понедельник, 5 октября 2009 г.

Это вам не шуточки

Это вам не шуточкиПавел Шеремет
Главным оружием в борьбе за телевизионные рейтинги стал "актуальный юмор" — этим увлечено большинство телеканалов. Но больше всего — Первый.
В ближайшее время Первый канал запустит в эфир новый проект — программу "Мультличности". Подробности проекта не разглашаются. Известно только, что он находится в завершающей стадии и для журналистов вот-вот устроят закрытый показ первых выпусков. Зрители увидят мультики, сделанные по мотивам актуальных политических и социальных сюжетов. Это чем-то будет напоминать программу "Куклы" на НТВ образца 90-х годов и проект "Тушите свет!" с рисованными героями Хрюном и Степаном. Для политически всегда осторожного и выверенного Первого канала проект выглядит чуть ли не революционным. Однако на самом деле никакой революции здесь нет — скорее эволюция.
О проекте стало известно от гендиректора Константина Эрнста на недавней церемонии ТЭФИ-2009. Эрнст вышел получать приз Академии российского телевидения за программу "Прожекторперисхилтон", победившую в номинации "Информационно-развлекательная программа". "Два года назад мы пообещали всем, что...— тут Константин Львович сделал паузу и с легким беспокойством спросил куда-то в зал: "У нас же трансляции нет?" — и продолжил с выдохом: — ...трахнем старый юмор. "Прожекторперисхилтон" начал, "Большая разница" продолжила, в следующем месяце выйдет еженедельный проект, который называется "Мультличности"...
Я думаю, что юмор такая вещь, которая работает, только когда дико актуальна. Если не будет нового юмора, актуального телевидения не будет. Поэтому мы пробуем. И начало получаться. Спасибо, что вы заметили. Обещаем, за три ближайших года до черта всего изменить",— заключил Эрнст.
Можно не сомневаться, он свое обещание сдержит. Эфир Первого уже сдобрен изрядной долей "актуального юмора", и в сетке стоит сразу несколько программ полюбившегося руководству жанра, хотя сам жанр дебютировал отнюдь не здесь. "Новый юмор" в российском телеэфире стартовал на канале ТНТ с шоу в жанре "стэндап комеди". Классическое определение жанра гласит, что "это юмористическая импровизация, разговорный клубный жанр, когда исполнитель говорит напрямую с аудиторией, подразумевающий выступление комедиантов перед зрительным залом с монологами или миниатюрами". Первый проект — "Камеди Клаб" — силами бывших кавээнщиков стартовал в 2005 году и быстро набрал высокие рейтинги. За ним последовало шоу "Наша Russia" — с тем же рейтинговым результатом. Потом в "линейку" добавили еще парочку похожих шоу помельче и пожиже (типа "Убойной ночи"), и "импровизационный юмор" стал главной фишкой канала.
Монополии, правда, не получилось — успех нового жанра взбодрил конкурентов, и вслед за ТНТ импровизационный проект "Смотрите, кто пришел!" запустил СТС, позиционируя его как шоу для продвинутых и интеллигентных зрителей. Затем веселые (в разной степени) импровизации появились на РенТВ и на других каналах. Удержались от нового увлечения только НТВ, на котором боязнь сатиры связана, видимо, с печальной генетической памятью руководства (многие считают, что разгон прошлого качественного НТВ образца Киселева — Парфенова начался с серии "Кукол" о Крошке Цахесе), и канал "Россия", где "традиционный юмор" от Петросяна и Ко не сдал пока ни одной эфирной пяди.
От Первого канала глубокого увлечения юмором не ждали, но вот — случилось. Давно известно: Эрнст не столько сам открывает новые форматы, сколько удивительным образом умеет адаптировать любой формат (даже рассчитанный изначально на какую-либо узкую целевую аудиторию) не только под вкусы массового зрителя, но и под политическую целесообразность. В этом секрет многолетнего лидерства Первого канала и влияния его генерального директора. С "актуальным юмором" именно такая адаптация и произошла, причем не без иронии: на Западе формат импровизационного юмора возник как протест против официоза, а в России "актуальный юмор" быстро подчинили политическим интересам. Теперь у него пусть не главный, но свой голос в общем гимне власти.
