пятница, 25 сентября 2009 г.

Гид по 3-й Московской биеннале современного искусства

Гид по 3-й Московской биеннале современного искусстваМОСКВА, 25 сен - РИА Новости. Московская биеннале набирает обороты - за предыдущую неделю на ней открылась почти сотня проектов. Чтобы не заблудиться в насыщенном событиями и выставками пространстве, РИА Новости выбирает основные события арт-форума.
Против исключений
Основной проект III Московской биеннале современного искусства в ЦСК Гараж
Основной проект биеннале - "Против исключений" в "Гараже" - абсолютно универсален: он подойдет и тем, кто любит многосложные философские трактовки, и тем, кому нужно, чтобы было красиво. Придумал его куратор Национальных музеев Франции Жан-Юбер Мартен, известный в России как один из авторов знаменитой выставки 80-х годов "Париж-Москва" (Центр Помпиду) и "Москва-Париж" ( ГМИИ им. Пушкина).
Мартен пригласил порядка 80 художников с пяти континентов, и в экспозиции высокотехнологичные проекты вроде "Водопада информации" Юлиуса Поппа мирно уживаются с традиционными афганскими коврами.
Основная идея Мартена - показать многообразие существующих в художественных практик и разнообразие мира глазами художников. Наряду с такими известными персонами, как живущий в Великобритании индиец Аниш Капур, бельгийский татуировщик Вим Дельвуа и автор скандальных инсталляций, югославка Марина Абрамович, куратор выставил известных только на локальных арт-рынках художников-аборигенов из Австралии и других экзотических мест.
Основной проект III Московской биеннале современного искусства  в ЦСК Гараж
Отдельный аттракцион для посетителей - наблюдение за животными и птицами, которые принимают участие в некоторых проектах. Например, для звуковой инсталляции "Отсюда до уха" Селест Бурсье-Мужено завез в "Гараж" маленьких птичек-амадин, а Кун Ванмехелен для своего"Космополитического куриного проекта" - настоящих кур и петухов.
Среди российских участников - Александр Бродский, Юрий Альберт, Валерий Кошляков, Хаим Сокол, дуэт "Синие носы" и другие художники.
Пространство литургии и русское бедное
Олег Кулик вот уже в третий раз совершает "пространственную литургию". На сей раз она называется "Москва.ЦУМ", считается специальным проектом биеннале и представляет собой авторский взгляд на историю российского перформанса. Во время подготовки проекта художественные акции последних сорока лет были реконструированы, отсняты и переведены в формат "театра теней".
В итоге волей куратора герои перформансов обратились в "призраков", населяющих зеркальный лабиринт, выстроенный на 4 тысячах квадратных метров экспозиционной площади. Оказавшись в лабиринте, зритель должен испытывать самые разные эмоции. Главное, уверен Кулик, что выставка никого не оставит равнодушным.
Второй спецпроект биеннале - "Русское бедное" - был придуман (редкий случай) не для Москвы, а для Пермского музея современного искусства. Теперь он с размахом будет показан на фабрике "Красный октябрь".
Куратор Марат Гельман, вдохновившись деревянными скульптурами из Пермского художественного музея, решил объединить произведения российских актуальных художников из простых, нарочито "бедных" материалов. Среди участников проекта - Валерий Кошляков, Александр Бродский, Николай Полисский, Анатолий Осмоловский, Юрий Альберт, группа АЕС.
III Московская биеннале современного искусства. Проект Третьяковской галереи "Не игрушки!?"
Специальный гость - Люк Тюйманс
Один из главных живописцев современности, бельгиец Люк Тюйманс, привез в Москву последнюю часть своего антиутопического проекта "Наперекор дню". Первые две были посвящены ордену иезуитов и Диснейленду как воплощению концепции идеального города.
Тюйманс не просто знаковый живописец и последователь фигуративного стиля, но один из самых актуальных художников нашего времени. Его серии, посвященные холокосту, педофилии, выборам в Конго всегда становились предметом горячих обсуждений в мировой прессе. Теперь он решил окончательно похоронить утопию. На фабрике "Красный Октябрь" Тюйманс показывает полотна, объединенные идеей Большого Брата, который все время за тобой смотрит. Все картины он рисовал, глядя в Интернет и на передовицы газет.
Винзавод - больше и выше всех
"Виназвод" решил в рамках биеннале размахнуться и затмить всех сразу своими масштабными проектами, один из которых - "Город рабов" Мастерской ван Лисхаута. Как рассказывает сам автор, он создал компактный город для максимально удобного существования новых рабов.
Если Тюйманс утверждает, что утопия умерла, то Лисхаут отвечает ему новой утопией для современных офисных сотрудников, где компактность и умеренность упакованы в хороший современный дизайн. Правда, жители этого абсолютно самодостаточного города (все отходы перерабатываются до бесконечности, а пришедшие в негодность работники идут в пищу) выглядят отталкивающе и напоминают узников концлагеря.
Проект российского архитектора Александра Бродского "Ночь перед наступлением" в подвале корпуса № 6 ничуть не уступает голландскому по масштабам. Сам автор утверждает, что это самая масштабная из всех его конструкций.
Валерий Кошляков покажет в галерее Гельмана свои картонные объекты, а в Зеленом ангаре Александр Пономарев, известный по подводной лодке, всплывающей в самых неожиданных местах - в том числе, на Венецианской биеннале, - соорудит некий полисистемный объект "из обломков империи". Известно, что управление объектом будут осуществлять 15 человек, которые, видимо, потом сразу попадут в объекты "города рабов".
