вторник, 27 октября 2009 г.

Наш человек в Буэнос-Айресе

Наш человек в Буэнос-АйресеДаже в Южном полушарии можно оставаться мордовским скульптором с тягой к классическим образцам. Что и проиллюстрировал своей судьбой Степан Эрьзя, чья ретроспективная выставка открылась в Галерее искусств Зураба Церетели.
Диковинная фамилия этого ваятеля – в действительности псевдоним, намекающий на принадлежность его носителя к народности эрьзя, части мордовского этноса. Он и впрямь попал на международную арт-сцену из заволжской глухомани. В ранней молодости Степан Нефедов был подручным в артели иконописцев, промышлявшей украшением сельских церквей. Потом приехал в Москву, поступил учиться на скульптора – и уже через несколько лет удостаивался восторженных отзывов во Франции и Италии. В Европе Эрьзя прожил несколько лет, потом вернулся в Россию, вроде бы с воодушевлением встретил революцию, – но отношения с новой властью не заладились. Он снова уехал в Париж, где помнили его прежние работы и доброжелательно встретили новые. Там бы ему и осесть, но ваятель принял неожиданное решение – в 1927 году по приглашению президента Аргентины отправился за океан. Как оказалось, почти на четверть века.

С точки зрения карьеры, поступок неразумный.

На практике он означал едва ли не выпадение из мирового культурного контекста. Это сегодня, в глобальную эпоху, географическая удаленность от центров цивилизации перестает быть роковым для художника фактором – да и то, как посмотреть... А в ту пору переезд в Буэнос-Айрес был равносилен творческой самоизоляции. Не исключено, впрочем, что именно к ней Эрьзя и стремился. Он ведь к тому времени был весьма искушенным автором и наверняка понимал: его взгляды на искусство многим кажутся устаревшими. Уходили времена Родена, Голубкиной и Майоля. Интерпретация и переосмысление классики больше не выглядели актуальными занятиями, – а именно этот процесс и занимал Эрьзю больше всего остального. Уплыть на белом пароходе от крикунов и реформаторов к далеким аргентинским берегам, чтобы там, в тишине и покое, посвятить себя делу своей жизни... Мы не знаем в точности, так ли он рассуждал, но по факту так все и получилось.
Аргентинский период стал для него самым плодотворным. На выставке это нетрудно почувствовать, хотя она не слишком велика по размерам и наследия Эрьзи отнюдь не исчерпывает. Тем не менее два ее соустроителя – Русский музей и Мордовский республиканский музей изобразительных искусств – в сумме обладают «контрольным пакетом» работ этого автора, так что для московской гастроли смогли предоставить вещи из лучших... Так вот, ранние мраморы и бронзы хороши, безусловно, но подлинность Эрьзи – того, кого знают и любят, – проявляется все же в скульптурах из дерева. Причем из дерева предельно экзотического – из тропических пород альгабарро и кебрачо.

Были у него и в России эксперименты с кавказским дубом, но только в Аргентине все сошлось окончательно – и материал, и опыт, и вдохновение.

Причудливая древесная текстура начала превращаться в человеческие головы и фигуры. Относить их к авангарду не было никаких оснований: ведь Эрьзя принадлежал к племени консерваторов. Зато он демонстрировал высочайший класс и очень неспешную эволюцию, которая ни за какими модными тенденциями явно не угналась бы; но ему и не требовалось... Символизм соединялся с архаикой, классические пропорции перерождались в экспрессию. Обнаженные дриады и портреты великих деятелей прошлого, аллегории чувств и олицетворения стихий – в этом репертуаре почти не ощутимы эксцессы ХХ века, однако нерв столетия все-таки присутствует. Если и был Степан Эрьзя глубинным эскапистом, то уходил он все же от несимпатичных ему новых веяний в искусстве, но не от человеческих болей и тревог.

Резонно задать вопрос, каким образом наследие художника оказалось в России.

Да сам же он все сюда и привез, опять – на белом пароходе. В 1950 году Эрьзя вернулся в Москву. То ли посчитал свою заокеанскую миссию исполненной, то ли заела тоска по родине, то ли все вместе. Сказать, что ему здесь сильно обрадовались, было бы большим преувеличением. На закате сталинской эпохи остаться живым и на свободе – при его-то биографии и творческих установках – уже можно посчитать везением. Но Эрьзя все-таки дожил до признания, благо настала «оттепель». Едва ли его кредо было понято властями, просто следовало что-то решать насчет этого странного заморского художника – вот и решили: будет нашим. Даже орден Трудового Красного Знамени вручили незадолго до смерти. Потом к его имени сам собой прицепился энциклопедический титул «советский скульптор», хотя ничего смешнее этой формулировки не придумать. А заботиться о его памяти поручили землякам-мордвинам, что они и делают по сей день с превеликим энтузиазмом. Но все же не стоит забывать, что Эрьзя гораздо значительнее региональных масштабов. Можно сказать, гражданин мира.
Оригинальная статья

Последние новости по теме "Аргентина":

Винни-Пух и его братья
Бюджет театрального фестиваля им. Чехова составит более 300 млн рублей
Юные британцы нарисуют мультфильм про Олимпиаду для лондонской галереи
Рогге: надеемся, на ОИ-2016 будут обеспечены меры безопасности на высшем уровне
Виды на будущее
"Не хочу думать о "странных" матчах"
Изображая жертву
Ассоциация футбола Аргентины аннулировала контракт с фирмой Gulgong
"Милан" поделился успехом с Раулем // Форвард "Реала" стал соавтором рекорда, а итальянцы увезли домой три очка
Московский ЦСКА проиграл "Манчестер Юнайтед" в Лиге чемпионов

Последние новости по теме "Франция":

Группа "Аквариум" представит новый альбом, над которым работала 10 лет
Закрывается 22-й Токийский международный кинофестиваль
Фестиваль фильмов о проблемах сексменьшинств пройдет в Петербурге
Кинофестиваль пройдет в рамках форума "Россия - спортивная держава"
Накануне выхода фильма о Майкле Джексоне фанаты устроят флэш-моб
Пираты захватили в Индийском океане панамское судно
Рособоронэкспорт: половина автоматов Калашникова в мире - контрафакт
Милиция проверит документы компаний, работавших с "Ижавто"
В результате столкновений в столице Алжира пострадали 50 человек
В группе СОК проводятся следственные действия
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)