понедельник, 28 сентября 2009 г.

И песик такой молодой…

И песик такой молодой…Очередные проекты Московской биеннале: призрак акционизма бродит по ЦУМу, воины неведомой армии обогревают кострами катакомбы «Винзавода», жители села Кудымкор наконец угодили в «светлое будущее».
Вслед за открытием главной экспозиции биеннале в «Гараже» по городу прокатилась волна вернисажей, в результате чего мероприятие вышло за заданные параметры в смысле размаха. Отдельные события еще будут возникать там и тут в течение месяца, а некоторые выставки вообще перенесены на 2010 год из-за разных технических проблем, но фестиваль в целом можно оценить уже сегодня. Несомненные достоинства основного проекта, созданного куратором Жаном-Юбером Мартеном, быстро уравновесились невнятицей из параллельной программы, не все потенциальные хиты оказались на поверку хитами, однако прогресс все же очевиден: 3-я Московская биеннале оказалась на голову выше двух предыдущих.

Едва ли это объясняется тем, что количество будто бы перешло в качество.

Скорее уж устроители просто сделали необходимые выводы из прежнего опыта. От провинциального привкуса избавлялись по нехитрым, давно известным, но, в общем-то, действенным рецептам. К тому же многие галереи, предложившие свои выставки в программу биеннале, сами доросли до понимания, как придумывать и презентовать непровальные проекты. Хотя в этом направлении еще работать и работать.

Например, «Пространственная литургия» от одного из самых раскрученных наших художников Олега Кулика все-таки пала жертвой самонадеянности и кураторского непрофессионализма.

Эту тотальную инсталляцию в ЦУМе очень рекламировали загодя, предрекая ей феерический успех – а вышел громкий пшик. Честно говоря, и сама-то идея устройства лабиринта с тенями былых художественных акций выглядела не слишком плодотворной. Не знакома наша публика с практикой перформансов до такой степени, чтобы испытать катарсис от встречи с призраками того же Кулика, Осмоловского, Тер-Оганьяна и др. Но теплилась надежда, что за счет толковой драматургии и грамотных технических решений проблема как-нибудь разрешится.

На деле получился инфернальный сумбур, в котором даже адепты акционизма не сразу разобрались.

На вернисаже только и слышалось: «А это кто там снует? Что-то знакомое, но не могу понять...» «Да, мне тоже это напоминает какую-то акцию, но вот какую...» В итоге коллективный разум определил вроде бы всех фигурантов за полупрозрачными занавесками, только особой радости опознание не доставило. Считалось до сих пор, что российский акционизм почил в бозе на недавнем рубеже веков. Теперь выясняется, что и от материализованного его духа мало эстетического проку. А ведь сколько полиэтилена и фольги извели, страшно подумать.
Другая тотальная инсталляция, реализованная Александром Бродским в обширном подвале «Винзавода», воспринимается гораздо лучше – хотя бы из-за того, что не пытается никого возвеличить и не претендует на проповедь. Атмосфера тихого саспенса создана за счет множества однотипных композиций: фигурки в неких павильонах, смахивающих на деревенские парники, греются у имитированных костров. Эти группы раскиданы на большом и довольно неуютном пространстве, их обилие рождает неосознанную тревогу, усугубленную названием «Ночь перед наступлением». Проект вроде бы ни о чем, однако впечатляет и запоминается.

Там же, на «Винзаводе», можно найти еще с десяток выставок разной степени удачности.

Одна из наиболее занятных проходит в галерее «Проун»: куратор Екатерина Деготь и художник Леонид Тишков решили воскресить для потомков историю пермского села Кудымкор и его обитателей. В 1918 году сюда из столиц вернулся уроженец здешних мест, профессиональный художник Петр Субботин-Пермяк – вернулся с тем, чтобы обратить темное крестьянство в футуристическую веру и привить ему высокую художественную культуру. Утопический проект со временем провалился, как ему и было положено, но от него осталось не так уж мало документов, фотографий и изобразительных опусов.

Ныне этот «деревенский сквот» презентован в декорациях, напоминающих о революционном порыве.

Выставка представляет собой не столько исследование прошлого, сколько перевод давнего феномена в актуальный контекст – дескать, чего же все-таки людям нужно от искусства и какими способами этого следует достигать? Затея не лишена признаков постмодернизма, однако построена на реальном и весьма занятном материале.
Среди нескольких выставок, разместившихся на бывшей фабрике «Красный Октябрь» (есть и такой адрес в расписании биеннале), отметим проект галереи Гельмана «Русское бедное» – версию большой выставки, проведенной в прошлом году опять-таки в Перми (как видите, Пермь зажигает). Тут любопытен даже не набор участников, а использованные ими технологии.

Отбирались работы по принципу «чем проще и дешевле, тем релевантнее».

Картины из скотча, пейзажи из бечевок, скульптуры из антрацита, механизмы из дерева, космические корабли из сигаретных пачек – в сумме все это зрелище должно намекать на лаконичный итальянский стиль «арт повера», «бедное искусство», и вместе с тем педалировать российскую специфику. Пожалуй, не все здешние произведения можно назвать выдающимися, но концепция работает. Когда сюжет удачно придуман и толково воплощен, за складность ему можно простить отдельные недочеты. Попробуйте и вы отыскать для себя что-нибудь в программе биеннале, что тронуло бы душу или зацепило сознание. Выбор довольно богатый.
Оригинальная статья

Последние новости по теме "Армия":

Слова Дени о желании жить с отцом не имеют юридической силы - Мизулина
«Получили решение ЦК с разрешением на выпуск романа в свет»
Крушение парома "Эстония": хроника событий и версии. Справка
Саммит G20 стал для России компромиссным
Израилю предложили заморозить поселенческую деятельность
Медведев вернулся в Москву после визитов в Швейцарию и США
Иран продемонстрирует Западу свою ракетную мощь
Владимир Путин отметил день месторождения // Иностранным инвесторам не дали надышаться ямальским газом
Террорист-смертник взорвался в пригороде афганского Герата
Олег Басилашвили - московский петербуржец с грузинскими корнями

Последние новости по теме "Катар":

Лекарство от эвритмии // "Симфония-эвритмия" во Дворце на Яузе
Одна видимость // Art Digital 6: "Другие" в центре M`ARS
Динара Сафина стартует на US Open матчем с юной австралийкой
Ралли "Шелковый путь" стартовало в Казани победой экипажа КАМАЗа
Участники ралли "Шелковый путь" готовы к старту в Казани
Ралли "Шелковый путь" дакаровской серии стартует из Казани в Ашхабад
Выгодный оружейный антракт
Три гамбургера в час
С протянутой трубой
Победа над Петровой на US Open - не приоритетная задача Среботник
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)