понедельник, 5 октября 2009 г.

Как реорганизовать имидж // Прошел кинофестиваль Франции в России

Как реорганизовать имидж // Прошел кинофестиваль Франции в РоссииВчера завершился 10-й фестиваль "Французское кино сегодня". По мнению АНДРЕЯ Ъ-ПЛАХОВА, фестивали и недели практически всех остальных стран остаются локальными акциями и скорее служат экзотическим блюдом для российских киногурманов (заодно позволяя поставить галочку в отчете культурного департамента соответствующего посольства), а вот с Францией все не так.
Конечно, многое можно объяснить традицией. Россияне давно и страстно любили французское кино. Голливудских звезд советская публика знала в основном понаслышке (это была эпоха до-видео, а в прокат закупались главным образом "прогрессивные фильмы"). Зато Жан Маре, Жерар Филип, Ален Делон, Жан-Поль Бельмондо, Луи де Фюнес, Анни Жирардо и Катрин Денев разгуливали по нашим экранам собственной харизматической персоной, формируя особенный — преимущественно романтический — образ Франции и всего французского.
Потом этот альянс рухнул: в Россию хлынул мировой киномейнстрим, а французское кино как раз в это время маргинализировалось: пересохли "новые волны" и другие яркие авторские течения, перестали вспыхивать мегазвезды, воцарился климат усредненной посредственности. Однако, хотя и сейчас французское кино далеко не достигло уровня своих высших взлетов, его имидж выглядит гораздо более оптимистичным. И происходит это благодаря не только фильмам, но и умению их правильно подать и преподнести, выжать максимум из реальной кинематографической ситуации. А в конечном счете — активно влиять на нее.
Приблизительно в то самое время, когда все говорили об упадке французского кино, активизировались Национальный центр кинематографии Франции (CNC) и финансируемая им с годовым бюджетом €8-9 млн компания "Юнифранс" (существующая, впрочем, уже 60 лет). Были приняты мягкие, но решительные меры по стимулированию национального кинопроизводства. Каждый французский фильм получил гарантированное право выхода в прокат. Разработана система копродукций, которая позволила вливать в свою киноиндустрию лучшие творческие силы — от Линча и Кустурицы до перспективных талантов Третьего мира. Раньше копродукции были в основном франко-итальянские, теперь с легкой руки Берлускони киноиндустрия Италии отдана на откуп телевидению, французы же пошли обратным путем, используя ресурсы телеканалов на пользу кинематографа.
"Юнифранс" занялась активной пропагандой нового французского кино 21-го века: начиная с фильма-паровоза "Амели", оно перешло в наступление. И Россия вновь оказалась для него одной из самых важных и благоприятных территорий, опередив по количеству закупок остальные страны. Однако при дикой структуре нашего проката и малочисленности экранов восстановление былых позиций шло отнюдь не автоматически. Одним из главных инструментов стали фестивали французского кино. Их раскрутка вряд ли оказалась бы возможна, если бы не Жоэль Шапрон, главный французский киноэксперт по России и одна из ключевых фигур "Юнифранс", а также Кристель Вержад, отвечавшая в течение нескольких лет за кино в штате французского посольства. Это они вместе с французскими киноделегациями облетали всю Россию — от Калининграда до Владивостока, с приключениями и задержками — так что из-за нелетной погоды застряли в Новосибирске и не попали на открытие юбилейного фестиваля в Москве.
Принципом фестиваля (как и политики "Юнифранса" вообще) всегда было отсутствие субъективного отбора. Отбор осуществляют российские прокатчики, которые приобретают французские картины, а фестиваль помогает их промотировать. И в этом году, несмотря на кризисные трудности (когда покупать фильмов стали в разы меньше), французы собрали к юбилею нестыдную программу. Среди представленных картин — "Мои звезды прекрасны" Летисии Коломбани с Катрин Денев и Эммануэль Беар, "Последний урок" Жана-Поля Лилиенфельда с Изабель Аджани и главный французский фильм года — "Пророк", который представили лично режиссер Жак Одийяр и исполнители главных ролей Тахар Рахим и Реда Катеб. В качестве исключения из привычной практики показали также параллельную программу из некупленных картин и классическую комедию Жака Тати "Каникулы господина Юло".
Опыт французских коллег вдвойне ценен для нас, ибо сегодня реанимирован проект создания в России организации, подобной "Юнифранс". Благая и давно назревшая идея, если только ее не испортит национальная гордость великороссов. Ведь так велик соблазн самим решать, что нужно, например, тем же французам. Ведь так хочется направлять средства на поддержку фильмов, создающих "правильный" имидж России. А вдруг удастся вернуть прежние времена, когда даже Каннскому фестивалю удавалось иной раз впаривать псевдошедевры советских генералов от кинематографа. "Юнифранс" действует как раз наоборот: никогда не выделяя и всем давая автоматическую поддержку. Выбирают же партнеры — фестивали, прокатчики, публика. При этом привлекательный имидж страны и ее кинематографии складывается как будто бы сам собой.
Оригинальная статья

Последние новости по теме "Франция":

Фильм Веры Глаголевой стал победителем фестиваля "Золотой минбар"
Новая лента Майкла Мура попала в кассовый топ голливудских блокбастеров
Целого Милна мало
Прошедшие в прокате фильмы должны быть вне конкурса на фестивалях
Жизнь легендарной Бриджит Бардо представлена на выставке под Парижем
Международная академия телевидения объявит номинантов на премию "Эмми"
Тюрьма пять звезд
Экономическому доминированию "большой семерки" приходит конец
С глазу на глаз
Греф посетит ГАЗ и обсудит спрос на отечественные автомобили

Последние новости по теме "Италия":

Преданья нищеты глубокой // "Русское бедное" приехало из Перми
Новая лента Майкла Мура попала в кассовый топ голливудских блокбастеров
Более 150 боевиков арестованы на севере Ирака
Известный писатель подозревается в ограблении банка в Греции
Жертвами ДТП в Египте стали 13 человек
Поезд столкнулся с грузовиком под Хабаровском, погиб мальчик
Фильм Веры Глаголевой стал победителем фестиваля "Золотой минбар"
Прошедшие в прокате фильмы должны быть вне конкурса на фестивалях
В новой книге о Винни-Пухе среди героев появится выдра Лотти
С чувством глубокого потрошения
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)