибловой открыл в Манеже две выставки: "Место, время..." украинского фотографа Бориса Михайлова и "Sound Games" Владимира Тарасова. Двух классиков под одной крышей посетил ВАЛЕНТИН Ъ-ДЬЯКОНОВ.
Выставки уроженца Харькова Бориса Михайлова сыпятся на Москву как из рога изобилия. В прошлом году прошло как минимум три выставки, и поэтому почти все работы, представленные в Манеже, москвичи уже видели. Исключением является серия "Сумерки" (1993), ради нее в Манеж и стоит сходить.
Господина Михайлова чаще всего называют художником, а не фотографом, и это объяснимо: его не интересуют распространенные проблемы качества съемки, а композиционные решения редко вызывают чувство удачно пойманного мгновения. Свои серии Борис Михайлов выстраивает как музейный работник — экспонаты для выставки. Раскрашенные вручную фото из серии "Люрики" по отдельности кажутся курьезами доцифровой эры, а вместе — свидетельством о коллективной мечте, стремлении к красивой разноцветной жизни, Уорхолом по-русски, только на уровне социального низа. "Сумерки", впечатляющий портрет Харькова первых лет после развала СССР,— несколько десятков панорамных фото. Они сняты днем, но господин Михайлов покрасил отпечатки полупрозрачным синим, что и дает эффект безысходной тьмы.
В "Сумерках" мелькают случайные люди (торговки на рынке, соседи по дому, бегущие куда-то дети) и случайные символы. Центром одной из фотографий становится столб с коряво намалеванным серпом и молотом — свидетельство того, как идеологическая программа буквально за несколько лет превращается в чье-то личное дело. Если в снимках советского периода основным настроением была скука, то в "Сумерках" Михайлов выводит на первый план атмосферу тревоги. В пространстве "Сумерек" зритель чувствует себя приезжим, оказавшимся в чужом городе без денег, документов и друзей. Скоро наступит ночь, а деваться совершенно некуда. К тому же в темноте постепенно теряются и те ориентиры, к которым привык за день.
Михайлов не снимает события как таковые и не делает упор на историческую фактуру, и реальность в его работах превращается в метафору. Постоянным героем "Сумерек" становится человек без пола и возраста, скрючившийся буквой Г то ли в поисках упавших на землю очков, то ли в пароксизме боли. Ближайшая аналогия здесь — слепые со знаменитой картины Брейгеля Старшего.
Несколько инсталляций известного джазового барабанщика Владимира Тарасова расположены уже за "Сумерками". Его интересует возможность пространственной аранжировки любимых музыкальных фрагментов. В видеоинсталляции "Шестидесятые" на фоне красных маков появляются черно-белые отрывки из концертной кинохроники, и гитарные "запилы" Джими Хендрикса сливаются с саксом Джона Колтрейна. Совершенно другая музыка звучит в инсталляции "Чушала": здесь из раскрытого окна слышны песни поморов. Связь между Тарасовым и Михайловым неочевидна. Но истории звука от Тарасова прекрасно дополняют немоту реальной жизни, зафиксированную Михайловым.
Оригинальная статья

Последние новости по теме "Украина":

Последняя песня Майкла Джексона появится в Интернете
Выбор РИА Новости: Главные события недели в культуре и шоу-бизнесе
Руны и индийское письмо деванагари представят на фестивале языков
Пять премьер представит БДТ Петербурга в новом сезоне
Крепкие напитки для "крепкого орешка"
Энди Гарсиа станет Саакашвили
Лебединое побоище
В.Ющенко не удалось попасть в график встреч Д.Медведева
Лидеры стран СНГ не дождались посещения винных подвалов
Б.Обама нашел применение для Нобелевской премии
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)