пятница, 25 сентября 2009 г.

Куроводство западных славян

Куроводство западных славянКосмополитическое куроводство, готический бульдозер, все виды шаманизма, непристойные песни западных славян, цивилизация в помойных баках и ряд других художественных проектов представлены куратором Жаном-Юбером Мартеном на главной выставке Московской биеннале, открывшейся для публики в «Гараже».
«В 2000 году Кун Ванмехелен скрестил бельгийского петуха Мехелье Кукук с гордостью Франции Полет де Брессе. Потомки этого скрещивания, названные Мехельс Брессе, были в свою очередь скрещены с типичной английской курицей Английская красношапочная. После этого петух Мехельс Красношапочный был скрещен с американской курицей Гигант Джерси...».
Не подумайте только, будто перед вами выдержка из научной статьи для селекционеров. Это фрагмент описания «Космополитического куриного проекта» художника Куна Ванмехелена, который уже десятый год проводит биологические эксперименты в разных странах света. На московскую биеннале этот арт-мичуринец прибыл для того, чтобы спарить петуха Мехельс Анкона с нашей курицей Орловской, дабы создать 13-е поколение для выводимой им генетической линии. Чучела предыдущих экземпляров прилагаются, живые новобрачные присматриваются друг к другу в вольере.

От такой отправной точки можно двигаться в какую угодно сторону – хоть к дальнейшему наукообразию, хоть к очередным таксидермическим опытам, а то и к вудуизму.

Собственно, куратор биеннале Жан-Юбер Мартен так и поступил, ринулся сразу по всем направлениям, решив не пренебрегать никакими эстетическими возможностями – тем более, что девизом нынешнего мероприятия стала фраза «Против исключения». Правда, собственная душа Мартена явно склоняется к вудуизму и прочим шаманским практикам: этот французский искусствовед известен приверженностью к архаическим культам. Вот и в Москве он не отказал себе в удовольствии навтыкать повсюду австралийских и африканских тотемов, псевдофольклорных ковров с орнаментами и загадочных рисунков с родо-племенной мистикой. Это могло бы сойти за колоритную особенность здешнего фестиваля, но увы: экзотический тренд давно прижился повсюду на планете, и мы тут баки никому не забьем.

Зато куратор весьма поспособствовал тому, чтобы подтянуть нашу биеннале до прочих международных стандартов.

Пожалуй, впервые выставка современного искусства в Москве получилась на уровне Венеции или Касселя – даже не по составу авторов (хотя в списке легко найти интернациональных звезд вроде Аниша Капура или Спенсера Туника), а по логике устройства экспозиции. Нравится кому-то или нет, но именно в такой манере презентуют контемпорари арт на престижных мировых площадках. Глобализм и никаких гвоздей – теперь этот лозунг имеет и к нам практическое отношение.

Если и проглядывает какая-то московская специфика, то выражается она разве что в непропорционально высоком представительстве российских авторов – их тут больше десятка.

В другом бы случае надо возопить о местечковой мании пропихивать своих, пока сами на ресепшене, но в принципе отечественные художники общей картины не портят, а местами даже украшают. Например, очень достойно выступил Александр Бродский с инсталляцией «20 мусорных баков», поместив внутрь заржавленных контейнеров хрустальные мечты человечества о «городах будущего».

Про остальных наших можно смело сказать, что к международному формату они с успехом приноровились.

Теперь неплохо бы подумать, чем будем отличаться от мэйнстрима – если, конечно, такая надобность у кого-нибудь возникает.
Нельзя сказать, что основной проект московской биеннале демонстрирует особую эксклюзивность. Многие экспонаты были засвечены на других фестивалях, да и вообще не похоже, чтобы кто-то из звезд специально припасал для Москвы премьеры или изюмины. Разве что Спенсер Туник провел здесь минувшим летом фотосессию с обнаженными на улицах, результаты которой теперь представлены на его стенде. Но изобразительное искусство все же не кинематограф, тут запоздания с показом на год-другой совершенно не критичны.

Можно просто посчитать эту выставку ликбезом для тех, кто не следит целенаправленно за событиями на планетарной арт-сцене.

Любознательный зритель найдет здесь композицию «Да кто его знает, этот мир!» нигерийца Эль Анацуи – новую вариацию знаменитого ковра из бутылочных пробок, конфетных фантиков и оберток от презервативов. Заодно обнаружит готический собор в форме бульдозера от бельгийца Вима Дельвуа, встретится с пугающими восковыми стариками в инвалидных креслах (кинетическая инсталляция китайцев Сунь Юаня и Пэн Юйя «Дом престарелых»), засмотрится и заслушается панорамным видеороликом сербской художницы Марины Абрамович «Балканский эротический эпос», где дама в концертном платье исполняет грустную песню о славянской доле, а мужской кордебалет в это время...

Впрочем, не станем уточнять, чем занят кордебалет, поскольку читателями могут оказаться несовершеннолетние.

Среди экспонатов есть очень эффектные и технологичные аттракционы – упомянем хотя бы «Водопад информации» Юлиуса Поппа, где посредством компьютерного управления форсунки сбрасывают с небес на землю дождь из вполне читаемых, пусть и вырванных из контекста интернетовских фраз. Есть хитроумный скульптурный минимализм Маркуса Ретца, превращающий «Yes» в «No», а человека – в зайца. Найдется реальный художник-аутсайдер Александр Лобанов, почти всю жизнь проведший в психушке и рисовавший исключительно людей с оружием, а также аутсайдер фиктивный, Б.У. Кашкин, чей персональный музей состряпан дуэтом «Синие носы».
Не то чтобы куратор Жан-Юбер Мартен и впрямь выступил «против исключения», набрав полный спектр современного искусства – нет, такого быть не может по определению. Формат есть формат, против некоторых правил и пространственных ограничений не попрешь даже при желании. Но выставка все же получилась разнообразной и зрелищной, с глобальным замахом и подобием плюрализма мнений. Ждать сверхъестественного прорыва тут не стоило, а вот с тактической задачей куратор добросовестно управился. Теперь у нас тоже как у людей.
Оригинальная статья

Последние новости по теме "Бельгия":

"Арбат-Престиж" откроется в Тушино
Мосгорсуд оставил под арестом соучредителя компании "AГ Марин"
Швейцарский поход армии Александра Суворова. Справка
НАТ организует первый в России конкурс неэфирных телеканалов
Школа закрыта на грипп
Челябинская область представит проект олимпийского центра в Сочи
Московской биеннале современного искусства дан официальный старт
Коллекция марок шахматиста Карпова стоит не менее 13 млн евро - DH
Теннисистка Жюстин Энен возвращается в большой спорт - Le Soir
Иванович рада возвращению Энен в профессиональный теннис

Последние новости по теме "Австралия":

Кромешный арт // III Московская биеннале современного искусства
Певец Мэрилин Мэнсон признался, что заболел гриппом A/H1N1
Куратор исключил правила // Открылась 3-я Московская биеннале современного искусства
Кинофестиваль "Меридианы Тихого" завершится во Владивостоке
Официально открывается Третья Московская биеннале современного искусства
Сидней накрыла оранжевая пыльная буря. ФОТО
Вокруг света – на веслах
Джонни Депп не хочет быть пиратом
Иванович рада возвращению Энен в профессиональный теннис
Россиян ждет теннисный Роналдиньо
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)