Речь в данном случае не о конъюнктуре, а о стратегии. Для нынешней власти телевидение — ключевой инструмент управления. И в этом смысле оно работает чрезвычайно эффективно, но не без проблем: наиболее привлекательный с политической точки зрения зрительский контингент — молодежь и люди "с активной жизненной позицией" — в последние годы стал стремительно отрываться от "ящика". Над тем, как его вернуть, долго ломали голову. И вот, похоже, перед нами один из выходов.
Наиболее наглядно это видно на примере суперпопулярного проекта "Прожекторперисхилтон". Почему-то считается, что его придумал Александр Цекало. На самом деле он там просто приглашенный ведущий, выполняющий роль конферансье (компания Цекало производит для Первого другой юмор-продукт — "Большую разницу" и "Южное Бутово"). "Прожектор..." же — детище Ларисы Синельщиковой, супруги Константина Эрнста и руководителя компании "Красный квадрат". Видимо, для Эрнста этот проект — не только юмористический, но и политический, о чем свидетельствует ряд признаков. Гендиректор Первого, например, всегда лично отсматривает "стратегические сюжеты". И если раньше каждое воскресное утро Константин Львович встречал в аппаратной на записи программы Владимира Познера "Времена", то теперь под его особым вниманием — "Прожектор...", который в новом телесезоне напоминает не столько юмористическое шоу, сколько информационно-аналитическую программу.
В безобидном прежде трепе шоуменов о житейских казусах и гламурных скандалах все чаще появляются серьезные политические темы, причем их последовательность напоминает порой верстку программы "Время": сначала сюжет о Путине, затем — о Медведеве или наоборот, потом — о противниках и супостатах (как в ближнем, так и в дальнем зарубежье). Актуальный юмор заменяет теперь актуальную политическую аналитику, с которой на канале, видимо, готовы расстаться.
Технология производства программы такова, что рамки обсуждения задают не ведущие, а те, кто готовит шоу. Всю неделю шеф-редактор или выпускающий редактор отбирает из новостной ленты наиболее интересные сюжеты. Хотя у стола такие блестящие импровизаторы, как Мартиросян и Ургант, боюсь, темы для шуток тоже согласовываются с начальством. И только после этого газетные вырезки оказываются на столе у ведущих. Программу в прямом эфире транслируют на Дальний Восток, а вечером, как обычно, Москва смотрит уже почищенный и отредактированный вариант. Надо сказать, что политиков в "Прожекторе..." обшучивали и раньше (дважды программу убирали из белорусского эфира после шуток о президенте Лукашенко), но сейчас политический акцент стал особенно отчетливым. Можно было бы порадоваться этому, ведь актуальный юмор всегда подпитывается сюжетами политической кухни. Но радость отчего-то не приходит. Это в информационной программе нужный сюжет легко можно закамуфлировать под горячие новости, а в юморе политическую актуальность ничем не прикроешь. Не смешно.
Оригинальная статья

Последние новости по теме "Белоруссия":

В Ереване в очередной раз пройдет театральный фестиваль High Fest
Фотовыставка РИА Новости "Молодые и знаменитые" открылась в Ереване
ЮНЕСКО займется спасением монгольского эпоса и корсиканского пения
Принц на все случаи жизни // Израильский "Гамлет" открывает фестиваль Театра наций "Шекспир@Shakespeare"
Голливуд "похоронил" идею фильма о смерти Литвиненко
Прошедшие в прокате фильмы должны быть вне конкурса на фестивалях
Террор на сцене
Новый драматический театр откроет сезон спектаклем на злобу дня
Европейские звезды выступят на фестивале классической музыки в Ереване
Социализм с фарфоровым лицом // Коллекция Юрия Трайсмана в ГМИИ
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)