Плюс ко всему, все галереи "Винзавода" присоседились к биеннале и показывают своих художников.
Основной проект III Московской биеннале современного искусства в ЦСК Гараж
Сверхновая вещественность
Чем дальше, тем становится яснее: Московская биеннале должна сразить всю Россию если не уровнем проектов, то как минимум масштабом.
Приставка "сверх" в проекте молодого куратора Андрея Паршикова, занявшего четыре этажа Московского музея современного искусства, имеет отношение к новому среднему классу, о котором рассуждают около 13 художников. Алина Гуткина сделала проект о девелоперах, которые уничтожают старые города, не только разбирая исторические памятники, но и стирая проявления уличной культуры, например, граффити. Яша Каждан показал фильм о том, как зазомбированный телевизором герой становится жертвой паранойи, от которой ему помогает избавиться крем для обуви Happy end. Дмитрий Булныгин демонстрирует во всей красе эстетику визуального трэша, связанного в том числе и с любимым времяпровождением офисного планктона - просмотром видео в Интернете. Впрочем, особо внимательные наблюдатели могли уже видеть эти проекты в галерее фонда "Современный город".
III Московская биеннале современного искусства. Проект Третьяковской галереи "Не игрушки!?"
Не игрушки в ГТГ
Показать связь работающих ныне художников с авангардистами начала ХХ века - такую задачу поставили организаторы выставки в Третьяковской галерее, выбрав для этого самый простой и общепонятный исходный материал - детские игрушки.
Оказавшись в руках художников, они из бытовых предметов превратились в объекты, коллажи, ассамбляжи и инсталляции.
При этом результат почти всегда вызывает улыбку - как не порадоваться, например, за шкодливых жирафов Ростана Тавасиева, которые захватили музей и ведут себя в нем самым непотребным образом: качаются на картинах и разъезжают на пианино. В экспозиции представлены 70 проектов российских художников, созданные за последние 80 лет.
Кроме того, в Третьяковской галерее на Крымском валу на экспериментальной площадке можно увидеть картонный Мавзолей, на стенах которого Юрий Аввакумов развесил проекты "Бумажной архитектуры" - здания, придуманные в 1980-х-1990х, воплощенные на бумаге, получившие престижные международные награды, но так и не построенные. Некоторые эксперты считают, что бумажная архитектура - явление не менее значимое, чем конструктивизм 1920-х и неоклассицизм 1930-х.
Ретро-трэш и красота
Посетители выставки "Бумажная архитектура. Mausoleum", которая открылась в рамках Третьей Московской биеннале в Третьяковской галерее на Крымском валу.
В Центральном выставочном зале "Манеж" выставки двух великих наших современников - фотографа Бориса Михайлова и художника, музыканта Владимира Тарасова.
Михайлов давно перебрался в Берлин, но не изменил своему фирменному стилю, который можно обозначить одним словом - саспенс. Постоянное напряжение в его работах создано за счет антуража - это фотосерии, героями которых становятся нищие, бомжи, просто странные люди. Михайлов снимает их в квартирах со старой мебелью, на улице, посреди грязи и луж. Каждый снимок продуман до мелочей, и от сочетания идеального постановочного кадра и режущего глаз уродства возникает напряжение, нарастающее с каждым снимком.
В финале экспозиции, в качестве полемической коды, Владимир Тарасов показывает три инсталляции, объединенные одной темой - темой звука. В первом случае это мелодия камня, во втором - народная песня, в третьем - джаз 60-х годов. Как это показано - пусть останется загадкой до того момента, когда вы дойдете до этих удивительных по красоте инсталляций.
Реальное искусство
Проект, который может стать неожиданным открытием биеннале - выставка REALLY? в еще не достроенном центре дизайна Artplay на Яузской набережной. Несмотря на то, что у выставки есть куратор - Александр Соколов, - экспозицию ни в коем случае не надо воспринимать как цельную. Стоит просто рассмотреть каждый объект в отдельности. Среди авторов - лауреат премии Кандинского Анатолий Осмоловский, автор спецпроекта в ЦУМе Олег Кулик, участвовшая в этом году в Венецианской биеннале Ирина Корина, а также Сергей Огурцов, Кирилл Маркушин, Виктор Алимпиев и многие другие. Все эти художники представили скульптуры, видео и картины в неоформленном заводском ангаре, который создал обаятельный антураж стихийных и полулегальных выставок 80-90-ых годов, когда художники занимались практически самозахватом заброшенных помещений и показывали то, что действительно, хотели, а не то, что придумал за них куратор или спонсор.
Ярмарка "Универсам"
И еще один проект, ставший приятным открытием биеннале - организованная художниками ярмарка по продаже современного искусства "Универсам". Как рассказывали сами авторы проекта, им захотелось создать альтернативный вариант "АРТ-Москвы" - ежегодной ярмарки современного искусства в ЦДХ, и заодно организовать подобие ярмарки "Supermarket" в Швеции. Теперь на трех этажах здания "Известий", в боксах, построенных из картонных коробок, художники и примкнувшие к ним галеристы с "АРТ-Москвы" (к примеру, Paperworks) показывают искусство, которое тут же можно по скромной цене купить. Получилось весело и неожиданно: пробираясь сквозь узкие ряды, можно найти работы известных и не очень художников, среди которых - Кирилл Асс, Валерий Чтак, Лиза Преображенская, Яков Каждан, Ксения Перетрухина, Наташа Стручкова , Максим Илюхин, группа Escape и многих других. И не думайте, что вы там найдете дизайн или вещи: даже если что-то будет похоже на вещи, знайте - все это современное искусство.
Оригинальная статья

