пятница, 25 сентября 2009 г.

Куратор исключил правила // Открылась 3-я Московская биеннале современного искусства

Куратор исключил правила // Открылась 3-я Московская биеннале современного искусстваВчера в центре современной культуры "Гараж" открылась выставка "Против исключения" — основной проект 3-й Московской биеннале современного искусства. 80 художников из 25 стран мира — от Австралии до Японии — собраны в Москве знаменитым куратором Жан-Юбером Мартеном. Лучшей выставки мирового современного искусства из показанных в России не смогла припомнить АННА Ъ-ТОЛСТОВА.
Два одинаковых огромных прозрачных глобуса, помахивая крылышками цветных полиэтиленовых пакетиков, парят под потолком и периодически сталкиваются — при входе установлена инсталляция обладательницы "Золотого льва" Венецианской биеннале 2005 года Аннет Мессаже "Война миров". Этот завораживающий танец небесных тел демонстрирует бессмысленность любых человеческих конфликтов, в которых подобное воюет с себе подобным. И в некотором смысле это иллюстрация к концепции Жан-Юбера Мартена, хотя он всегда выступал против того, чтобы иллюстрировать произведениями искусства кураторские концепции.
В борьбе с исключениями был смысл всей его карьеры. В легендарной выставке "Маги земли" (1989, Центр Помпиду) он сломал ориентированную на Запад модель современного искусства, введя в единое художественное пространство мастеров из Африки, Индии, Китая, Латинской Америки, России, Европы и США. В не менее легендарной "Artempo" (2007, параллельный проект Венецианской биеннале) доказывал, что новое искусство не лишает актуальности искусство старое, начисто стерев в экспозиции в Палаццо Фортуни грань между прошлым и настоящим. Он никогда не разделял предрассудков, будто концептуализм отменяет формальные поиски, видео — живопись, а мода на развлекательность — интеллектуализм. И московская выставка своего рода итог этой борьбы: художественный интернационал из представителей нескольких поколений, где смешаны концептуалисты и формалисты, визионеры и рационалисты, новые медиа и живопись, объекты и скульптура, зрелищные инсталляции и искусство, сведенное к тексту.
Здесь есть и прямые высказывания против тех или иных исключений. Фотопортрет "Случайного прохожего, которого я встретил в Москве" хорвата Брацо Димитриевича размером с билборд — против исключения из "большой" истории "маленького" человека. Фотографии немца Вольфганга Тильманса — против притеснений сексуальных меньшинств. Вышитые абстракции египтянки Гады Амер, в узорах которых проступают женские тела,— против сексизма. Видеоинсталляция художника-аниматора из ЮАР Уильяма Кентриджа, посвященная "раскулачиванию" советского авангарда,— против идеологического насилия над искусством. А тотальная инсталляция "Синих носов" "Музей Б. У. Кашкина" про вымышленного свердловского авангардиста, бессовестно пародирующая Илью Кабакова,— против тех, для кого российское актуальное искусство ограничивается московским концептуальным кругом.
И хотя среди русских художников, выбранных Жан-Юбером Мартеном, преобладают все же концептуалисты, издевательский опус "Синих носов" очень точно соответствует идеям куратора. Выставка выстроена так, что глаз не цепляется за одни лишь громкие имена на этикетках вроде Марины Абрамович, Маркуса Ретца, Вика Мюниса, Эрвина Вурма, Вима Дельвуа или Спенсера Туника, но останавливается на чарующих инсталляциях куда менее известных Шебы Чаччи или Тихару Сиоты. Это пространство диалога, где силуэт Эрехтейона, который скотчем наклеил на стену Валерий Кошляков, отвечает "африканской" шпалере из бутылочных крышек нигерийца Эль Анацуи. В нем на равных показывают афганские ковры, где наряду с традиционными орнаментами появляются стилизованные танки, автоматы Калашникова и прочие современные военные реалии, и тончайшую визуальную поэму "Звук тишины" чилийца Альфредо Яара о порочном круге этических проблем, в котором оказывается военный репортер.
Здесь вообще выстраивается множество оригинальных и сложных рифм. Грозный политический "Тотем" Анатолия Осмоловского остроумно рифмуется с ритуальной скульптурой австралийского аборигена Навурапу Вунунгмурры, а безголовые чернокожие дуэлянты в викторианских панталонах и визитках, скроенных из традиционных африканских тканей, Йинки Шонибаре отлично смотрятся на фоне "Дефиле" группы "АЕС+Ф", где покойники обряжены в туалеты haute couture.
Рифмы, парадоксы, монтаж аттракционов — выставка неназойливо доносит до зрителя очевидную гуманистическую идею: мир (и мир искусства тоже) прекрасен в своем разнообразии. Экспозиция начинается за здравие, "Куриным проектом" художника-генетика Куна Ванмехелена, который путем последовательных скрещиваний выводит цыпленка-космополита, а заканчивается за упокой, проектом "Премии для Московской биеннале" художника-писателя Юрия Альберта, который предлагает в качестве награды оплачивать лауреату похороны — в случае, если тот скончается до следующей биеннале. Мартеновский принцип свободы, равенства и братства позволяет увидеть, что Александр Бродский или Дмитрий Гутов не уступают таким звездам, как Тони Крэгг или Аниш Капур, хотя те и другие работают в совершенно разных эстетиках. И значит, каждый из них может всерьез претендовать на альбертовскую премию. Будем надеяться, что всем потенциальным лауреатам она понадобится не скоро.
Оригинальная статья

Последние новости по теме "Соединённые Штаты Америки (США)":

Кромешный арт // III Московская биеннале современного искусства
Даун наверху // Продолжается 57-й Международный кинофестиваль в Сан-Себастьяне
Медведев: пересмотр планов по ПРО не является "пророссийским" решением
РФ и США уверены в перспективности совместных действий по наркотикам
Кинофестиваль "Меридианы Тихого" завершится во Владивостоке
США проводят консультации по ПРО с Польшей и Чехией - Пентагон
Танкер, обстрелянный пиратами в Аденском заливе, прибыл в Египет
Главарь сколоченной Солоником ОПГ лично руководил преступлениями
"Дал показания и сам присел" // Ключевой свидетель обвинения по делу "Общака" обвинен в организации убийства
Полиция пресекла акцию протеста у здания, где пройдет ужин глав G20

Последние новости по теме "Индия":

Кромешный арт // III Московская биеннале современного искусства
Хрупкое терпение // «Ода к радости». Русский и советский фарфор из коллекции Юрия Трайсмана
Кинофестиваль "Меридианы Тихого" завершится во Владивостоке
Анти-Бонд // Михаил Трофименков о «Досье „Ипкресс“»
В Подмосковье взяты главарь и участники ОПГ, сколоченной Солоником
ЧП на складах пиротехники (2006-2009 гг.). Справка
Официально открывается Третья Московская биеннале современного искусства
Резолюция Сейма Польши наносит урон отношениям с Россией - МИД РФ
Россия допускает возможность новых санкций в отношении Ирана
Ядерные недоговоренности

Другие новости культуры и искусства со словами ВЫСТАВКА, БИЕННАЛЕ, СОВРЕМЕННОГО, ИСКУССТВА, ЮБЕРОМ, ХУДОЖНИКА:

Кромешный арт // III Московская биеннале современного искусства
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)