Последние новости по теме "Бокс":

"Арт-Москва" застряла на таможне // Накануне открытия западным галереям было нечего показать
Легенды "тряхнут стариной"
Лав продолжает забивать
"Интер" побеждает и без Моуринью
Самое тяжелое золото // Билял Махов стал чемпионом мира в весовой категории до 120 кг
Комитет Госдумы по физкультуре и спорту проведет работу над 12-ю законопроектами
"У Семеня мужская манера бега"
Приобретение группой ОНЭКСИМ клуба НБА: реакции в России и США
Ничья в пользу Газзаева
Валуев предложил Хэю не рассуждать о нокауте, а "поговорить" на ринге

Последние новости по теме "Пермский край":

Речной вокзал в Перми будет реконструировать "Проект Меганом"
Регионы экономят на погибших
Пермский губернатор передумал возмещать водителям расходы на взятки
Лобовое столкновение с властью
Всемирные глотки // Новые программы "Хуун-уур-Ту" в Перми
Кабаковых и Билла Виолу покажут на выставке видеоарта в Перми
Культурная политика
Сундуки и железяки
"Территория" понаехала в Пермь // Фестиваль-школа открылась швейцарским балетом
Режиссеров и писателей заманивают пожить в Перми на стипендии

Другие новости культуры и искусства со словами БИЕННАЛЕ, СОВРЕМЕННОГО, ИСКУССТВА, КУРАТОР, ХУДОЖНИКОВ, ТРЕТЬЯКОВСКОЙ:

Третьяковская галерея представила три проекта в рамках Биеннале
Московской биеннале современного искусства дан официальный старт
Сундуки и железяки
Запас вневременности
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)